Interested Article - Родригес, Тито
- 2020-03-14
- 1
Ти́то Родри́гес Лоса́да ( исп. Pablo Rodríguez Lozada ; 4 января 1923 , , Сан-Хуан , Пуэрто-Рико — 28 февраля 1973 , , Флорида , США ) — популярный в 1950 — 1960-е годы певец и руководитель латиноамериканского оркестра, звезда стиля « мамбо », часто почтительно называемый поклонниками «Незабвенным» ( исп. El Inolvidable ) .
Детство и юность
Родригес родился в районе Сан-Хуана — Сантурсе в семье Хосе и Северины Родригес ( José y Severina Rodríguez ). Рано заинтересовавшись музыкой, с детства он был окружён музыкальными игрушками: гитарами , пианино и трубами . Старший брат Тито, Джонни Родригес ( Johnny Rodríguez ), был популярным в Пуэрто-Рико композитором-песенником и руководителем оркестра; его пример вдохновил Тито стать музыкантом. В 1936 году , 13-ти лет он стал певцом группы Ладислао «Лади» Мартинеса ( Ladislao «El maestro Ladí» Martínez ) «Индустриас нативас» ( Industrias Nativas ), а в 16 лет впервые принял участие в записи пластинки вместе с Квартетом «Майари» ( Cuarteto Mayari ). В 1940 , вскоре после смерти родителей, Тито эмигрировал в Нью-Йорк , где собирался поселиться у старшего брата, Джонни, переехавшего в США в 1935 году .
Начало карьеры
Приехав в Нью-Йорк, Тито нашёл работу в оркестре Эрика Мадригеры ( Eric Madriguera ), играя на бонго и исполняя вокальные партии. В 1941 году он записал песни «Любовь гуахиро» ( Amor guajiro ), «Подойди ближе» ( Acercate mas ) и «Это была компарса» ( Se fue la comparsa ). В 1942 году Родригес присоединился к оркестру Ксавьера Кугата ( Xavier Cugat ) и записал такие вещи как: «Бин, бам, бум» ( Bin, bam, bum ) и «Салат из конг» ( Ensalada de congas ).
На год Родригес был призван в армию США . После демобилизации он вернулся в Нью-Йорк и поступил в оркестр Хосе Курбело ( José Curbelo ). Во время одного из выступлений в «Чайна долл кабаре» ( China Doll Cabaret ) Тито познакомился с юной хористкой японского происхождения, Тоби Кеи ( Tobi Kei , урождённой Такэку Кунимацу, Takeku Kunimatsu ), которая впоследствии стала его женой.
Сольный дебют
В 1947 году Тито Родригес дебютировал со своим собственным оркестром, который он назвал «Лос дьяблос дель мамбо» ( Los Diablos del Mambo — «Дьяволы мамбо»). В 1950 году Родригес поступил в Джульярдскую школу сценического искусства, где учился по классу вибрафона , ксилофона и перкуссии . В том же году название его оркестра была изменено на «Лос лобос дель мамбо» ( Los Lobos del Mambo — «Волки мамбо»), но чуть позже Тито отказался от обоих этих вариантов. Тогда он решил назвать свой ансамбль просто — «Оркестр Тито Родригеса» ( The Tito Rodriguez Orchestra ). Первая же песня — «Поцелуй меня, Бемба» ( Besame La Bemba ), записанная оркестром под этим новым именем, — стала хитом . В 1952 году за разработку собственного уникального стиля Родригес был поощрён «Сенчури консерватори» ( Century Conservatory of Music of New York ). Два года подряд его оркестр становился лауреатом премии «Гран трофео» ( Gran Trofeo Award ).
В 1953 году Тито Родригес услышал перкуссиониста по имени . Он был так вдохновлён его игрой, что сразу же предложил работу в своём оркестре. Родригес также решил попробовать Фелисиано в качестве певца и дал ему возможность выступить в танцевальном клубе «Палладиум» ( Palladium Ballroom ), знаменитом «Доме мамбо». Впоследствии Чео перешёл в другую группу, однако их дружба с Родригесом продолжалась до конца дней.
Среди множества групп, выступавших в «Палладиуме», особо выделялись оркестры Чарли Палмьери и Тито Пуэнте . Между двумя Тито — Родригесом и Пуэнте — быстро возникло соперничество, длившееся многие годы. Это было время бума латиноамериканских ритмов — время ча-ча-ча и мамбо .
Тито против Тито
«Дуэль» между двумя Тито нашла своё отражение и на грампластинках. «Передай моему сопернику, что я здесь» ( Avisale a mi contrario que aqui estoy yo ), «Мне жаль тебя» ( Que pena me da ) — вот лишь два образчика, характеризующие сложные взаимоотношения между Родригесом и Пуэнте.
