Interested Article - Григорий Мелехов
- 2021-11-12
- 2
Григо́рий Пантеле́евич Ме́лехов — главный герой романа Михаила Шолохова « Тихий Дон ». Одним из прототипов персонажа является, по мнению исследователей, командир 1-й повстанческой дивизии в Вёшенском восстании Харлампий Ермаков . Образ героя, называемый литературоведами «открытием в мировом искусстве» , был неоднократно воплощён в кинематографе.
История создания. Возможный прототип
Литературная биография Григория Мелехова, по мнению исследователей, неотделима от вопроса об авторстве текстов романа «Тихий Дон» . Так, ряд литературоведов придерживается мнения о том, что в рукописях произведения просматривается «„соавторское“ редактирование»; отсюда — «непоследовательность и противоречивость» образа главного героя . Другие убеждены, что метания Мелехова связаны с формированием его личности и «идут по нарастающей» .
В черновых набросках романа, датированных 1925 годом, Григория Мелехова не было — он появился в итоговой редакции, заняв место персонажа Абрама Ермакова . В то же время, по замечанию писателя Анатолия Калинина , имя Григорий нередко встречается в ранних рассказах Шолохова; истории героев, действующих в таких его произведениях, как «Коловерть» и «Пастух», весьма далеки от судьбы Мелехова, однако в них уже обнаруживается «отблеск того, совсем юного Григория, который ещё не заблудился на дорогах сурового лихолетья» .
Свидетельством того, что «предшественником» Мелехова был Абрам Ермаков, являются, по данным литературоведа Феликса Кузнецова , и внешнее сходство (у обоих были «синие выпуклые белки глаз» и «изогнутая левая бровь»), и общие черты характера: и тот, и другой отличались горячим нравом и безудержностью в поступках. При этом два героя имели общего прототипа — казака Харлампия Ермакова , расстрелянного в 1927 году на основании решения коллегии ОГПУ . Сам Шолохов в течение нескольких десятилетий после выхода «Тихого Дона» на вопросы о прообразах отвечал достаточно уклончиво, не подтверждая и не отрицая версию о близости судеб Ермакова и Мелехова: «И да, и нет… Скорее всего это образ собирательный» .
Исследователи установили, что Шолохов был хорошо знаком с Харлампием Васильевичем, весьма плотно общался с ним при сборе материалов, связанных с историей Гражданской войны на юге России. В архивах сохранилось письмо Михаила Александровича, адресованное Ермакову; в нём, в частности, упоминается о необходимости личной встречи для получения «некоторых дополнительных сведений относительно эпохи 1919 года» .
Сходство между Григорием и его прототипом неоднократно устанавливалось советскими учеными в ходе их бесед с дочерью Ермакова Пелагеей и несколькими казаками более старшего возраста чем она. Заслуживающее внимания свидетельство поступило от белогвардейского офицера Евгения Ковалева, который летом 1919 года служил вместе с Ермаковым в Донской армии. Ковалев нашел настолько поразительное сходство между Ермаковым и Григорием в отношении их внешности и храбрости, что написал статью, озаглавленную «Харлампий Ермаков — герой „Тихого Дона“» .
Вехи биографии
Под определённым углом зрения Григорий Мелехов — тип молодого человека мировой литературы, проходящего свои годы учения и формирования как личности, только здесь эти годы пришлись на времена разломно-тектонические, и учится Григорий не на книгах, а через живое общение, спор, но главное все же — через саму жизнь, её испытания и открытия, через жёсткое взросление души и ума .
Главный герой романа «Тихий Дон» появился на свет в 1892 году (дата рождения в произведении не указана, однако она установлена исследователями на основе документов о призывном возрасте, действовавших в России первых десятилетиях XX века) в семье отставного урядника Атаманского лейб-гвардии полка Пантелея Мелехова . Во внешнем облике Григория заметны отцовские черты, которого, как и других «горбоносых, диковато-красивых» представителей рода Мелеховых, хуторяне называли турками . В романе прослеживаются основные этапы биографии Григория. Так, в декабре 1913 года он призван в армию ; на службе в 12-м Донском казачьем полку Мелехов проявляет себя как человек, с яростью отстаивающий собственную честь и стремящийся не допустить оскорблений других людей . Осенью 1914-го он попадает в госпиталь, затем возвращается на фронт, принимает участие в Брусиловском прорыве ; к 1916 году Григорий имеет уже четыре Георгиевских креста .
