Кёрнер, Теодор
- 1 year ago
- 0
- 0
Теодор Шпаркуль ( нем. Theodor Sparkuhl ; 7 октября 1894, Ганновер — 1 июня 1946, Санта-Фе , США ) — немецкий кинооператор , работавший в Германии , Великобритании , Франции и США , где снял более 100 фильмов. С 1911 года устроился киномехаником, а с 1912 года кинооператором в Берлине . С 1916 года по 1928 год работал киноператором игровых фильмов, в том числе сняв 18 картин Эрнста Любича . С 1928 по 1932 работал в Англии и Франции , после чего переехал в США , где получил известность за операторскую работу в фильмах жанра нуар .
Родился 7 октября 1894 года в Ганновере в обеспеченной семье директора банка Карла Шпаркуля. Рано увлёкся кинематографом. В 1911 году устроился киномехаником в берлинский филиал компании « Гомон », а уже через год был назначен кинохроникёром, в качестве которого находился в командировке в России и на Ближнем Востоке . В Первую мировую войну снимал кинохронику на Восточном фронте .
В 1916 году начинает свою карьеру в игровом кинематографе. В том же году знакомится с Эрнстом Любичем , вместе с которым за шесть лет снимет восемнадцать фильмов. В 1919 году снял комедии Любича «Принцесса устриц» и «Кукла», которые считаются лучшими немецкими кинокомедиями дозвукового периода, а в 1923 году и последний немецкий фильм режиссёра — «Пламя» . В немецкий период своего творчества Шпаркуль, кроме того, работает над фильмами Эвальда Андре Дюпона , Георга Якоби, Лупу Пика и Рихарда Освальда . В 1928 году участвует в создании фильма «Ложные пути» Георга Вильгельма Пабста . В 1928 году переезжает в Англию, где на протяжении трёх лет на студии British International Pictures , а в 1931—1932 годах работает во Франции, перед тем как эмигрировать в США. Во Франции в 1931 году поставил два первых звуковых фильма Жана Ренуара — « Ребёнку дают слабительное » и « Суку » .
Переехав в США, работает в Голливуде с 1932 года, где за 14 лет участвует в съёмках около 60 фильмов. Получил известность как искусный оператор, мастер работы со светом, способный передать соответствующую атмосферу в фильмах-нуарах и тех, которые позже станут классифицировать как «прото-нуары» . Работа со светом в таких фильмах, как « Среди живущих » (1941), «Улица удачи» (1942) и «Стеклянный ключ» (1942), знаменует собой заметное расхождение с традиционной техникой американских операторов с применением низкого контрастного освещения в голливудских криминальных фильмах 1930-х годов. Его новаторская операторская работа в этих фильмах рассматривается как важный вклад в развитие типичного стиля нуара 1940-х годов. Среди представителей этого жанра также выделяют его работу в картине Фрэнка Ллойда «Кровь на солнце» (1945), в котором ему удалось передать на экране «настоящее кьяроскуро с блестящими от дождя и полыми чёрными машинами, лицами, вспыхивающими светом во тьме, человеческими фигурами, утопающими в глубине комнаты, пока на них неожиданно не будет направлен взгляд, а вместе с ним — и рождаемый самим пространством на мгновение свет» .