Interested Article - Балабанов, Алексей Октябринович

Алексе́й Октябри́нович Балаба́нов ( 25 февраля 1959 , Свердловск , СССР 18 мая 2013 , Сестрорецк , Санкт-Петербург , Россия ) — советский и российский кинорежиссёр , сценарист , продюсер . Один из создателей кинокомпании « СТВ ». Член Европейской киноакадемии . Автор дилогии фильмов « Брат » и « Брат 2 », а также других известных работ, среди которых « Война », « Жмурки », « Мне не больно », « Груз 200 », « Морфий », « Кочегар » и « Я тоже хочу ». Обладатель премии « Ника » за режиссёрскую работу в картине « Про уродов и людей ».

Биография

Происхождение

Родился 25 февраля 1959 года в Свердловске . Свою семью Балабанов причислял к « номенклатуре » . Отец — Октябрин Сергеевич (1930—2008), журналист, киносценарист, главный редактор научно-популярных фильмов Свердловской киностудии . Мать — Инга Александровна, доктор медицинских наук, профессор, директор Свердловского НИИ курортологии и физиотерапии. Имела польские, украинские и молдавские корни и часто ездила за границу . Была депутатом Свердловского горсовета и была хорошо знакома с семьёй Бориса Ельцина — в 1981 году вместе с Борисом Николаевичем ездила в Москву на XXVI съезд КПСС . Балабанов вспоминал, что в 8 классе вместе с отцом побывал на подмосковной даче Министра культуры РСФСР Юрия Мелентьева и был так впечатлён, что захотел жениться на его дочери . В 1966—1976 годах Алексей Октябринович учился в средней школе №2 . Во время учёбы в школе каждое лето ездил к родственникам по материнской линии в Одессу и Измаил . В старших классах занимался английским языком с репетитором, который был завучем школы и вырос в Шанхае в семье русских эмигрантов . В 1981 году окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков .

В 1980 году Балабанов был отобран в группу студентов для трёхмесячной языковой стажировки в Великобритании , и провёл один семестр в Манчестере . Для разрешения на поездку за рубеж молодые люди прошли 6 или 7 ступеней отбора, включая собеседование в ЦК . В Англию поехали две группы студентов: одна из Горького числом 7 человек, в которую входил и будущий режиссёр, вторая была из Минска . Минчан сопровождал сотрудник КГБ, который плохо владел английским; уже в Лондоне стало известно, что группа из Горького поедет в Манчестер без присмотра, а группа из Минска вместе с сотрудником спецслужб останется в Лондоне . Балабанов вспоминал, что английские преподаватели общались с учащимися на равных, приглашали к себе домой, поили чаем и вином . Советские студенты раз в неделю получали стипендию в размере 11 фунтов; Алексей Октябринович регулярно тратил полученные деньги на музыкальные пластинки — часть его коллекции можно увидеть в фильме « Жмурки » . Перед возвращением в Советский Союз Балабанов с однокурсниками приехали на двухнедельные каникулы в Лондон. Там он впервые увидел скинхедов и подружился с рок-исполнителем Гари Глиттером , в чьей квартире пожил несколько дней .

Мемориальная доска на здании гимназии № 2 города Екатеринбурга, где учился Алексей Балабанов

В 1981—1983 годах проходил службу офицером в Советской Армии (в 339-м военно-транспортном авиационном полку ВТА ВВС военно-транспортной авиации в должности борт-переводчика в Витебске ) , летал в страны Африки и Азии . Этот опыт нашёл отражение в картине « Груз 200 ». Воевал в Афганистане . Незадолго до окончания службы был переведён в Военно-морской флот . С тех пор его излюбленной одеждой была морская тельняшка .

Профессиональная деятельность

Четыре года работал ассистентом режиссёра на Свердловской киностудии . В 1990 году окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров (экспериментальная мастерская «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера ).

Свой первый игровой фильм « Раньше было другое время » 26-летний Балабанов снял на Урале в 1985 году. Сценарий фильма был написан за одну ночь. Эта малобюджетная картина была снята в ресторане. В фильме играла группа Nautilus Pompilius , с лидером которой Вячеславом Бутусовым режиссёр был знаком. В массовке были заняты посетители заведения . После дебюта в каждом последующем фильме Балабанов снимал непрофессиональных артистов, добиваясь наиболее натурального и убедительного воплощения житейских перипетий своих персонажей посредством художественных образов .

