Interested Article - Худойназаров, Бахтиёр Бабаджанович

Бахтиёр Бабаджа́нович Худойназа́ров ( 29 мая 1965 , Душанбе , Таджикская ССР , СССР 21 апреля 2015 , Берлин , Германия ) — советский, таджикский и российский кинорежиссёр , сценарист и кинопродюсер .

Биография

Родился 29 мая 1965 года в Душанбе . Работал журналистом на радио и телевидении, ассистентом режиссёра на киностудии « Таджикфильм ».

В 1989 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа , мастерская Игоря Таланкина .

Бахтиёр Худойназаров — единственный из среднеазиатских режиссёров, который в 1990-е годы сделал имя таджикскому кинематографу и вышел в европейское пространство . Его первый полнометражный игровой фильм « Братан » (1991) был снят в жанре road-movie в пустыне Средней Азии. По мнению кинокритика Андрея Плахова, в этой скромной чёрно-белой студенческой работе «предугадано то ощущение бездомности и сиротства, что вскоре охватит Таджикистан, вовлечённый в войну с самим собой» . Фильм получил ряд призов на международных кинофестивалях. Второй фильм « » (1993), снятый во время межнациональных конфликтов в Таджикистане, рассказывал «про молодую жизнь, которая пытается привыкнуть к войне, про всё те же одиночество и бездомность, про любовь» и был отмечен « Серебряным львом » кинофестиваля в Венеции . Трагикомедия « Лунный папа » (1999) по сценарию Ираклия Квирикадзе с Чулпан Хаматовой и Морицем Бляйбтроем в главных ролях стала его наиболее известной режиссёрской работой. Андрей Плахов увидел в ленте «цветистую экзотичность в духе Параджанова — Маркеса — Кустурицы» . Но кинокритик отмечает, что «Бахтиёр Худойназаров далеко ушёл и от поэтического реализма, и от мифологизации провалившегося в прошлое самодостаточного советского космоса. По ходу сюжета фильм не раз меняет жанровые ориентиры, перепады интонации колеблются в интервале от пафоса до стёба. В чём, безусловно, угадываются неотъемлемые признаки маньеризма как ведущего стиля западного кино» .

Мировая премьера следующего фильма Бахтиёра Худойназарова, трагикомедии « Шик », состоялась в рамках Берлинского кинофестиваля в 2003 году . Фильм также участвовал в конкурсной программе фестиваля « Кинотавр », где был награждён Гран-при.

В 2012 году режиссёр снял экологическую драму « В ожидании моря », «притчу об ушедшем море, о земле, ставшей пустыней, и о капитане, который упрямо тащит через мёртвые пески своё судно к вожделенным водным просторам» . Обозреватель « Независимой газеты » Дарья Борисова увидела в фильме «собирательный образ постсоветской окраины, где растерянные люди разных национальностей живут воспоминаниями» . Сам режиссёр понимал картину как метафору утраченных человеческих ценностей: «Мы потеряли море внутри нас и теперь сохнем, становимся как пустыня и степь, где гуляет один только ветер — пыльный и солёный» . Это вторая часть предполагаемой трилогии об евразийском пространстве (первая часть — «Лунный папа», третья часть задумывалась по сценарию Олега Антонова «Живая рыба») . В картинах создаётся образ особого места, пограничья, где сходятся разные страны.

Я люблю пограничье. Там интересное напряжение. Сосуществуют разные народы, культуры. Они пытаются вместе жить, что-то создавать или, наоборот, разрушать. В воздухе что-то витает. Место на краю. Как человек на краю решения, кризиса. И в этой точке интересно его изучать.

Бахтиёр Худойназаров

Фильм «В ожидании моря» был показан на открытии VII Римского кинофестиваля .

Последней работой режиссёра стал остросюжетный телесериал « Гетеры майора Соколова » , отмеченный номинациями на несколько кинопремий.

С 1993 года Бахтиёр Худойназаров делил жизнь между Москвой и Берлином . 20 октября 2014 года врачи диагностировали у него рак печени .

Бахтиёр Худойназаров скончался 21 апреля 2015 года в одной из клиник Берлина . Отпевание состоялось в православном храме Константина и Елены ; торжественная панихида также прошла в православном храме Душанбе . Похоронен на Русском кладбище Тегель в Берлине .

Фильмография

Режиссёр

Продюсер

Сценарист

Награды и номинации

Примечания

  1. Bakhtiyar Khudojnazarov // — 2005.
  2. . Независимая газета (4 июля 2013). Дата обращения: 22 апреля 2015. 4 сентября 2013 года.
  3. Андрей Плахов. . Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. Т. 3 . СПб, 2001. . Энциклопедия отечественного кино. Дата обращения: 22 апреля 2015. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  4. Kozlov, Vladimir . The Hollywood Reporter (21 апреля 2015). Дата обращения: 29 июня 2023. 29 июня 2023 года.
  5. Елена Стишова . // Искусство кино : журнал. — 2003. — № 5 . 5 августа 2014 года.
  6. Валерий Кичин . . Российская газета (21 апреля 2015). Дата обращения: 22 апреля 2015. 24 апреля 2015 года.
  7. Дарья Борисова. . Информационное агентство «Фергана» (21 апреля 2015). Дата обращения: 22 апреля 2015. 9 мая 2015 года.
  8. . МК.ru (23 октября 2012). Дата обращения: 13 ноября 2012. 20 ноября 2012 года.
  9. . РИА Новости (9 ноября 2012). Дата обращения: 22 апреля 2015. 10 ноября 2012 года.
  10. . Газета.ru (10 мая 2014). Дата обращения: 17 мая 2014. 13 мая 2014 года.
  11. от 15 августа 2015 на Wayback Machine // Аргументы Недели , 21 апреля 2015
  12. от 23 апреля 2015 на Wayback Machine // ТАСС , 21 апреля 2015
  13. . ТАСС (21 апреля 2015). Дата обращения: 25 апреля 2015. 23 апреля 2015 года.
  14. . Радио Озоди (24 апреля 2015). Дата обращения: 25 апреля 2015. 26 апреля 2015 года.
  15. . Официальный сайт кинофестиваля Мангейм — Хайдельберг. Дата обращения: 22 апреля 2015. Архивировано из 7 ноября 2013 года.
  16. . СК Новости (19 сентября 2014). Дата обращения: 27 сентября 2014. (недоступная ссылка)
  17. . Дата обращения: 22 апреля 2015. Архивировано из 22 марта 2015 года.

Ссылки

  • // ТАСС , 21 апреля 2015.
  • . Новости города Актау (9 сентября 2013). Дата обращения: 22 апреля 2015.
Источник —

Same as Худойназаров, Бахтиёр Бабаджанович