Interested Article - Источник (картина)

«Источник» ( фр. La Source ) — картина французского художника Жана Огюста Доминика Энгра . Работа над полотном была начата во Флоренции в 1820 и завершена в 1856 году в Париже . Поза обнажённой девушки повторяет позу модели с другой картины Энгра — « Венера Анадиомена » (1848). Художник вдохновлялся знаменитыми античными изваяниями Афродиты Книдской и Венеры Стыдливой. Два ученика Энгра, Поль Бальз и Александр Дегофф , написали сосуд, из которого льётся вода, и фон картины.

Провенанс

Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции. В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений. Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел. «Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей. Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий. Через некоторое время картина была продана графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков. Она оставалась в коллекции графа до 1878 года, затем была передана графиней Дюшатель, которая таким образом исполнила волю мужа, музею Лувра. В Лувре полотно хранилось до 1986 года. В настоящее время находится в музее Орсе (инв. № RF 219) .

Композиция

Обнажённая, босая девушка с кувшином, из которого льётся вода, безусловно представляет собой аллегорическое изображение источника жизни, или « Фонтана молодости ». Считается, что устоявшемуся в изобразительном искусстве иконографическому типу « нимфы источника » Энгр дал своей картиной новую трактовку . Картина представляет собой второй вариант композиции , которая, по-видимому, была задумана в 1807 году — именно этим временем датируются два рисунка фигуры Венеры из музея Энгра в Монтобане . В 1808—1848 годах художник работал над картиной « Венера Анадиомена », поза девушки из «Источника» повторяет позу богини, но она не выжимает мокрые волосы, а держит глиняный кувшин с льющейся из него водой. По мнению Кеннета Кларка , мотив поднятой правой руки Энгр заимствовал у нимфы работы Жана Гужона : в коллекции Гая Ноулеса (Лондон) хранится зарисовка художника, выполненная им с известного рельефа Фонтана невинных .

Женская фигура представлена фронтально. Она стоит, опираясь на левую ногу, слегка согнув правую, её торс наклонён влево. Грациозно поднятая над головой правая рука поддерживает дно сосуда. Черты лица девушки классические с «несколько меланхоличным выражением» (и, что впервые проявляется у художника, отличаются некоторой салонностью), они напоминают «головки Грёза », которые в период Второй империи снова вошли в моду. Линии рисунка безупречно чисты. Моделируя формы с помощью тончайших тональных и светотеневых нюансов, Энгр почти стирает грань между условностью живописи и реальностью. Фигура чётко выделяется на неглубоком тёмном фоне, сосуд и блестящие струи воды подчёркивают контраст тёплых розовато-золотистых оттенков кожи и серой скалы .

Подробный формальный анализ картины приводит в своей книге «Искусство и визуальное восприятие» один из наиболее видных представителей гештальтпсихологии Рудольф Арнхейм . В своём анализе он, прежде всего, усомнился в расхожем тезисе о «жизненности и реальности» изображения, заметив, что изображённая на картине девушка «держит кувшин в исключительно неудобной позе». Поза кажется естественной в двухмерном восприятии, но в трёхмерном пространстве возникают иные отношения. «Чтобы изобразить правую руку, согнутую над головой и несколько уходящую вглубь, потребовалось самое смелое воображение». А «очертания кувшина представляют собой перевёрнутый образ головы девушки» .

Далее, делая акцент на динамической симметрии композиции и, создаваемой ей контрапосте , Арнхейм приходит к выводу, что удивительная красота фигуры создаётся отвлечёнными структурными линиями и геометрией (что, на первый взгляд, кажется неправдоподобным), а также смелыми отступлениями от действительной анатомии человеческого тела (что позволял себе Энгр и в других картинах, например в « Большой одалиске »). Арнхейм заключал: «Некоторые из особенностей, описанных выше, вытекают из объективной формы и строения человеческого тела, однако сравнение Источника с „Венерой“ Тициана или „Давидом“ Микеланджело показывает, как мало общего между собой имеют тела, созданные этими великими мастерами… Они одинаковы в их общих структурных осях, но обладают исключительно специфическими контурами или цветом. Чтобы создать образ этих моделей, необходимо придумать и наложить на них композиционную схему… Глядя на „Источник“, мы ощущаем эффект воздействия формальных средств, значение которых в том, что они делают это изображение жизни целостным и совершенным» .