Жизнь Мелехова в 1917 году обозначена пунктирно; по мнению исследователей, подобная авторская сдержанность связана с тем, что герой «оставался в стороне от политической борьбы, захлестнувшей страну» . Одним из ключевых моментов, повлиявших на его мировосприятие, является, по мнению литературоведа Ирины Медведевой-Томашевской , эпизод, в ходе которого происходит уничтожение пленных казачьих офицеров: «Это зверство, к тому же свидетельствующее об отсутствии воинского права и чести, решительно отталкивает Григория от большевиков» . Во взглядах Мелехова на жизнь соединён опыт земледельца и бойца, поэтому его, как и других казаков, по-настоящему волнуют три вопроса: о земле, воле и власти .
Конечно, Григорий сам вовлечен в кровавую, расчеловечивающую круговерть войны и братоубийства, но он мучительно душевно терзается этим… Он не только неотступно чувствует на себе груз недолжного, глубинно постыдного, того, что в христианстве и называется грехом, но главное — способен остановить своё рассвирепевшее сердце, оскорбленное чувство, уже заносящее руку на обидчика, готов остыть и простить .
Семья и родственники
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Турчанка |
|
Прокофий Мелехов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Василиса Ильинична |
|
Пантелей Прокофьевич Мелехов |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дарья Мелехова |
|
Пётр Мелехов |
|
Наталья Мелехова (Коршунова) |
|
(1892 г. р.) |
|
Аксинья Астахова |
|
Степан Астахов |
|
Дуняшка |
|
Михаил Кошевой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Полюшка | Мишатка |
|
Танюшка |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Григорий Мелехов и Аксинья
Интерес к Аксинье — жене соседа Мелеховых Степана Астахова — зарождается у Григория в тот момент, когда тридцать казаков, в том числе муж героини, уходят на военные сборы в лагеря. Роман развивается стремительно; Аксинью и Григория сближает безоглядность чувств, искренность порывов, нежелание считаться с людской молвой . По словам литературоведа Светланы Семёновой, Мелехов и его возлюбленная объединены «страстностью, мощной, почти звериной эротической, жизненной энергетикой»; при этом герой с его «диковатой красотой» является «воплощением мужественности», тогда как пылкая, чувственная, притягательная Аксинья несёт в себе мощное женское начало. Любовь персонажей подобна «весеннему раскрепощению земли»; не случайно описание природы занимает так много места в момент свиданий или томлений героев: «Аксинья и кленовый куст», «Аксинья и грустный пленительный запах тронутого увяданием ландыша» .
В финале «Тихого Дона» герои выдвигаются ночью к станице Морозовской . В пути молодую женщину настигает пуля, выпущенная «человеком из заставы». После смерти Аксиньи герой погружается в «апокалиптический ступор»; его существование напоминает «мёртвую обуглившуюся землю» .
Григорий как бы пошатнулся в своих витальных основах, стал непохожим на себя, жалким, пугливым, даже несколько юродивым. Из него словно вырезали часть его сущности, тесно связанной с любимой: пока она существовала, даже вдали от него и в разрыве с ним, он пребывал в своем полном составе, физическом и духовном, а тут рухнул… Но и сейчас он продолжает инстинктивно бороться за жизнь .
Григорий Мелехов и Наталья
Григорий женится на Наталье Коршуновой не по любви — это выбор его отца . О том, насколько далека от героя юная невеста, свидетельствует сцена свадьбы, написанная автором «отстранённым глазом»: Мелехов наблюдает за поведением гостей, фиксирует особенности их поведения во время застолья и в то же время чувствует некую отгороженность от происходящего: «Идёт несколько гротесковый монтаж укрупнённых деталей» .
При этом Григорий сознаёт, что его жена — «тонкая, нарядная», с «ладным станом» — хороша собой; увидев её после долгой отлучки, Мелехов отмечает: «Красивая баба, в глаз шибается». Однако искусственно взрастить в себе любовь к Наталье он не может; признания героя в том, что «нету на сердце на ничего», соседствуют с описанием «мертвенно отживших трав» и «чёрно-голубой вышней пустоши». Наталья относится к мужу иначе, чем Аксинья; в ней, по мнению исследователей, нет темпераментной пылкости соперницы, зато присутствует «пронизывающая лучистость» .