С 1990 года Балабанов жил и работал в Ленинграде (после 1991 года — Санкт-Петербург). В 1992 году вместе с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию « СТВ » , при помощи которой снял большинство фильмов.

Первые два полнометражных фильма режиссёра « Счастливые дни » (по мотивам Сэмюэля Беккета ) и « Замок » (экранизация романа Франца Кафки ) отличались запоминающимися визуальными решениями и искусной передачей чувств абсурда и клаустрофобии , заложенных в литературных источниках . Однако всероссийскую известность принёс Балабанову фильм « Брат ». Фильм стал одной из культовых российских кинокартин 1990-х, а исполнителя главной роли Сергея Бодрова-младшего стали называть героем поколения .

В 1998 году Балабанов поставил фильм « Про уродов и людей » по сценарию, который он написал за пять лет до этого, но не мог реализовать из-за отсутствия финансирования. Несмотря на спорность тематики (фильм рассказывает о производителях порнографии в Российской империи ), картина была удостоена премии «Ника» за лучший фильм . А в 2000 году Балабанов снял « Брат 2 » — сиквел «Брата», действие которого происходит в Москве и в США . Обвинения в неполиткорректности вызвал и фильм « Война », местом действия которого стал Северный Кавказ во время Второй чеченской войны .

В 2002 году при сходе ледника Колка в Северной Осетии погибла съёмочная группа фильма Сергея Бодрова-младшего « Связной ». Сам актёр был близким другом Балабанова, который участвовал в подготовке фильма и вместе с Бодровым выбирал места для натурных съёмок, с некоторыми другими погибшими кинематографистами Балабанов работал. По многочисленным воспоминаниям, это событие навсегда сломило режиссёра, он открыто заявлял что его жизнь завершилась в тот день .

Алексей Балабанов на съёмочной площадке фильма «Морфий»

В 2005—2006 годах Балабанов, изменив сложившийся почерк, снял два «лёгких» фильма по чужим сценариям: криминальную комедию « Жмурки » и мелодраму « Мне не больно ». Сергей Сельянов в документальном фильме Юрия Дудя «Балабанов — гениальный русский режиссёр» рассказал, что именно он пришёл с чужими сценариями к Балабанову, чтобы отвлечь его от горя связанного с Колкой. До этого Балабанов снимал фильмы по своим сценариям .

В фильме « Груз 200 » автором была натуралистично показана изнанка поздней советской действительности времён афганской войны, страшная и жестокая сторона человеческой натуры, сценарий вызвал отказ ряда известных актёров сниматься в картине . Во многих городах России лента была снята с проката . Позднее был снят фильм « Кочегар » — о якуте, ветеране Афганистана. В фильме рассказывается о мести маленьких людей.

В последней картине « Я тоже хочу » режиссёр осмысливает проблему ухода человека из жизни. Балабанов появляется в кадрах фильма в эпизодической роли. С этого времени в интервью он стал намекать на скорую смерть и говорил, что это будет его последний фильм . Однако незадолго до смерти он написал сценарий нового фильма и планировал его съёмки, фильм должен был называться «Мой брат умер».

Всего Балабанов снял 14 игровых фильмов, не считая любительских и документальных .

Смерть

Могила Алексея Балабанова

Как отмечалось ранее, смерть Сергея Бодрова сильно надломила кинорежиссёра, с тех пор он сильно сдал. Как отмечают люди из его окружения, он особенно сильно мучился последние пять лет своей жизни.

18 мая 2013 года, около 16 часов, работая над очередным сценарием в санатории «Дюны» в городе Сестрорецке ( Курортный район Санкт-Петербурга), Алексей Балабанов скончался на 55-м году жизни от острой сердечной недостаточности . Сценарий своего нового фильма «Мой брат умер» он успел закончить за три дня до смерти .

Гражданская панихида на «Ленфильме» по воле режиссёра не проводилась. Отпевание прошло 21 мая в Князь-Владимирском соборе , похороны состоялись в тот же день на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге . В июле 2022 года на могиле был установлен памятник .

Семья и личная жизнь

Первая жена — Ирина. Сын — Фёдор Балабанов, экономист по образованию.

Вторая жена — Надежда Васильева (род. 1962), художник по костюмам « Ленфильма ». С ней Балабанов познакомился во время работы над фильмом « Замок ». Сын — Пётр Балабанов (род. 1995) .