Исходя из тех же принципов гештальтанализа, В. Г. Власов в основе композиции Энгра увидел сочетание и взаимодействие многих S-образных линий , действующих в трёх измерениях по гештальт-принципу экономии энергии зрительного восприятия. На собственном рисунке трёхмерной модели, он показал, что самой короткой линией, соединяющей наиболее удалённые точки на поверхности трехмёрной формы будет S-образная линия. Такая «преображённая форма в трёхмерном пространстве примиряет плоскость и объём, форму и пространство, единство и многообразие», обеспечивая эстетическое качество .

Критика

Картина была принята современниками с энтузиазмом. Теофиль Готье в статье об «Источнике» писал:

Никогда ещё целомудренная нагота не являлась зрителю такой мягкой, такой юной, такой проникнутой светом, такой полной жизни. Здесь идеал пришёл через иллюзию .

Художественный критик Шарль Блан назвал девушку из «Источника» «прекраснейшей из женских фигур» . Позднее картину воспринимали более прохладно, считая «надуманной и сентиментальной» и ставили в один ряд с обычными салонными произведениями . Кеннет Кларк , признавая прекрасным в «некоторых деталях» рисунок, отмечал «общую вялость и сухость композиции» и то, что ранние работы Энгра более выразительны .

Тем не менее «Источником» вдохновлялись такие художники, как Сёра , Ренуар , Майоль , Пикассо и Магритт . В 1885 году Винсент Ван Гог в письме к брату отозвался об «Источнике» следующим образом: «…эта вещь была, есть и всегда будет чем-то поистине новым» .

В культуре

В 1996 году модельер Иссей Мияке в сотрудничестве с художником Ясумасой Моримурой создал плиссированное платье-тунику с напечатанной в полный рост репродукцией картины.

Примечания

  1. Stoddart, David Michael. (англ.) . — Cambridge University Press , 1990. — P. 131. — ISBN 978-0-521-39561-8 .
  2. (фр.) . Musée d'Orsay. Дата обращения: 10 мая 2015. 4 ноября 2019 года.
  3. Березина, В. Н. Жан-Огюст-Доминик Энгр. — М.: Изобр. иск-во, 1977. — с. 223
  4. Березина, В. Н. Жан-Огюст-Доминик Энгр. — М.: Изобразительное искусство, 1977. — С. 197
  5. Кларк К. Нагота в искусстве : исследование идеальной формы / Пер. с англ.: М. В. Куренной и др.. — СПб. : Азбука-классика, 2004. — С. 440.
  6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974. — С. 148—150
  7. Арнхейм Р. — С. 152
  8. Власов В. Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве. Учебник для вузов. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2017. — C. 149—153
  9. Th. Gauthier. La Source. «L’Artiste», 1857, vol. 2
  10. (фр.) . Musée d'Orsay. Дата обращения: 10 мая 2015. Архивировано из 18 мая 2015 года.
  11. Кларк К. Нагота в искусстве : исследование идеальной формы / Пер. с англ.: М. В. Куренной и др.. — СПб. : Азбука-классика, 2004. — С. 182.
  12. Березина, В. Н. Жан-Огюст-Доминик Энгр. — М.: Изобр. иск-во, 1977. — с. 200.
  13. Caroline Mathieu: Musée d’Orsay , S. 39
  14. vgl. Muthmann, Friedrich: Mutter und Quelle : Studien zur Quellenverehrung im Altertum und im Mittelalter . Basel : Archäologischer Verl., 1975. (S. 441)
  15. Цит. по: Березина, В. Н. Жан-Огюст-Доминик Энгр. — М.: Изобр. иск-во, 1977. — с. 200.

Литература

  • Березина, В. Н. Жан-Огюст-Доминик Энгр. — М.: Изобр. иск-во, 1977. — с. 197, 200, 223

Ссылки

  • (фр.) . Musée d'Orsay. Дата обращения: 10 мая 2015. Архивировано из 18 мая 2015 года.
Источник —

Same as Источник (картина)