Недаром и загрубелое сердце мужа отзывается на такой интенсивный свет, оказываясь способным на растроганность и слёзы, чего обычно не испытывает Григорий при виде Аксиньи, — здесь ощущения и чувства другие. Отношение Натальи к Григорию более целомудренно-стыдливо в своих непосредственно-чувственных проявлениях, чем у Аксиньи, пронизано нежностью и преданностью, нераздельностью физического и душевно-духовного .
Образ Мелехова в кинематографе
Первым исполнителем роли Григория Мелехова стал Андрей Абрикосов , который снялся в картине , поставленной по двум первым книгам романа. Как вспоминал впоследствии актёр, в момент кинопроб он ещё не прочитал шолоховского произведения и пришёл на площадку неподготовленным; представление об образе персонажа сложилось позже . По словам актрисы Эммы Цесарской , сыгравшей Аксинью, Шолохов после выхода фильма писал продолжение «Тихого Дона» с оглядкой на героев, воплощённых в ленте .
В 1958 году эпопея « Тихий Дон » была поставлена режиссёром Сергеем Герасимовым . Роль Григория Мелехова, исполненная Петром Глебовым , стала, по мнению киноведов, важнейшей в творческой биографии актёра: «Дело даже не в том, что Глебов одушевил образ книжного героя и тем поставил под подозрение любую альтернативу, любого другого исполнителя. Важнее то, что ему удалось невозможное — в одиночку изобразить „народ“» .
В последующие годы образ Григория Мелехова воплотили на экране Руперт Эверетт в телесериале Сергея Бондарчука « Тихий Дон » и Евгений Ткачук в телесериале Сергея Урсуляка . В фильме « День выборов » (2007) кандидат в губернаторы Игорь Цаплин на казачьем сходе заявил, что является внучатым племянником Григория Мелехова.
Примечания
- Якименко Л. Г. Шолохов // / Главный редактор А. А. Сурков . — М. : Советская энциклопедия , 1975. — Т. 8. — С. 758—764. 8 декабря 2015 года.
- ↑ А. Макаров, Светлана Макарова. // Новый мир . — 1993. — № 11 . 5 марта 2016 года.
- ↑ Светлана Семёнова. // Вопросы литературы . — 2002. — № 1 . 8 декабря 2015 года.
- , с. 73.
- Калинин А. В. Время «Тихого Дона». — М. : Известия, 1975. — С. 16.
- , с. 130.
- , с. 140.
- Марина Бровкина. // Российская газета . — 2012. — № 1 февраля . 8 декабря 2015 года.
- , с. 131.
- Ермолаев Г. Михаил Шолохов и его творчество. — СПб. : Академический проект, 2000. — С. 345—346 . — ISBN 5-7331-0208-X .
- , с. 75.
- , с. 76.
- , с. 82.
- , с. 85.
- , с. 88—90.
- , с. 91.
- , с. 123.
- , с. 78.
- , с. 131.
- , с. 79.
- Абрикосов А. Первая роль // Советский экран . — 1966. — № 20 .
- . Энциклопедия отечественного кино. Дата обращения: 3 декабря 2015. Архивировано из 5 марта 2016 года.
- Манцов Игорь. Глебов Пётр Николаевич // . — СПб. : Сеанс, 2004. — Т. 7. 8 декабря 2015 года. . Дата обращения: 3 декабря 2015. Архивировано из 8 декабря 2015 года.
- Павел Басинский . // Российская газета. — 2006. — № 10 ноября . 5 сентября 2008 года.
- Анатолий Костырев. // Коммерсантъ . — 2015. — № 3 апреля . 24 мая 2015 года.
Литература
- Кузнецов Ф. Ф. РАН ; Институт мировой литературы имени А. М. Горького / Научный редактор А. Л. Гришунин. — М. : ИМЛИ РАН, 2005. — 864 с. — ISBN 5-9208-0207-3 .
- Семанов С. Н. «Тихий Дон» — литература и история. — М. : Современник , 1977.
- Медведева-Томашевская И. Н. Стремя «Тихого Дона». — Париж: YMCA-PRESS, 1974.
- 2021-11-12
- 2