Рабыня Изаура (телесериал)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Одалиска и рабыня» ( фр. L'Odalisque à l'esclave ) — картина Жана Огюста Доминика Энгра , написанная маслом на холсте в 1839 году по заказу Шарля Маркотта. На ней в интерьере гарема изображены обнажённая одалиска , музыкант и евнух . Это полотно, представляющее собой классический образец ориентализма во французской живописи, ныне хранится в Художественном музее Фогга в Кембридже ( штат Массачусетс ).
За свою долгую творческую карьеру Энгр написал несколько картин с гаремными сценами, начиная с « Большой одалиски » (1814). Эти работы демонстрируют интерес к ориенталистской тематике, присущий множеству французских художников эпохи романтизма , в том числе и сопернику Энгра — Эжену Делакруа . Поскольку Энгр никогда не бывал на Ближнем Востоке, он изобразил в «Одалиске и рабыне» воображаемую сцену . Картина была написана в Риме, где художник проживал с 1835 по 1841 год, занимая там должность директора Французской академии . Одалиска была написана по рисунку, сделанному с натуры ещё несколькими годами ранее . Музыкант была написана с натурщицы, позировавшей в студии, а множество деталей, таких как танбур , были взяты с гравюр .
Энгр трудился над картиной со всей присущей ему тщательностью, наняв в помощники нескольких своих учеников. Одним из них был , который следующим образом вспоминал об этом опыте:
Энгр начал свою работу с натуры и подготовил грубый набросок на своём холсте, затем его ученики довели не столь значимые детали до совершенства , такие как архитектура, мозаика, ковры, мебель, инструменты, которые он часто перемещал, неохотно удовлетворяясь их выполнением… Затем, покончив с фигурами, он один взялся согласовать элементы композиции с помощью тончайших слоёв краски .
В сентябре 1840 года картина была доставлена в Париж, где она удостоилась высокой оценки у критиков, изучавших её в доме владельца. В 1845 году полотно было выставлено на широкую публику, вызвав всеобщее восхищение. Так, о ней написали Бодлер и Теофиль Торе-Бюргер .
Энгр написал вторую версию «Одалиски и рабыни» в 1842 году с помощью двух своих учеников — Поля и Ипполита Фландренов. Ныне эта картина хранится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе . В этом варианте стена, выполнявшая роль фона в картине 1839 года и, по мнению искусствоведа Карин Гримм, как бы заключающая одалиску в «комнату без выхода» , была заменена на сад, написанный Полем Фландреном. Прототипом для него послужил парк в .
В Лувре хранится тщательно проработанный рисунок Энгра, сделанный в 1858 году и воспроизводящий композицию 1839 года .