Interested Article - Селюцкий, Геннадий Наумович

Генна́дий Нау́мович Селю́цкий ( 23 декабря 1937 , Петрозаводск 29 октября 2020 , Санкт-Петербург ) солист балета Кировского театра , балетный педагог , профессор . Лауреат Международного конкурса артистов балета в Вене (1959). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2000).

Биография

В 1956 году окончил Ленинградское хореографическое училище (в настоящее время — Академия русского балета имени А. Я. Вагановой ) по классу Феи Ивановны Балабиной .

В 1956—1990 годах — солист балета Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (в настоящее время — Мариинский театр ). Начинал как классический танцовщик лирико-драматического плана, со временем перешёл на мимические, игровые роли.

С 1963 года занимался преподавательской деятельностью. Профессор классического танца Академии русского балета им. А. Я. Вагановой и балетмейстер -репетитор Мариинского театра .

Участвовал в съёмках фильмов-балетов «Баядерка», «Раймонда», «Жизель», «Спящая красавица», «Хореографические миниатюры».

Творчество

Артист

Первый исполнитель партий: Ма Личен (« Красный цветок » (балетмейстер А. Л. Андреев, 1958); Конькобежец (миниатюра «Конькобежцы» в «Хореографических миниатюрах» (1958), «Вальсы Равеля» (2-й и 7-й вальсы) и «Новеллы любви» (1963) (все — балетмейстер Л. В. Якобсон ); Тореро в «Испанских миниатюрах» (балетмейстер Х. В. Гомес де Фонсеа, 1967); Николай I («Левша») и номер «Вальс-фантазия» на музыку М. И. Глинки (балетмейстер Ю. Н. Григорович ). Принимал участие в концертах «Камерного балета» под руководством Г. Алексидзе . Выступал в спектаклях хореографов: К. Сергеева , В. Чабукиани , Р. Пети .

На сцене Мариинского театра Геннадий Селюцкий исполнил более двух десятков балетных партий. Репертуар артиста неординарен: Зигфрид и Ротбарт Лебединое озеро »), Дезире и Каталабют (« Спящая красавица »), Вацлав и Гирей (« Бахчисарайский фонтан »), Парис, Тибальд, Трубадур (« Ромео и Джульетта »), Великий брамин (« Баядерка »), Абдерахман (« Раймонда »), Визирь (« Легенда о любви »), Ганс (« Жизель »), Красс, Вольноотпущенник Красса (« Спартак »), Бирбанто (« Корсар »), Мако («Тропою грома»), Человек в чёрном («Берег надежды»), Командор (« Лауренсия »), Маркиз (« Пламя Парижа »), Клавдий («Гамлет»), Флорестан («Карнавал»), Вакх (« Вальпургиева ночь » из оперы « Фауст »), Арап Петра I (« Медный всадник »), Доктор-скупщик («Жемчужина»), Сандро («Родные поля»), Антонио («В порт вошла „Россия“»), Баян (« Клоп »), « Хореографические миниатюры » («Мечта», «Птица и охотник», «Слепая»). Роли не просто разного плана — они контрастны по амплуа. Обстоятельства жизни Селюцкого сложились так, что на смену лирическим героям пришли острохарактерные. Его Великий брамин в «Баядерке», Абдерахман в «Раймонде», Гирей в «Бахчисарайском фонтане», Визирь в «Легенде о любви», Ганс в «Жизели» не просто незабываемы: по ролям Селюцкого до сих пор учатся и сверяют свои роли молодые исполнители [ источник не указан 980 дней ] .

