Военные плакаты различались как по качеству исполнения, так и по форме. Некоторые из них были грубыми
карикатурами
, в то время как другие были картинами на военную тематику или получившими известность
фотографиями
, с разъяснением о происходящем или стихотворным комментарием.
Известные авторы
Старые мастера, внёсшие лепту в плакаты периода Гражданской, работали и в этот период:
Кокорекин, Алексей Алексеевич
— его самый значительный плакат, «
(недоступная ссылка)
» (1942), с фигурой раненого
матроса
, бросающего гранату, близок к станковому живописному произведению, хотя и обобщён и условен.
Иванов, Виктор Семёнович
— плакат «
» (1943) проникнут оптимистическим чувством, уверенностью в победе. Фигура молодого человека, пьющего воду из каски, рисуется на пожарном небе чётким силуэтом.
Корецкий, Виктор Борисович
пользовался в своих плакатах приёмами фотомонтажа, которые восходили к 1920-м годам. Плакат «
» (1942) — одно из самых впечатляющих произведений плаката этого периода.
Во время войны плакаты выпускались в Москве, блокадном Ленинграде, в Горьком, Иванове, Красноярске, Мурманске, Пензе, Ростове, Саратове, Свердловске, Куйбышеве, Тюмени, Хабаровске, Томске, Челябинске и др. городах. Плакаты создавались в республиках, особенно Армении и Грузии. В 1944 году в залах ГТГ в Москве прошла выставка армянского плаката
, где выделилось имя художницы-станковистки
Мариам Асламазян
(«Кровь за кровь!»), гравёра
Акопа Коджояна
, плакаты
, Гахиряна. Грузины выпускали большую серию плакатов «Штыком и пером» (Р. Самерджиев, Ш. Бериташвили), в ней участвовали и москвичи — Кукрыниксы,
Борис Ефимов
,
Юлий Ганф
. Выпускались плакаты в Казахстане, Туркмении, Узбекистане.
Окна ТАСС
Часть советских агитационных плакатов времён Великой Отечественной войны были созданы группой художников в рамках проекта «
Окна ТАСС
», которые стали реинкарнацией
Окон РОСТа
периода Гражданской
. Такие изображения тиражировались с помощью трафаретов и, как правило, вывешивались на специальных стендах в Москве и других городах. Это был специальный вид малотиражного плаката, создаваемого не печатью, а вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. По этой причине по сравнению с печатным плакатом, тассовский обладал большей красочной свободой. Другое важное свойство — мобильность, возможность мгновенной реакции на то или иное событие.
Популярные мотивы
Во время Великой Отечественной войны плакаты производились в огромных количествах, поэтому полный обзор этой темы не входит в рамки одной статьи. Однако некоторые мотивы были особенно популярны:
До последнего патрона!
На заднем плане виден известный плакат: «Боец красной армии СПАСИ!»
В атаку!
Очень популярный мотив. Использовался в огромном количестве плакатов. В таких плакатах часто изображается разнообразная техника. На плакате с мотивом: «
За Родину, за Сталина!
», — виден популярный у художников
Т-35
, на втором плакате виден
Пе-2
. Иногда вместо
самолётов
на заднем плане были изображены легендарные герои или полководцы прошлого, а также фигуры Ленина или Сталина. В начале войны встречались плакаты типа «За спиной Москва», отражавшие тяжесть сложившейся ситуации. В таких плакатах защитники часто изображены плечом к плечу готовыми стоять насмерть, не делая «ни шагу назад».
Боец побеждает неприятеля в рукопашном бою.
В таких плакатах боец часто изображён красным, а неприятель зловеще серым. Неприятель часто был карикатурен.
Не болтай!
Призывы к бдительности и плакаты с темой «Не болтай!» существовали не только в СССР, но и на Западе (авт.
Нина Ватолина
).
Коллаж: до и после.
Плакаты такого типа часто призывали население к конкретным действиям, например, к сбору
металлолома
.
Под знамёна!
В отличие от СССР, тема «Под знамёна» была гораздо более популярна в странах «оси».
Динамичный портрет.
В таких плакатах, как и в плакатах на тему «Под знамёна» и «До последнего
патрона
», персональность бойца является центральной темой композиции. Бойцы здесь демонстрируют оптимизм и
боевой дух
. Как и тема «Под знамёна», была гораздо более популярна в странах «оси».