Наследие

Фильмография

Год Название Роль
1987 кор Раньше было другое время режиссёр, сценарист
1988 кор У меня нет друга, или One step beyond режиссёр, сценарист
1989 кор Настя и Егор режиссёр, сценарист
1989 док режиссёр
1991 ф Счастливые дни режиссёр, сценарист
1991 ф сценарист
1994 ф Замок режиссёр, сценарист
1994 ф Откровения незнакомцу ( фр. Confidences a un inconnu ) продюсер
1995 кор Трофимъ (новелла в киноальманахе « Прибытие поезда ») режиссёр, сценарист, актёр ( помощник режиссёра )
1995 док Сергей Эйзенштейн. Автобиография продюсер
1997 ф Брат режиссёр, сценарист
1998 ф Про уродов и людей режиссёр, сценарист
2000 ф Брат 2 режиссёр, сценарист, актёр ( камео )
2002 ф Война режиссёр, сценарист
2002 кор Река (незаконченный) режиссёр, сценарист, рассказчик
2005 ф Жмурки режиссёр, сосценарист
2006 ф Мне не больно режиссёр
2007 ф Груз 200 режиссёр, сценарист
2008 ф Морфий режиссёр
2010 ф Кочегар режиссёр, сценарист
2012 ф Я тоже хочу режиссёр, сценарист, актёр ( режиссёр )

Видеоклипы

Балабанов выступил режиссёром нескольких видеоклипов:

Нереализованные проекты

  • В 2000 году Алексей Балабанов начал снимать фильм « Река », о колонии прокажённых в Якутии. Однако 21 ноября 2000 года, когда съёмки ещё не были закончены, в автокатастрофе погибла актриса Туйара Свинобоева , которой была отведена главная роль. В 2002 году незавершённый фильм был представлен в виде 49 минут смонтированного материала. «Реку» называли фильмом, который должен был стать главным произведением режиссёра . По словам Михаила Трофименкова , «Река» должна была заставить публику переоценить масштаб Балабанова как мастера мирового уровня .
  • Алексей Балабанов и Сергей Бодров неоднократно обсуждали возможность съёмок фильма про инопланетян, однако дальше их идей дело не продвинулось .
  • В 2003 году Балабанов начал снимать фильм «Американец», съёмочный период которого был запланирован на ноябрь-декабрь. Это история про разорившегося американца, приехавшего в Россию в попытке вернуть свои деньги. Главные роли в фильме должны были сыграть Майкл Бин и Алексей Чадов . Ещё одной ключевой фигурой должен был стать музыкант Сергей Шнуров , который вместе с группой « Ленинград » был указан в сценарии. Большинство эпизодов фильма было отснято в Иркутске, а в Норильске Майкл Бин ушёл в запой и сорвал съёмки. Работу над фильмом пришлось прекратить. На судебное разбирательство конфликта Балабанов ездил в Лос-Анджелес . В дальнейшем Балабанов в своих интервью говорил, что доснимать этот фильм не собирается, так как перегорел и дважды в одну реку входить не привык. Но в 2013 году он всё же решил снова взяться за этот фильм и для этого решил переписать сценарий под чернокожего боксёра Майка Тайсона , но и этот проект он не успел завершить .
  • Балабанов планировал снять фильм об американце в Сибири в 19-м веке с Брюсом Уиллисом в главной роли .
  • В 2007 году компания «СТВ» запустила молодёжный проект под названием «Кино». Желающим предлагалось снять пятиминутное видео на цифровую камеру или мобильный телефон, из лучших роликов Балабанов собирался смонтировать картину. Вокруг всех присланных роликов предполагалось написать некоторую связующую историю. Было прислано около 3000 роликов, а отобрал Балабанов всего один. Из этого материала не получилось написать полноценный сценарий, и проект был заброшен .
  • В планах Балабанова был фильм по собственному сценарию о молодости Иосифа Сталина . Фильм должен был повествовать о бандитской юности Сталина. Для этого Балабанов собирал о нём факты, неизвестные широкой общественности .
  • Балабанов работал над фильмом, который должен был называться «Мой брат умер»; режиссёр не успел закончить его сценарий (по другим данным всё-таки закончил ). Олег Гаркуша и Рената Литвинова были кандидатами на роли в данной картине . После смерти режиссёра, его семья разрешила опубликовать в интернете. О планах снять этот фильм объявлял сын режиссёра Фёдор .

Темы и оценки творчества

Действие большинства фильмов Балабанова происходит в России конца 1980-х — 1990-х годов, представляя собой понимание событий окружающей жизни . Прорывной для Балабанова стала дилогия о Даниле Багрове « Брат » и « Брат 2 ». Данилу стали называть первым настоящим героем постсоветского кинематографа, создавшим собственную мифологию и систему ценностей .

