Interested Article - Писарев, Александр Иванович

Александр Иванович Писарев ( 14 [26] июля 1803 , с. Знаменское , Орловская губерния 15 марта 1828 , Москва ) — русский драматург, автор водевилей , театральный критик.

Биография

Александр Писарев родился в дворянской семье Орловской губернии; сын небогатого помещика, дядя Д. И. Писарева и родственник А. А. Писарева . В 1817 поступил в Московский университетский благородный пансион , который окончил в 1821 с отличием. Рано проявил интерес к литературе, ещё в пансионе пробовал себя в разных родах и жанрах. По воспоминаниям С. Т. Аксакова , «вся пансионская молодежь признавала его превосходство…» По окончании подал прошение о принятии в Московский университет вольнослушателем, но посещал ли лекции — неизвестно .

В 1821 вошёл в кружок Общества Любителей Российской Словесности. Прославился эпиграммами на «Московский Телеграф» Н. А. Полевого . Публиковал стихи и куплеты в «Трудах ОЛРС» и «Вестнике Европы».

Вместе с М. Дмитриевым Писарев участвовал на стороне «классиков» почти во всех литературных спорах, выступая со своими эпиграммами, водевильными куплетами против Вяземского , А. С. Грибоедова . Современники отмечали:

Склонность Писарева к литературным «дракам» была совершенно исключительной. Любивший его С. Аксаков писал о нем: «раздражительность, желчность ослепляли его, и в число его литературных врагов попали такие люди, которые заслуживали полного уважения по своим талантам» .

В начале 1820-х поступил на незначительную должность в репертуарную часть конторы Московского императорского театра.

Переводил и переделывал для русской сцены французские водевили, переиначивая их на русский лад и сочиняя к ним куплеты. Сам стал автором оригинальных водевилей, которые успешно шли на сценах императорских театров , всего написал 23 водевиля и комедии (издано около 12).

Одно время он считался первым водевилистом России, хотя, судя по его примечаниям к изданию пьесы «Пятнадцать лет в Париже» (Москва, 1828), он сам не ставил этот жанр высоко:

«нынешние комики должны ограничиться комедией нравов; драма… становится настоящею комедией нашего времени; все просто забавное слишком походит на мгновенные произведения водевиля» .

Он видел театр как развлечение, не признавая его социально-идейного значения, потому категорически выступал против серьёзных пьес, поднимающих общественно значимые проблемы. Театральная энциклопедия отмечает:

Утверждая, что задача т-ра — не исправление нравов, не этич. воспитание об-ва, а прежде всего развлечение, П. не признавал «Горя от ума» , спорил с представителями революц. романтизма .

Однако сам он в своей драматургии затрагивал общественные пороки: погоню за чинами, власть «капитала», боязнь общего мнения, взяточничество, подкуп судей и чиновников. Значение водевилей Писарева для русской сцены бесспорно. В. Г. Белинский о водевилях Писарева: «Все наши теперешние водевилисты, вместе взятые, не стоят одного Писарева» .

Музыку к его сочинениям писали композиторы А. Н. Верстовский , А. А. Алябьев и Ф. Е. Шольц . Исполнителями ролей были М. С. Щепкин , П. С. Мочалов , В. И. Рязанцев , А. М. Сабуров , Н. В. Репина , М. Д. Львова-Синецкая .

Вместе с А. Верстовским , который часто писал музыку для его водевилей, Писарев издал «Драматический альбом для любителей театра и музыки на 1826 г.» (Москва, 1826).

Неизданной осталась сатира Писарева под заглавием: «Певец на биваках у подошвы Парнаса» — пародия на «Певца во стане русских воинов» Жуковского , осмеивающая многих московских литераторов и ученых .

Водевили Писарева:

  • «Лукавин» (переделка «Школы злословия» Шеридана , Москва, 1823, в главной роли — П. С. Мочалов )
  • «Поездка в Кронштадт» (Москва, 1824, в главной роли — П. С. Мочалов )
  • «Наследница» (Москва, 1824)
  • «Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье» (М., 1824)
  • «Забавы калифа, или Шутки на одни сутки» (М., 1825, с музыкой Ф. Е. Шольца, А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского )
  • «Хлопотун, или Дело мастера боится» с музыкой А. А. Алябьева и А. Н. Верстовского (Москва, 1824—1825, Малый театр , в роли Репейкина — М. С. Щепкин )
  • «Волшебный нос, или Талисман и финики» (М., 1825)
  • «Три десятки, или Новое двухдневное приключение» (опера-водевиль в 3 д. Переделка с франц. Музыка А. А. Алябьева и А. Н. Верстовского; Москва, Малый театр, премьера 19 ноября 1825)
  • «Пять лет в два часа» (М., в январе 1828 г.)
  • «Средство выдать дочерей замуж» (М., 1828 г.)
  • «Пятнадцать лет в Париже», М., 1828)
  • «Три десятка»

и др.

Около 1827 года в творческом сознании Писарева происходят перемены. Он решил взяться за серьёзную тему — написать историческую комедию «Христофор Колумб». М. Погодин записал в дневнике 2 февраля 1828 года: «… Вечеру ездил с Швыревым к умирающему Писареву и с состраданием слушал прекрасный план его „Колумба“. Ну, если он не приведет его в исполнение и не оставит по себе этого следа? Швырев должен выслушать ещё раз и быть, чего не дай Бог, его душеприказчиком» .

Умер в 24 года от чахотки 15 марта 1828 года.

В некрологе Сергей Тимофеевич Аксаков горько писал: «Все заставляло ожидать от него комедий аристофановских…» .

Примечания

  1. . Дата обращения: 11 сентября 2009. Архивировано из 20 июля 2018 года.
  2. . Дата обращения: 11 сентября 2009. 8 февраля 2009 года.
  3. Уманский А. М. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. Писарев, Александр Иванович // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М. : Бизнессофт, ИДДК, 2007.
  5. Театральная энциклопедия
  6. Писарев Александр Иванович // Биографический словарь . — 2000.

Ссылки

  • Театральная энциклопедия
  • Писарев Александр Иванович // Биографический словарь . — 2000.
  • от 8 февраля 2009 на Wayback Machine .
Источник —

Same as Писарев, Александр Иванович