Interested Article - Пильман, Жан-Батист

Жан-Бати́ст Пильма́н ( фр. Jean-Baptiste Pillement ; 24 мая 1728 , Лион 26 апреля 1808 , Лион) — французский художник , живописец - пейзажист , рисовальщик- орнаменталист , гравёр , мастер офорта , и декоратор интерьеров в стиле рококо . Мастер стиля шинуазри .

Биография

Жан-Батист Пильман происходит из лионской ветви семьи потомственных живописцев лотарингского происхождения. Художниками были его дед, отец, ближайшие родственники отца. Жан-Батист был заядлым путешественником, жил между Варшавой, Лондоном, Лиссабоном и Парижем.

В 1743 году он переехал из Лиона в Париж , где был нанят Жан-Батистом Удри в качестве ученика рисовальщика на Мануфактуре Бове (в 1733—1734 годах Удри был директором мануфактуры). В 1745 году Пильман уехал в Мадрид , где пробыл пять лет. Далее путешествовал по Европе. Писал пасторальные пейзажи: деревенские виды, пастухи, пастушки, ведущие своих коз и овец к ручью, водяная мельница, скалистые возвышенности, покрытые пышной растительностью, и поэтизированные руины. В 1750 году в возрасте двадцати двух лет он переехал в Португалию , в Лиссабон , где его живописные работы пользовались успехом. Соблазн дальнейших путешествий заставил его отказаться от предложения стать придворным живописцем короля Португалии Жозе I . В 1754 году он переехал из Лиссабона в Англию , в Лондон , всего за год до сокрушительного лиссабонского землетрясения .

Пильман провел в Англии восемь лет, затем побывал в Голландии , Германии , изучал английскую, немецкую и голландскую пейзажную живопись. Он был вдохновлен картинами голландского художника Николаса Берхема . В этот период Пильман познакомился со знаменитым английским актёром и драматургом Дэвидом Гарриком и его австрийской женой Евой Марией Вайгель, которые стали страстными коллекционерами его работ. Затем, в 1763 году, Пильман отправился в Вену , где служил при императорском дворе Марии Терезии и её супруга Франца I Стефана Лотарингского , избранного императором в 1745 году . В 1765 году он уехал из Вены в Варшаву . Для польского короля Станислава Августа Понятовского оформлял интерьеры Королевского замка в Варшаве , где создал «Китайскую комнату», и резиденции в Уяздове .

В 1766—1767 годах был в Санкт-Петербурге , где с его именем (по одной из версий) связывают создание панно Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме , пригороде российской столицы.

Затем Пильман работал в Пьемонте , Милане , Риме и Венеции . В 1768—1780 годах был придворным художником королевы Марии-Антуанетты . Украшал дворец Малый Трианон в Версале . В 1780—1787 годах снова уехал в Португалию, где проектировал и выполнял украшения интерьеров для королевского двора; основал также школу рисунка. Был в Швейцарии (Базель), снова на Пиренейском полуострове (Кадис). Во время Великой французской революции и в 1790-е годы жил в южном Лангедоке . Последние годы жизни Жан-Батист Пильман провёл в родном Лионе, где проектировал орнаменты для шёлковых мануфактур и давал уроки живописи. Он оставался в Лионе до своей смерти в 1808 году. Умер в нищете, поскольку вкусы изменились и никто уже не заказывал орнаменты в стиле рококо и украшения шинуазри . Его сын Виктор Пильман (1767—1814) стал рисовальщиком-орнаменталистом и художником-гравёром.

Особенности творчества

За свою жизнь Пильман выполнил более трёхсот графических листов с изображениями цветов и растений. Его орнаментальные композиции гравировали английские, французские и голландские гравёры, среди которых наиболее известен Пьер-Шарль Кано. В Лондоне, где Пильман жил и работал с 1754 по 1762 год, он опубликовал cвои первые альбомы орнаментальных гравюр.

Наибольшую известность получили альбомы гравированных рисунков «Стилизованные цветы в китайском стиле для шёлка и ситцев» (Fleurs stylisées à la chinoise pour la soie et le chintz, 1760), «Рисунки цветов, орнаментов, картушей, фигур и сюжетов в китайском стиле» (Œùvre de fleurs, ornements, cartouches, figures et sujets chinois, 1776), «Новая сюита с китайскими картинками для рисовальщиков и живописцев…» (Nouvelle suite de cahiers chinois a l’usage des Dessinateurs et des peintres", No.2, Inventés et dessinés par Jean Pillement. Gravés par Anne Allen; после 1775). В 1767 году издатель Шарль Левье объединил награвированные рисунки Пильмана в альбом под названием «Произведения Жана Пильмана, живописца и знаменитого рисовальщика, состоящие из двухсот образцов, часть из которых выгравирована им самим в офорте: другие — Кано, Равене, [James] Массоном, Валле и другими искусными гравёрами» (Œuvres de Jean Pillement peintre et dessinateur célèbre, composées de deux cents pièces dont une partie gravée par lui-même à l’eau-forte : les autres par Canot, Ravenet, [James] Masson, Wallet[Qui ?] et autres habiles graveurs).

Композиции Пильмана представляют собой смесь изображений фантастических птиц, цветов, животных, человеческих фигур и различных китайских мотивов. Пильман считается главным создателем жанра декоративных панно « шинуазри » в архитектурных интерьерах, отчего «китайский стиль» в этом виде искусства во Франции стали называть «стилем Пильмана». Он часто работал с гравёрами, такими как Энн Аллен, которая впоследствии стала его женой. Его композиции использовали в росписи фарфора и шёлка , набивных тканях и бумажных обоях в «восточном стиле» на различных мануфактурах Франции .

Работы мастера ныне хранятся во многих музеях мира, в том числе, в парижском Лувре , художественных музеях Кливленда , Филадельфии , Гонолулу , Британской Колумбии, Индианского университета , Метрополитен-музее , Национальной галерее искусства в Вашингтоне , Бостонском музее изящных искусств , Лондонском Институте искусства Курто , Музее изобразительных искусств в Лейпциге , в Палаццо Питти и частных коллекциях.

Галерея

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Jean Baptiste Nicolas Pillement // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. — 2016.
  4. Власов В. Г. Пиллеман, Пильман, Жан-Батист // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 163

Ссылки

Источник —

Same as Пильман, Жан-Батист