Людми́ла Пáвловна Казáнцева
(род.
1 июня
1952
,
Днепропетровск
,
УССР
) —
советский
и
российский
музыковед
,
музыкальный педагог
,
музыкальный критик
, лектор-просветитель, член
Союза композиторов СССР (РФ)
.
Творческая биография
Окончила историко-теоретико-композиторский
факультет
Государственного музыкально-педагогического института
(ныне
Российская академия музыки
) им. Гнесиных (
1976
) и
аспирантуру
там же (
1981
).
Защитила кандидатскую
диссертацию
на тему «О содержательных особенностях музыкальных произведений с тематическими заимствованиями» (
1985
) и докторскую
диссертацию
на тему «Автор в музыкальном содержании» (
1999
),
профессор
(
2000
).
В 1976-82 преподавала в
Астраханской государственной консерватории
, в 1982-88 — в
Красноярском государственном институте искусств
. С
1988
—
доцент
, затем
профессор
Астраханской государственной консерватории
и
Волгоградского государственного института искусств и культуры
. Разработала и более 20 лет преподает у студентов и аспирантов авторский курс «Теория музыкального содержания», внедренный во всех звеньях музыкального образования в ряде городов России.
Автор
более 200 научных, учебных и методических публикаций, в которых излагает авторскую концепцию теории музыкального содержания, концепцию авторского (композиторского) присутствия в
музыкальном произведении
, разрабатывает теоретические вопросы семантики тональности, музыкально-тематических заимствований, эстетических закономерностей современной музыки, отображения
русской культуры
в
творчестве
зарубежных
композиторов
, взаимодействия
искусств
.
Сделала более 100 научных докладов на конференциях в
России
и за рубежом — в Бельгии, Болгарии, Великобритании, Греции, Италии, Латвии, Литве, Сербии.
С
2007 года
проводит ежегодные Чтения по музыкальному содержанию, заведует межвузовской Проблемной научно-исследовательской лабораторией музыкального содержания, базирующейся в
Волгоградском государственном институте искусств и культуры
.
Регулярно проводит циклы лекционно-практических занятий по теории музыкального содержания для слушателей курсов повышения квалификации как в
России
, так и за рубежом.
Член
Союза композиторов России
. Состоит в Научном комитете Общества теории музыки России.
Награды, премии, титулы
-
Премия Губернатора Астраханской области в области науки и техники (
2003
);
-
Премия им. Артура Каппа (Администрация Астраханской области,
2004
).
-
Академик
Международной академии информатизации
(IIA) (
2008
);
-
Дипломант Всероссийского конкурса научных работ (Министерство культуры РФ,
1999
).
-
Третья премия на Всероссийском конкурсе на лучшую научную книгу
среди преподавателей вузов (Фонд развития отечественного образования,
2006
)
и лауреат того же конкурса (
2010
,
2012
,
2013
).
-
Лауреат Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере —
2013
» (Вятка,
2013
).
-
Награждена Почётной грамотой Министерства культуры Российской Федерации (
2009
).
Основные научные труды
Книги и брошюры
-
Полистилистика в музыке XX века / КГИИ. — Красноярск, 1986. 32 с.
-
Методологические вопросы анализа музыкальных произведений / КГИИ. — Красноярск, 1987. 42 с.
-
Полистилистика в музыке (лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений»). — Казань: Казанс. гос. консерватория, 1991. 35 с.
-
Стилистическое обновление классических форм в современной музыке. — Астрахань: АГК, 1991. 31 с.
-
Музыкальный портрет. — М: НТЦ «Консерватория», 1995. 124 с.
-
«Музыка начинается там, где кончается слово…». — Астрахань-М.: НТЦ «Консерватория», 1995 (в соавторстве с М. Ш. Бонфельдом, П. С. Волковой, В. И. Шаховским). 458 с.
-
Автор в музыкальном содержании / РАМ им. Гнесиных. — М., 1998. 348 с.
-
Музыкальная интонация: (лекция по курсу «Музыкальное содержание»). — Астрахань: ГУП ИПК «Волга», 1999. 40 с.
