Коммерческое училище (Кингисепп)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Училище почитания сокровенного» ( кит. 崇玄學, кит. упр. 崇玄学, пиньинь Сһо́ng xuánxué , палл. Чун сюань сюэ ) — возникшее в 741 году в Китае во время империи Тан (618—907, кит. 唐朝) учебное заведение, в котором изучались тексты древнего даосизма и которое занималось подготовкой государственных чиновников.
Во время империи Тан особое отношение императорской власти к традиции даосизма связывалось с родовой легендой рода Ли 李, ставшего в 618 году правящим домом и объявившего себя потомком святого Лао-цзы . С эпохи Шести династий (220—589) разные школы даосской религии использовали образ обожествлённого Лао-цзы . Постепенно даосские священнослужители включались в придворную жизнь. Представители императорской власти интересовались местами почитания Лао-цзы и выступали за создание новых мест жертвоприношений . В годы правления императора Сюань-цзуна 玄宗 (712—755) была проведена масштабная ритуальная реформа .
В 740 году был издан указ Сюань-цзуна об основании поминальных храмов «Высочайшего Сокровенного Изначального Августейшего Владыки» ( Тай-шан сюань юань хуан-ди мяо 太上玄元皇帝廟) в Чанъане и Лояне и учреждении новой организации «Чун сюань сюэ» .
В 741 году вышел новый указ Сюань-цзуна о создании аналогичных учебных заведений в каждой области империи и при региональных храмах .
В 743 году столичные храмы получили особые наименования: лоянский — «Дворец Великой Утончённости» ( Тай вэй гун 太微宮), чанъаньский — «Дворец Великой Чистоты» ( Тай цин гун 太清宮). Провинциальные храмы предков получили названия «Дворцов Пурпурного Предела» ( Цзы цзи гун 紫極宮). В чанъаньском храме содержались статуи Лао-цзы , самого Сюань-цзуна , Конфуция , министров Чэнь Силе и Ян Гочжуна, а также четырёх «истинных людей»: Чжуан-цзы , Вэнь-цзы, Ле-цзы и Гэнсан-цзы .
Целью создания «Чун сюань сюэ» было формирование чиновничьего корпуса из лиц, компетентных в даосских канонах и предназначенных для совершения ритуалов в храмах предка династии.
Можно выделить следующие задачи создания данного учебного заведения:
а) восстановление нарушенного миропорядка,
б) разработка официального комплекса ритуалов и жертвоприношений ,
в) укрепление культа предков основателя династии,
г) создание многочисленной и повсеместно представленной группы служилых людей, поддерживающих культ предков династии и знакомых с интеллектуальным наследием древнего даосизма .
Отбор лиц, компетентных в даосских канонах и предназначенных для совершения ритуалов, осуществлялся на основе экзаменационной системы, именуемой дао цзюй 道舉. Подготовка чиновников занимала три года. В 742 году они впервые были задействованы в совершении ритуалов. В связи с намерением Сюань-цзуна увеличить число служилых людей, закончивших «Институты почитания сокровенного», была проведена преподавательская и экзаменационная реформа .
В 743 году была проведена реорганизация, в результате которой руководителей новых учреждений уравняли с руководителями существующих организаций: преподавателей столичных училищ из «эрудитов почитания сокровенного» ( чун сюань боши 崇玄博士) переименовали в «учительствующих мужей» ( сюэ ши 學士) и приравняли к преподавателям «Управления княжественных сыновей» ( Го цзы цзянь 國子監); глав училищ переименовали в «старших учительствующих мужей» ( да сюэ ши 大學士) и приравняли к высшим министрам; столичные учебные центры переименовали в «Институты почитания сокровенного» ( Чунсюань гуань 崇玄館) .
В 743 и в 748 годах внесли изменения в процесс проведения экзаменов:
а) 743 г. — облегчение экзаменационной процедуры (уменьшение количества правильных ответов, необходимых для прохождения экзамена) и сокращение времени прохождения обучения;
б) 748 г. — смягчение требований по допуску к прохождению экзаменов (теперь разрешение можно было получить прямо от начальника области);
в) 748 г. — уменьшение количества вопросов для выпускников на отборочных экзаменах .
В «Чун сюань сюэ» изначально изучались четыре текста: а) Дао дэ цзин ; б) Чжуан-цзы ; в) Вэнь-цзы ; г) Ле-цзы .
В 742 году добавился текст Гэнсан-цзы 庚桑子, скомпилированный Ван Ши-юанем 王士元 в середине 742 года. Другие его названия — Кансан-цзы 亢桑子 и Канцан-цзы 亢倉子. Текст приписывался Гэнсан Чу 庚桑楚 и был скомпилирован из фрагментов Чжуан-цзы , Ле-цзы и Чуньцю .
В 754 году Дао дэ цзин был изъят из списка и заменён на И цзин .
Впоследствии четырём текстам с целью выделить их из ряда других были даны особые названия, которые, согласно" Старой истории Тан ", соответствовали титулам «истинных людей»: «Истинный канон Южного Цветения» ( Наньхуа чжэньцзин 南華真經), «Истинный канон проникновения в сокровенное» ( Тунсюань чжэньцзин 通玄真經), «Истинный канон направленности к пустоте» ( Чунсюй чжэньцзин 沖虛真經) и «Истинный канон пронзания пустоты» ( Дунсюй чжэньцзин 洞虛真經) .
В 675 и 678 году император Гао-цзун включил тексты Чжуан-цзы и Дао дэ цзин в состав текстов, необходимых для прохождения государственных экзаменов .
Название организации «Чун сюань сюэ» переводят по-разному. Тимоти Барретт переводит её как «Коллегия даосских исследований» (College of Taoist Studies) . Чарльз Бенн предлагает вариант «Школы, возвышающие даосское обучение» (Schools Exalting Taoist Learning) . В. М. Рыбаков предлагает вариант «Отдел почитания горних сил» . А. Д. Зельницкий использует перевод «Училище почитания сокровенного» .
«Даосское» в «Чун сюань сюэ»: «Чун сюань сюэ» было основано при храме, посвящённом Лао-цзы , в этой организации изучался Дао дэ цзин , связанный с даосской религиозной традицией. В остальных текстах, входивших в программу, религиозно-ритуального содержания не было. Люди, проходившие обучение в «Чун сюань сюэ», не были связаны с даосской религиозной традицией, их не называли даосами. Поэтому «Чун сюань сюэ» нельзя назвать «даосским» учебным заведением .