Домбрайе, Эдди Лорд
- 1 year ago
- 0
- 0
Домбра́ , также Домбыра́ ( ног. домбра , каз. домбыра ) — струнный щипковый музыкальный инструмент , который существует в культуре казахов , ногайцев , а также калмыков .
В 1989 году в Казахстане в Алматинской области , высоко в горах на плато (жайляу) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа , был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога Кемаля Акишева , данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы , Казахстан . Как видно из рисунка, инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов — предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.
Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут являться её прототипом, более 2 тыс. лет назад .
Также в своё время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана .
По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского , гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у куманов. Куманы — европейское название кипчаков. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толқындары (волны Иртыша ), Мұңды Қыз (печальная девушка), Тепен көк (рысь), Ақсақ қаз (хромой гусь), Бозінген (светлая верблюдица), Желмая (одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (топот кулана), Көкейкесті (глубокое переживание) и др.
[ источник не указан 1080 дней ] .
Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков -кочевников, которых в то время называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем для достижения соответствующего настроя.
В 2012 году была создана электродомбра .
Первое воскресенье июля объявлено в Казахстане Днём национального музыкального инструмента домбры. Впервые он отмечался 1 июля 2018 года .
О домбре и её происхождении существуют легенды:
Так день прошёл, и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и что было силы ударил ею о голову брата. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на голове отпечаток.
Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.
Для казахов кюй — больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев — кюйши , среди которых домбристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбре). В казахском народе говорят: «Нағыз қазақ — қазақ емес, нағыз қазақ — домбыра!» , что означает «настоящий казах это не сам казах, настоящий казах — домбра!» . Тем самым подчеркивается важность умения играть на домбре для каждого казаха, что подчеркивает особую любовь казахов к этому инструменту.
Домбра ( каз. домбыра ) — казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент . Также является народным инструментом у ногайцев . Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.
Корпус — грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны две и обычно они настроены в кварту или квинту .
Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы , оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе — и музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.
В оркестре казахских народных инструментов присутствует контрабас-домбра, предложенная профессором Ахметом Жубановым .
Домбра — самый популярный казахский музыкальный инструмент [ источник не указан 3182 дня ] . Музыкальные инструменты подобные домбре есть не только у казахов, этот инструмент имеет свои аналоги у многих народов. В русской культуре есть схожий по форме инструмент домра , в таджикской культуре — , в узбекской культуре — Думбыра , , похожий по форме Дутар , в туркменской культуре — Дутар , Баш , Думбыра, в башкирской культуре — Думбыра , в ногайской культуре приазовья — Домбыра, в азербайджанской и турецкой культуре — Саз , в якутской — Таҥсыр. Различаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).
Длина домбры составляет 80—130 см. Лады могут быть навязными, врезными, или, как у узбекской домры, отсутствовать совсем .
Струна | Нота | Октава |
---|---|---|
1 | g (соль) | Малая |
2 | d (ре) |
Звучание открытых струн домбры образует её квартовый строй . Также он может быть и квинтовым . Последовательность тонов для домбры, начиная с первой струны, самой высокой по тону: соль , ре ( малой октавы ).
Интервалы между струнами: g {ч.4} d (буквенная нотация по Гельмгольцу , ч.4 — чистая кварта).
Музыкальный диапазон домбры с 19 ладами на грифе составляет две полных октавы (часть малой октавы, первую и часть второй): от ре малой октавы до ре второй октавы.