-
Основы теории музыкального содержания. — Астрахань: ИПЦ «Факел», 2001; 2-е изд. — Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2009. 368 с.
-
Анализ музыкального содержания. — Астрахань: АГК, 2002. 128 с.
-
Содержание музыкального произведения в контексте музыкальной жизни. — Астрахань: АГК, 2004. 127 с.
-
Содержание музыкального произведения в контексте художественной культуры. — Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2005. 111 с.
-
Хрестоматия по теории музыкального содержания. — Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2006. 544 с. + МР3
-
Музыкальное содержание в контексте культуры. — Астрахань: Волга, 2009. 360 с.
-
Анализ художественного содержания вокального и хорового произведения: Уч. пособие. — Астрахань: Волга, 2011. 130 с.
Статьи
-
Gontsov, Yury (Petrovich) // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. L., N.Y.: McMillan, 2001. Vol. 10. Р. 138—139.
-
Тема как категория музыкального содержания // Музыкальная академия. 2002. № 1. С. 131—139.
-
Теория музыкального содержания в Астраханской консерватории // Проблемы музыкальной науки. 2007. № 1. С. 25-30.
-
«Пограничные жанры»: за и против // Проблемы музыкальной науки. 2008. № 1 (2). С. 26-31.
-
Синестезийность музыкального содержания // Синестезия: Содружество чувств и синтез искусств: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. — Казань: Изд-во КГТУ им. А. Н. Туполева, 2008. С. 160—165.
-
Симфоническое и вокально-симфоническое творчество: на пути к Китежу // Выплывет ли град Китеж? Композитор Алексей Ларин. Материалы к творческой биографии. — М.: Композитор, 2009. С. 10-61.
-
Подтекстовые смыслы в музыке // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. — Краснодар: Изд. дом ХОРС, 2009. С. 11-22.
-
Тайны содержания музыки в российской педагогике // Проблемы музыкальной науки. 2009. № 1 (4). С. 22-28 (в соавторстве с В. Н. Холоповой).
-
Творческое начало на уроках музыки // Как учить музыке одаренных детей. — М.: Классика-XXI, 2010. С. 130—149.
-
Алексей Ларин: оркестровые портреты России // Вестник Волгоградского государственного института искусств и культуры. — Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2010. Вып. 3. С. 29-45.
-
Музыка о музыке // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. — Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2012. Вып. 2. С. 9-25.
-
Сознательное и бессознательное присутствие автора в музыкальном содержании: постановка вопроса // Процессы музыкального творчества. Вып. 12: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. — М., 2012. Вып. 185. С. 6-25.
-
«The Russian Passion» by Alexey Larin: concerning the issue of genre // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 2 (11). С. 181—184.
-
The Musical Portrait // Principles of Music Composing: Links between Music and Visual Arts: 12th International Music Theory Conference. — Vilnius: Lietuvos muzicos ir teatro akademija, 2012. P. 149—153.
-
Композитор в зеркале своей музыки // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. V Zinātnisco rakstu krājums. — Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds «Saule», 2013. Lpp. 217—227.
-
Академическое музыкальное искусство в современной отечественной культуре // Фундаментальные исследования. 2013. № 8. Ч. 6. С. 1471—1475.
-
The Musical Portrait // Principles of Music Composing: Links between Music and Visual Arts: 12th International Music Theory Conference. — Vilnius: Lietuvos muzicos ir teatro akademija, 2012. P. 149—153.
-
Лист в зеркале собственной музыки // Ференц Лист. По прочтении гения: Сб ст. по материалам Междунар. науч.-практич. конференции. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 74-81.
-
Курс «Теория музыкального содержания» в современном вузе // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. VI. Zinātnisco rakstu krājums. — Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds «Saule», 2013. Lpp. 288—296.
-
Studying of the semantic principle of music in the modern higher educational institution // Educational Alternatives, 2014, Vol. 12. Р. 192—202.
-
The figurative and imaginative world in the pictorial art and music of M.K. Čiurlionis // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 3 (20). С. 63-72.
-
Русское начало в творчестве западноевропейских композиторов: к постановке вопроса // Измерение музыки. Памяти Ю. Н. Рагса (1926—2012): Сб. науч. ст. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. С. 114—129.