Героями Балабанова часто являются аутсайдеры, люди, оказывающиеся на грани, находящиеся в поиске своего места, будучи не в состоянии найти гармонию с окружающим миром . По выражению Ксении Чудиновой, это «волки, загнанные в угол» . Такие герои вынуждены взаимодействовать с чуждым им миром через насилие, и в фильмах Балабанова оно фигурирует в различных формах: от криминальных разборок до сексуального насилия . Кинокритик Андрей Плахов назвал ключом к пониманию творчества Балабанова трансгрессию, преодоление человеком своего привычного состояния через нарушение принятых норм . Он же определил Балабанова как социального консерватора, для которого главным становится поиск морали, необходимой обществу, что роднит его с Ф. М. Достоевским и Джоном Фордом .

Одним из наиболее талантливых режиссёров России ещё при жизни называл Балабанова Андрей Кончаловский . «Это был странный, неудобный, но с потрясающей внутренней, стержневой структурой человек», «Для меня отражение всегда сильнее луча, а Балабанов никогда не шёл по этой формуле — он шёл по прямой, по лучу» , охарактеризовал режиссёра Никита Михалков , снявшийся у Балабанова в мелодраме « Мне не больно » и в чёрной комедии « Жмурки ».

Критик Наталья Сиривля, указывая на присущее Балабанову стремление к мифотворчеству, отмечает, что режиссёр «со всем свойственным ему талантом и профессионализмом виртуозно извлекает из зрительской души мощные эмоции отвращения, ужаса и омерзения» .

По словам друга Балабанова Сергея Сельянова , бывшего продюсером почти всех его картин, Алексей Балабанов производил впечатление закрытого человека, но на самом деле это был очень искренний, открытый и светлый человек, который «своей деятельностью, своим талантом очень много сделал для страны» .

Награды и премии

Память о Балабанове

В 2014 году режиссёр Юрий Быков снял фильм « Дурак » и посвятил его памяти Алексея Балабанова. В фильме присутствует характерный для некоторых работ Балабанова длинный проход главного героя по улице под рок-музыку.

18 ноября 2016 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски Алексея Балабанова на здании гимназии № 2, в которой он учился. Автором идеи и спонсором явился врач из города Екатеринбурга — Артём Бершадский. Проект выполнен при содействии Олега Раковича, эскиз таблички выполнен Александром Коротичем.

15 мая 2018 года, за три дня до пятилетней годовщины смерти режиссёра, на платформе YouTube вышел 130-минутный документальный фильм-интервью «Балабанов — гениальный русский режиссёр». Фильм был создан видеоблогером и журналистом Юрием Дудём и командой канала « вДудь ».

На телеканале « Культура » показан дипломный фильм Дарьи Иванковой «Алексей Октябринович» .

На «Первом канале» в 2020 году вышел документальный фильм «Алексей Балабанов. Найти своих и успокоиться».

В 2021 году была установлена памятная доска Балабанову в Нижегородском государственном лингвистическом университете имени Добролюбова .

Также в 2021 году кадры с Алексеем Балабановым вошли в документальный фильм « Нас других не будет », посвящённый памяти актёра Сергея Бодрова-младшего.

В 2022 году в широкий прокат вышел документальный фильм Любови Аркус « », над которым она начинала работать ещё при жизни режиссёра и в котором подробно зафиксирован его последний год жизни.

