Interested Article - Свечина, Софья Петровна

Сóфья Петрóвна Свéчина , урождённая Соймонова ( 22 ноября 1782 26 августа 1857 ) — фрейлина , писательница, хозяйка литературного салона в Париже, одна из наиболее влиятельных русских католиков XIX века ; сестра княгини Е. П. Гагариной .

Биография

Софья Петровна Соймонова, дочь статс-секретаря Петра Александровича Соймонова ( 1737 1801 ) от брака с Екатериной Ивановной Болтиной ( 1756 1790 ), родилась 22 ноября 1782 года в Москве . Имя своё получила в честь императрицы Екатерины II , которая до принятия православия носила имя Софии.

Под руководством своего отца, человека весьма образованного в духе XVIII века, и матери, дочери историка И. Н. Болтина , Софья Петровна получила отличное во вкусе того времени образование: она в совершенстве владела родным языком, превосходно знала европейские языки (итальянский, английский, французский, немецкий) и имела познания даже в латинском, греческом и еврейском языках, что, по тогдашним понятиям, считалось фундаментом солидного образования.

После восшествия на престол императора Павла I Софье была оказана большая честь: она стала фрейлиной императрицы Марии Федоровны . Не отличаясь красотой, но наделенная блестящим умом и обаянием, она пользовалась большим успехом в придворном обществе. Она была прелестна своей неотразимой симпатичностью, ею ничем не выдававшемуся лицу придавали особую красоту маленькие, голубые глаза, свежесть молодого лица и грация походки.

Замужество

В 1800 году Софья, семнадцатилетней девушкой, вышла по желанию отца замуж за санкт-петербургского военного губернатора генерала от инфантерии Николая Сергеевича Свечина ( 1759 - 11 ноября 1850 ), которому к тому времени было уже 42 года. Вскоре после свадьбы её отец попал в опалу, был выслан из Петербурга и умер в Москве от удара. Скоро и генерал Свечин стал жертвой неуравновешенного Павла I и вынужден был подать в отставку. Но, несмотря на опалу, молодожены остались в Петербурге. Софья погружается в чтение художественной литературы, главным образом французской, философских сочинений Канта , Гегеля , Декарта . Много времени посвящает она воспитанию сестры Екатерины ( 1790 1873 ) и приёмной дочери. Собственных детей Софья иметь не могла. По-видимому, эта личная драма также способствовала её обращению в католичество [ источник не указан 2732 дня ] .

Религиозные взгляды

Софья Петровна Свечина
Миниатюра, 1830-е гг.

В салонах высшего света того времени весьма часто появлялся известный кавалер д’Огар , французский эмигрант, сделанный впоследствии императорским библиотекарем. Увлекательная пропаганда католицизма, которую вел д’ Огар, глубоко запала в душу Свечиной и была толчком к дальнейшему сближению её с французами-католиками, из которых наибольшее влияние на неё имел Жозеф де Местр — французский философ и политический деятель. Он находился в Петербурге в качестве посланника короля Сардинии.

Де Местр был сторонником политического клерикализма, который предполагал главенствующую роль Церкви во всех сторонах жизни государства. Этой идеей он старался заинтересовать императора Александра I , симпатизировавшего католичеству. Именно в это время все большее число русских аристократов обращается в католичество.

Путь к принятию католичества не был короток, и лёгок. Свечина долгое время сознательно не приобщалась ни к Православной, ни к Католической Церкви. Её терзали сомнения, она мучительно искала религиозного смысла. И она наконец обрела его. Достоверно известно, что это произошло в 1815 году и почти совпало с появлением указа об изгнании иезуитов из Москвы и Петербурга, а несколькими годами позже и из всей России. Духовные отцы Свечиной посоветовали сохранить в тайне факт её обращения. Дело в том, что в царском указе иезуиты обвинялись в том, что они якобы склоняли православных к переходу в католичество. Её обращение как бы подтверждало это обвинение. Такое двойственное положение оказалось ей не по силам, и вскоре правда стала известна всем.

Отступление Свечиной от православия вызвало общественное осуждение. Однако терпимый в вероисповедных вопросах Александр I сохранял благосклонность к бывшей фрейлине, что ещё более будоражило петербургский высший свет. Клевета и интриги вынудили Свечину эмигрировать, и в 1816 году она уезжает в Париж . Здесь она скоро обратилась в ревностную католичку, примкнув к ультрамонтанской партии. Наскоро устроив в 1818 году свои дела в России, Свечина окончательно переселилась в столицу Франции, где её салон скоро сделался центром, куда стекались французские знаменитости, а домашняя капелла — местом перехода многих православных в католичество. На всех посещавших салон Свечиной обаятельно действовал духовный облик этой — по выражению Лакордера- «grande conversatrice» (пер. с фр. великая мастерица беседы), её недюжинный ум и начитанность.

Софья Петровна Свечина скончалась в Париже 26 августа 1857 года настолько выдающейся по своим религиозным убеждениям католичкой, что вскоре после её смерти упорно передавали слух о её канонизации. Литературным памятником деятельности С. П. Свечиной служат её многочисленные сочинения (на французском языке), изданные вскоре после её смерти в Париже и состоящие главным образом из афоризмов; для характеристики Софьи Петровны весьма важны и её не раз издававшиеся многочисленные письма.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Свечина, Софья Петровна