-
Russian Orthodox culture in the Oeuvre of the West-European Composers // Orthodox Scientist in Modern World. Values of Orthodox World and Contemporary Society. Materials of the IV International Conference. — Voronezh: Istoki, 2015. Part 2. P. 279—283.
Статьи в открытом доступе
-
Образ автора как критерий «адекватной» слушательской интерпретации музыки // Hermeneutics in Russia / Герменевтика в России. 1999. № 1. URL:
-
Музыкальный жанр и его содержание // Российский альманах музыки. 2007. № 1. С. 90-94. URL:
-
«Русские страсти» Алексея Ларина: к проблеме жанра // Проблемы музыкальной науки. 2011. № 2 (9). С. 132—135. URL:
(недоступная ссылка)
-
Классическое музыкальное наследие и современный шоу-бизнес. URL:
-
«Russianness» in music as an other-national // The National Element in Music: Conference Proceedings / Ed. N. Maliaris. — Athens: University of Athens, 2014. Р. 356—364. URL:
-
Образно-смысловые свойства музыкальной интонации. URL:
-
«Russianness» in music as an other-national The National Element In Music: Conference Proceedings. Athens: Univ. оf Athens, 2014. URL:
-
Studying of the semantic principle of music in the modern higher educational institution URL: Educational Alternatives, 2014, Volume 12. URL:
-
The theory of musical content as a pedagogic tool // EuroMAC2014. Eighth European Music Analysis Conference: Abstracts. — Leuven, 2014. Р. 171. URL:
-
Мелодия и интонация // Проблемы музыкальной науки. 2016. № 1 (22). С. 6-12. URL:
Публикации о Л. П. Казанцевой
-
Гаврилова Л. В. Казанцева Людмила Павловна // Красноярская государственная академия музыки и театра: энциклопедический справочник / МК РФ; КГАМИТ. — Красноярск, 2010. С. 88.
-
Инжеваткина О. Музыка в книжной миниатюре (о книге «Основы теории музыкального содержания» Л. П. Казанцевой) // Пульс Аксарайска. 18.04.02. С. 6.
-
Казанцева Людмила Павловна // 45 лет кафедре теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории: Юбилейный буклет. — Астрахань, 2014. С. 19-23.
-
Лучшие люди России: Энциклопедия: В 2 ч. — М.: Спец-Адрес, 2005. Вып. 7. Ч. 2. С. 259.
-
Людмила Павловна Казанцева: грани жизни и творчества / Сост. О. В. Шмакова. — Волгоград: ООО «Бланк», 2012. 76 с.
-
Людмила Павловна Казанцева // Российские научные школы. 8-е изд. — М.: Академии Естествознания, 2015. Т. 8. С. 83-85.
-
Людмила Павловна Казанцева // Ученые России. 10-е изд. — М.: Академия Естествознания, 2014. Т. 10. С. 159—160.
-
Холопова В. Н.
Теории музыкального содержания, музыкальной герменевтики, музыкальной семантики: сходство и различия // Журнал общества теории музыки. 2014. № 1. Вып. 3. URL:
-
Хрущева М. Г. Людмила Павловна Казанцева: эскиз к юбилейному портрету «в пастельных тонах» // Камертон. 2007. Вып. 3 (январь — июнь). С. 51-52.
-
Шмакова О. В. Людмила Павловна Казанцева // Здесь живёт музыка. К 45-летию Астраханской консерватории. А.: ГП АО ИПК «Волга», 2014. С. 767—771.
-
Шмакова О. В. Людмила Павловна Казанцева // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 2 (11). С. 62-67.
-
Шмакова О. В. «…Чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять…» // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 2 (11). С. 68-71.
Примечания
-
-
(неопр.)
. Дата обращения: 8 мая 2017.
3 мая 2017 года.
Ссылки
-
-
-
[www.famous-scientists.ru/3538 Казанцева Людмила Павловна на сайте «Известные ученые»]
-
-
-
-
-
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны
неавторитетными источниками
или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки
ссылками на соответствующие правилам сайты
или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).
Список проблемных ссылок
-
www.famous-scientists.ru/3538
|