Примечания

  1. Alexej Balabanov // — 2005.
  2. Deutsche Nationalbibliothek Record #130348465 // (нем.) — 2012—2016.
  3. Карташов А. // Бумага . — 2013. — 17 января. 8 мая 2021 года.
  4. , с. 27.
  5. , с. 28.
  6. , с. 29.
  7. , с. 27.
  8. , с. 30.
  9. , с. 36.
  10. , с. 33.
  11. , с. 35.
  12. , с. 36.
  13. , с. 37.
  14. . РБК (18 мая 2013). Дата обращения: 20 мая 2013. Архивировано из 7 июня 2013 года.
  15. . Дата обращения: 21 мая 2013. 2 июля 2013 года.
  16. Логотип YouTube
  17. . Look At Me (24 марта 2011). Дата обращения: 18 мая 2013. 20 мая 2013 года.
  18. Плахов, А. С. // Режиссёры настоящего. — Сеанс, Амфора, 2008. — Т. 2: Радикалы и минималисты. — С. 8—27. — 320 с. — ISBN 978-5-901586-24-2 .
  19. Сапрыкин, Ю. Г. . Lenta.ru (20 мая 2013). Дата обращения: 26 мая 2013. 26 мая 2013 года.
  20. . Дата обращения: 10 ноября 2019. 19 октября 2014 года.
  21. . Дата обращения: 19 сентября 2014. Архивировано из 7 октября 2014 года.
  22. Логотип YouTube .
  23. . Дата обращения: 20 мая 2013. 20 мая 2013 года.
  24. Плахов, А. С. . Коммерсантъ (20 мая 2013). Дата обращения: 26 мая 2013. 26 мая 2013 года.
  25. . НТВ (18 мая 2013). Дата обращения: 26 мая 2013. 26 мая 2013 года.
  26. . Вечерняя Москва . 2013-05-18. из оригинала 7 июня 2013 . Дата обращения: 18 мая 2013 .
  27. Кудрявцев, Александр (2013-06-28). . РИА Новости . из оригинала 19 января 2019 . Дата обращения: 19 января 2019 .
  28. . Дата обращения: 20 мая 2013. 31 мая 2014 года.
  29. . Lenta.ru . 2013-05-18. из оригинала 20 мая 2013 . Дата обращения: 18 мая 2013 .
  30. Сергей Грачёв. // Аргументы и факты : газета. — 2013. — № 21 (1698) за 22 мая . — С. 50 . 4 апреля 2015 года.
  31. . fontanka.ru - новости Санкт-Петербурга (17 июля 2022). Дата обращения: 24 мая 2023. 24 мая 2023 года.
  32. , с. 50.
  33. . Дата обращения: 5 марта 2013. 20 декабря 2012 года.
  34. Трофименков, М. С. . Коммерсантъ (1 июля 2002). Дата обращения: 26 мая 2013. 12 декабря 2013 года.
  35. . Дата обращения: 27 февраля 2015. 7 сентября 2017 года.
  36. Ковалёва, Е. // Коммерсантъ-Деньги . — 2008. — Вып. 21 . — С. 53 . 25 августа 2017 года.
  37. . Дата обращения: 3 сентября 2014. 5 сентября 2014 года.
  38. . Дата обращения: 22 декабря 2014. 22 декабря 2014 года.
  39. . Lenta.ru . 2013-01-23. из оригинала 12 мая 2013 . Дата обращения: 20 мая 2013 .
  40. . Дата обращения: 2 мая 2020. 28 февраля 2022 года.
  41. . Сеанс (27 мая 2013). Дата обращения: 25 июня 2013. 29 июня 2013 года.
  42. . Дата обращения: 27 февраля 2015. 5 января 2015 года.
  43. Смурыгина, Е. . BFM.ru (27 мая 2013). Дата обращения: 25 июня 2013. 29 июня 2013 года.
  44. В ( от 31 августа 2013 на Wayback Machine ) Балабанов признался, что так и не смог досмотреть «Сталкера», которого счёл скучным и тоскливым.
  45. . Sight & Sound . BFI. 28 июня 2018 года.
  46. Суховерхов, А. // Искусство кино . — 2008. — Вып. 1 . (недоступная ссылка)
  47. Корецкий, В. // Русский репортёр . — 2013. — № 20(698) . 24 ноября 2013 года.
  48. Чудинова, К. . Snob.ru (18 мая 2005). Дата обращения: 26 мая 2013. 27 мая 2013 года.
  49. . РБК (30 апреля 2013). Дата обращения: 20 мая 2013. Архивировано из 10 мая 2013 года.
  50. Мария Кувшинова (seance.ru). (3 марта 2014). Дата обращения: 24 августа 2015. Архивировано из 25 сентября 2015 года.
  51. Наталья Сиривли. . «Новый Мир» 2007, № 9 . Журнальный зал . Дата обращения: 20 мая 2013. 1 сентября 2013 года.
  52. Дарья Иванкова. . Artdoc.media (2017). 26 февраля 2019 года.
  53. . ТАСС . Дата обращения: 22 июля 2021. 22 июля 2021 года.

Литература

Ссылки

  • Аркус Л ; Рябин А.: . Киноведческая база «Чапаев» . Проект «Чапаев» журнала « Сеанс ». Дата обращения: 2 мая 2020.
  • Логотип YouTube
Источник —

Same as Балабанов, Алексей Октябринович