В Кировском театре шла «Легенда о любви». Внутри великолепного ансамбля главных героев нельзя было оторвать глаз от исполнителя партии Визиря. Каждая поза буквально чеканилась в экспрессивных формах танца, выдавая бешеный внутренний напор придворного сатрапа с непроницаемым лицом. Но особенно выделялись руки, звучащие с силой и страстью человеческого голоса. Такой выразительной жестикуляции, такой способности руками чувствовать, мыслить, говорить могли бы позавидовать актёры драматические. …Целых три десятилетия, до 1990-го, Селюцкий царил на «игровом» балетном поле, выступая в пантомимных ролях Ротбарда, Ганса, Абдерахмана, Гирея, Великого брамина. Он принял «скипетр» из рук знаменитого их исполнителя, наставника нескольких поколений танцовщиков в актёрском мастерстве М. М. Михайлова, и теперь уже сам отвечал за вековые традиции балетной пантомимы, непрерывность их жизни в нашем времени — ведь на мастерстве Селюцкого учились нынешние Великие брамины, Абдерахманы и Гиреи. Кстати, именно образы восточных персонажей, людей другого мира, другой цивилизации, были подлинным «коньком» артиста. Не последнюю роль в том играло его загадочное, с азиатской примесью лицо. Взглянешь — и сразу всплывает блоковское: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы». Крупное, словно литое — и впрямь, как по Блоку, со своеобразными «раскосыми очами» — оно поражало сходством с ликами буддистских статуй и придавало фигурам балетного Востока необычайную колоритность и значительность. Прибавьте сюда властный широченный жест с живописной игрой кистей, твёрдую, как воля, поступь, мужскую мощь посылов. А за столь эффектной пластической «ширмой» у Селюцкого развёртывались — вполне в традициях русской психологической игры — мучительные душевные драмы обречённых на безответную любовь героев.

Н. Н. Зозулина, Призвание Учителя // Вестник АРБ. — 2008. — № 1.

Ассистент хореографа

В качестве ассистента хореографа работал с М. Бежаром , П. Лакоттом , Р. Пети , Дж. Роббинсом .

Педагог

С 1963 года — преподаватель, а с 2002 года по 2012 год — профессор классического танца Академии русского балета им. А. Я. Вагановой , с 1991 года — балетмейстер-репетитор Мариинского театра .

«Не знаю, с чем можно сравнить воспитание танцовщика. Может быть, с огранкой бриллианта. Это действительно ювелирная работа. От кончиков волос до кончиков пальцев, всё должно быть подчинено музыке, смыслу, технике. Всё вместе собрать удаётся очень редко», — так Селюцкий объяснял суть профессии в снятом о нём фильме.

Н. Н. Зозулина Н. Н. Призвание Учителя // Вестник АРБ. — 2008. — № 1.

Среди его учеников — Фарух Рузиматов , Реджеп Абдыев , Валентин Елизарьев , Сергей Козадаев, Василий Медведев, Сталмурбек Станов, Игорь Петров, Вячеслав Самодуров , Дмитрий Пыхачов, Александр Сергеев, Кирилл Мельников, Денис Фирсов, Денис Толмачев, Сергей Попов, Александр Сергеев, Андрей Касьяненко, Алексей Тимофеев, Илья Петров, Эрнест Латыпов, Эмиль Фаски, а также учащиеся венгерской группы Дьёрдь Сакай, Ене Лечен, учащиеся болгарской группы Бисер Тодоров, Александр Александров, Румен Рашев, Ален Ботаини ( Германия ), Есио Хомура ( Япония ). В разные годы в театре под его руководством готовили партии Фарух Рузиматов, Константин Заклинский , Махар Вазиев , Игорь Зеленский , , , Андрис Лиепа , Юлия Махалина , Леонид Сарафанов , Игорь Петров, Дмитрий Корнеев, Андрей Яковлев (1-й), Андрей Яковлев (2-й). В Мариинском театре под его руководством готовили партии , Данила Корсунцев , Евгений Иванченко , Андрей Ермаков , Алексей Попов, Эрнест Латыпов.

Семья

Жена - Татьяна Бонковски

  • Сын - Патрик Бонковски

Звания и награды

Видеография

Примечания

  1. . ИА «Росбалт» (ru). Дата обращения: 30 октября 2020. 1 ноября 2020 года.
  2. Екатерина Белова. . Согласие (1997). Дата обращения: 16 августа 2015. 4 марта 2016 года.
  3. Дата обращения: 4 ноября 2020. 6 ноября 2020 года.
  4. . Дата обращения: 8 января 2019. 8 января 2019 года.

Литература

  • Красовская В. Времена поисков, времена выдвижений // Нева . — 1960. — № 10 .
  • Харлап А. Радость преодоления // Вечерний Ленинград. — 1966. — Вып. 12 мая .
  • Коган Э. Геннадий Селюцкий // Ленинградский балет сегодня. Т. 2. — Л.—М.: Искусство, 1968. — С. 248—261. — 35 000 экз.
  • Скляровская И. Герой балетной пантомимы // Театр . — 1989. — № 10 .

Ссылки

  • Балет: энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
  • Русский балет: Энциклопедия. — М.: БРЭ, Согласие, 1997.
  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Селюцкий, Геннадий Наумович