Непросто сложилась у Родригеса и отношения с (будущим основателем компании « ») который как-то раз делал аранжировку одной из песен для оркестра Тито Родригеса. Затем Пачеко был нанят Тито Пуэнте и сделал аранжировку трёх композиций для него. Поскольку финансовое положение Джонни в те времена было не блестящим, он вновь заглянул в репетиционную студию оркестра Тито Родригеса чтобы поинтересоваться, нет ли для него новой работы, но, не застав Родригеса на месте, ушёл. Вернувшись в студию и узнав о визите Пачеко, Родригес не только не дал тому работы и запретил своим музыкантам поддерживать какие бы то ни было контакты с ним, но более того — написал ставшую вскоре популярной песню «Твои дела меня не волнуют» ( A mí no me importas tú ) — косвенный, но вполне прозрачный выпад в сторону Пачеко.
Шестидесятые
Интерес к рок-музыке , ставшей необыкновенно популярной к началу 1960-х годов, не мог не оказать влияния и на латиноамериканскую музыку . Латиноамериканские группы начали отходить от классического « биг-бэндовского » мамбо, переключившись на звучащие более современно бугалу и сальсу , популярные среди латиноамериканской молодёжи. Родригес же решил попробовать свою удачу в жанре болеро и записал несколько пластинок, многие песни с которых стали очень популярны — уже упомянутая выше песня El Inolvidable Хулио Гутьерреса и «В одиночестве» ( En la soledad ) Пучи Бальсейро ( Puchi Balseiro ), которые многие признают вершиной карьеры Тито Родригеса: по всему миру было продано более полутора миллионов экземпляров дисков. Кроме того, Тито Родригес продюсировал альбомы таких групп, как «Лос Испанос» ( Los Hispanos ) и «Лос Монтемар» ( Los Montemar ).
Последние годы
В 1970 году Тито Родригес вернулся в Пуэрто-Рико и поселился в своём родном районе Сан-Хуана — Сантурсе, выстроив для своей семьи дом в японском стиле (как было упомянуто выше, жена Тито была по происхождению японкой). Вскоре после возвращения Родригеса на родину 7-й канал телевидения Сан-Хуана начал транслировать программу «Шоу Тито Родригеса» ( El show de Tito Rodríguez ), в котором принимали участие популярные музыканты. Кроме того, Родригес основал собственную студию грамзаписи — «ТР Рекордс» ( TR Records ).
Последнее публичное выступление Тито Родригеса состоялось 2 февраля 1973 года — это было выступление с и его оркестром в нью-йоркском зале Мэдисон-Сквер-Гарден .
28 февраля 1973 года Тито Родригес скончался от лейкемии в своём доме в городе ( Флорида , США ), куда его незадолго до того перевезла жена.
Значение
В апреле 1999 года состоялась торжественная церемония занесения имени Тито Родригеса на скрижали Международного зала славы латиноамериканской музыки. Тито Родригеса на этом мероприятии представлял его сын, Тито Родригес-младший. Чео Фелисиано записал альбом, посвящённый памяти Родригеса. Японский дом Тито Родригеса в Сан-Хуане является одной из туристических достопримечательностей города.
Избранная дискография
- Esta es mi Historia (WS Latino, 19__)
- Tito Rodríguez Live at the Palladium (United Artists, 1960)
- Charanga, Pachanga (WS Latino, 1961)
- Tito Returns to the Palladium — Live (WS Latino, 1961)
- Latin Twist (WS Latino, 1962)
- Tito’s Hits (WS Latino, 1962)
- Let’s do the Bossanova (WS Latino, 1962)
- Tito Rodríguez from Hollywood (Palladium Records, 1963)
- Tito Rodríguez Live at Birdland (Palladium Records, 1963)
- From Tito With Love (WS Latino, 1963)
- Carnaval de las Américas (WS Latino, 1964)
- En la Oscuridad (WS Latino, 1967)
- Esta es mi Orquesta (WS Latino, 1968)
- Inolvidable (TR Records, 1969)
- Tito Dice… Sepárala También con el Sexteto La Playa (Fania, 1971)
- Nostalgia con Tito Rodríguez (1949 a 1958) (Tico Records-Fania Legend, 1972)
- Palacio de la Música-WS Latino «Tito Rodríguez con la Rondalla Venezolana: Eternamente» (1993)
- Cindy & Tito Rodríguez: Alma con Alma (Palacio América, 1995)
- Tito Rodríguez con la Rondalla Venezolana: Nuevamente Juntos (Palacio de la Música-WS Latino, 1999)
Примечания
- Тито Родригес получил это прозвище по одноимённой песне Хулио Гутьерреса ( Julio Gutierrez ), которую блестяще исполнял.
- Гуахиро на кубинском диалекте испанского языка означает «белый крестьянин».
- Бемба или чибемба — одно из племён народности банту в Африке. Название песни, таким образом, можно перевести как «Поцелуй меня, негритянка».
Библиография
- Биография Тито Родригеса на сайте «Музыка Пуэрто-Рико»
- 2020-03-14
- 1