Interested Article - Захарьичев, Макарий Варфоломеевич

Мака́рий Варфоломе́евич Заха́рьичев (в 1924—1925 годах — епископ Михаил ; 26 мая [ 7 июня ] 1864 , Журавлиха , Николаевский уезд 28 июля 1930 , Рождествено , Средневолжский край ) — епископ Древлеправославной церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию) , епископ Самарский, Симбирский и Уфимский (1924—1925).

Биография

Родился 26 мая 1864 года в селе Журавлиха Николаевского уезда Самарской губернии (ныне Ивантеевский район Саратовской области ) в семье потомственных старообрядцев. Получил домашнее образование.

В 1890 году епископом Пафнутием (Шикиным) был хиротонисан во пресвитера для прихода храма Козмы и Дамиана села Журавлиха. В 1892 году был переведён на приход в Самару, где по его инициативе был обновлён иконостас. Епископом Самарским Алексием (Серёдкиным) был награждён набедренником и наперсным крестом, возведён в протоиереи.

В 1907 году собрал в Самаре епархиальное собрание духовенства и мирян, утвердившее предложенный им проект устава духовного совета. В 1910 году епископом Порфирием (Маничевым) награждён камилавкой.

А в 1921 году Макария постигло личное горе — скончалась его жена Феодосия Степановна .

Летом 1924 года на епархиальном съезде в Самаре выдвинут кандидатом во епископы. 24 сентября ( 7 октября ) 1924 года, на отдельном совещании епископов, епископу Иоанникию (Исаичеву) было поручено совершить чин иноческого пострижения ставленника. 23 ноября ( 6 декабря ) 1924 года архиепископом Мелетием (Картушиным) и другими архиереями был хиротонисан во епископа Самарско-Симбирского и Уфимского .

После поступивших в архиепископию нареканий, Освященный Собор, проходивший в Москве в июне 1925 года, поручил епископам Тихону (Сухову) и Андриану (Бердышеву) расследовать обвинения. 13 июля 1925 года по результатам расследования епископ Михаил был подвергнут запрещению. Определение об этом подписали архиепископ Мелетий, епископ Геронтий (Лакомкин) , епископ Гурий (Спирин) , епископ Тихон (Сухов) .

В тот период он познакомился с некоей Анисьей Дружининой из села Рождествено, расположенного на другом берегу Волги напротив Самары. Бросив прихожан и храм, епископ перебрался к Анисье. Она постоянно упрекала Захарьичева в том, что он не может обеспечить ей роскошную жизнь, требовала, чтобы он устроился на «настоящую» работу .

1 октября 1925 года, придя на общественный диспут о религии, проходивший в самарском городском театре, епископ Михаил публично, выйдя на трибуну, отрёкся от сана. Такой поступок произвёл на староверов тягостное впечатление. Сам отступник лишился душевного покоя. Сразу после происшествия в театре его посетил священник Харитон Глинкин из Сызрани. Захарьичев был в мирской одежде. Длинные волосы, какие по обычаю носят священнослужители, он остриг. Бывший епископ объяснил, что его подвергло на такой сан обида на несправедливое отношение архиереев и критическое материальное положение. Также Захарьичев взволнованно сказал, что не отрекался от Бога: «Вот Он! Я верю и буду верить. Я пойду к Нему, только другим путём» .

3 октября 1925 года в самарском ЗАГСе официально зарегистрировал брак с А. О. Дружининой, а 5 октября общим решением девяти епископов был извержен из сана. Во второй половине 1920-х годов, пребывая в неуравновешенном состоянии, раскаивался в произошедшем, искал возможности уйти в монастырь или скит. Проживал в различных сёлах, а в 1929 году заведовал пивным складом. В марте 1930 года переехал на станцию Кинель , в сорока километрах от Самары, а позднее в село Рождествено, в дом жены, где 28 июля покончил с собой, повесившись .

Епископ Иринарх (Парфёнов) , к которому родственники обратились за разрешением на церковное погребение, отказал в таковом. Епископ Иринарх (Парфёнов) так высказался о Захарьичеве: «Перенял у Иуды ! Тот предал Христа и удавился. И Михаил отрёкся. И вместо того, чтобы испустить слёзы и принять раскаяние, покончил временную жизнь самоубийством через повешение. Куда пошла душа! Всему есть предел. Нельзя же глумиться над всемогуществом Божьим. Это всеобщий урок» . Точное место захоронения неизвестно.

Примечания

  1. В журнале Церковь К. Швецов указан 1889 год (см. Самарская старообрядческая община // Церковь. 1910. № 36. С.902-905)
  2. Дмитрий Урушев от 27 октября 2017 на Wayback Machine
  3. , с. 224.

Литература

  • Боченков В. В. Старообрядчество советской эпохи. Епископы Русской Православной Старообрядческой церкви. — М. : Вече, 2019. — С. 242—247. — 320 с. — (Историческая литература). — ISBN 978-5-4484-0925-7 .
Источник —

Same as Захарьичев, Макарий Варфоломеевич