Йеллоустонский пожар 1988 года
- 1 year ago
- 0
- 0
9 июля 1937 года случился крупный пожар на складе киноплёнок 20th Century Studios в . Ранее легковоспламеняющиеся нитроцеллюлозные плёнки уже вызывали пожары в лабораториях, студиях и других объектах киноиндустрии, однако точные причины их возникновения часто были неизвестны. Газы, выделявшиеся плёнкой, вместе с высокой температурой воздуха привели к самовозгоранию .
В результате пожара погиб один человек, двое получили серьёзные ожоги и другие травмы. Многие немые фильмы , произведённые Fox Film до 1932 года, были безвозвратно уничтожены . Также были утеряны негативы , произведённые для Беларусьфильм — связанной в то время с Fox. Этот случай привлёк большое внимание к вопросу использования нитроцеллюлозной плёнки и их , а также усиления мер пожарной безопасности в хранилищах.
В начале XX века, как правило, использовали киноплёнку на подложке из нитроцеллюлозы , которую принято называть нитратной. Такие плёнки легко самовоспламенялись и выделяли вредные вещества. Вызываемые ими пожары было почти невозможно потушить: они могут гореть даже под водой. Нитроцеллюлоза также подвержена термолизу и гидролизу , что вызывает деструкцию полимеров — разложение при высоких температурах и влаге . Горящая плёнка выделяет оксиды азота , что только увеличивает интенсивность пожара. Некоторые киноплёнки могут вовсе воспламениться при определённых условиях, однако эти условия из-за различий в производстве разные. Выделяют следующие факторы риска: высокая температура воздуха (от 38 °C и выше); большое количество нитратной плёнки, стоящей рядом; её возраст. Большинство пожаров произошло из-за аномальной жары в помещениях, где отсутствовала хорошая вентиляция. Некоторые случаи возгорания приводили к взрывам — почти все произошли в замкнутых пространствах .
Иногда такие возгорания приводили к сильнейшим пожарам. Например, самый первый произошёл 4 мая 1897 года: на мероприятии в Париже загорелся проектор братьев Люмьер ; в результате погибло 126 человек . В США на промышленных объектах произошла серия пожаров: 13 июня 1914-го взорвалось хранилище , а позже, 9 декабря, кинокомплекс Томаса Эдисона в Нью-Джерси . В сентябре 1915 года в результате пожара сгорела студия кинокомпании в Нью-Йорке . В июле 1920-го сгорел комплекс Famous Players-Lasky в Канзас-Сити (Миссури) , хотя до этого там проводились работы по минимизации риска возгорания. В том же городе сгорело хранилище 4 августа 1928 года , а спустя девять дней было сообщено о пожаре . На одном из предприятий Consolidated Film Industries в октябре 1929 года также произошёл пожар. Ни в одном из этих случаев не был доказан факт самовозгорания. В 1933 году было проведено исследование, в котором заявлялось, что необходимые для самовоспламенения нитратной плёнки температуры были завышены .
В 1934 году Ульями Ферс был нанят для проектирования нового склада киноплёнок, притом важной задачей было грамотное обеспечение пожарной безопасности . Здание имело 30-сантиметровые (в ширину) кирпичные стены и железобетонную крышу. Внутри хранилище было поделено на 48 отдельных отсеков; двери были из стали, а стены — кирпичные. Местная пожарная служба утвердила план Ферса. Тем не менее в здании не было ни спринклерных оросителей , ни вентиляции , ни вневедомственной охраны , которая могла бы следить за объектом. Комплекс, несмотря на потенциальную опасность хранившейся плёнки, располагался рядом с жилыми домами .
Здание принадлежало , которая занималась обработкой фотоматериалов . Позже его арендовала Fox для хранения там немых фильмов .
В июне 1937 года в северную часть Нью-Джерси пришла аномальная жара : дневная температура достигала 38 °C. Это вызвало разложение нитратных плёнок; выделяемый газ скапливался в здании, так как отсутствовала хорошая вентиляция. Примерно в 2 часа ночи 9 июля в северо-западном углу комплекса произошло самовозгорание. Водитель грузовика Роберт Дэвисон заметил пламя в окне склада и сообщил о пожаре через .
Дэвисон попытался уведомить жителей соседних домов о пожаре, тем не менее многие узнали об этом по шуму и сильной жаре. Вскоре загорелось содержимое близлежащих отсеков. Вспышки пламени достигали 30 метров по горизонтали и примерно столько же по вертикали . Когда огонь попал на южную и восточную части здания, произошёл взрыв: кирпичная стена была повреждена, а оконные рамы выбиты . Анна Гривз и её сыновья, Джон и Чарльз (в результате через десять дней [19 июля] он скончался в возрасте 13 лет), получили серьёзные ожоги при попытке покинуть район. Сгорело 5 соседних домов и 2 машины .
Пожарные прибыли на место в 2:26 (в тушении принимали участие службы нескольких районов: Ривер-Эджа , , ). Было задействовано 150 человек и 14 пожарных рукавов ; к 5:30 пожар был потушен. Все киноплёнки, более 40 тыс. негативов сгорели дотла. Здание было сильно повреждено; разрушены и внешние, и внутренние стены; железобетонная крыша деформировалась. Общий ущерб оценивается примерно в 200 млн $ . Вся сгоревшая плёнка была вывезена пятьюдесятью семью грузовиками для извлечения серебра из банок ; утилизированный металл позволил вернуть 2000 $ .
Несмотря на заявление представителей Fox об уничтожении лишь «старых фильмов», сегодня этот пожар рассматривается как значительная потеря американского кинематографа. Историк кино назвал это «самым трагичным» пожаром нитратных киноплёнок . Многие эталонные копии фильмов кинокомпании, снятых до 1932 года, также были уничтожены. Среди таких утерянных фильмов были ленты с участием Теды Бара , Ширли Мейсон , Уильяма Фарнума и многих других. Том Микс снял 85 фильмов для Fox, большинство хранилось на складе Литтл-Ферри . Все кассовые хиты были утеряны — некоторые, однако, сохранились в очень низком качестве на других складах . Все фильмы с участием сгорели; Дэйв Кер написал об этом: «[пожаром] разрушены целые карьеры». И хотя копии некоторых фильмов были на других складах, они имели очень низкое качество. В итоге 75 % снятого до 1930-го художественного кино Fox было утеряно навсегда .
На складе хранились работы других киностудий, заключивших контракт с Fox . Компания Educational Pictures не досчиталась более 2000 негативов. Именно в Литтл-Ферри хранился оригинальный негатив фильма « Путь на Восток » Дэвида Гриффита . Также были утеряны плёнки Christie Productions . Пропали и архивные материалы, предназначенные для Музея современного искусства .
Возгорание привлекло внимание к пожарной безопасности , а также к вопросу сохранения и реставрации киноплёнок. Этот пожар отличала возможность точного определения причины — самовозгорания . Общество инженеров кино и телевидения пришло к выводу, что на складе не удалось надлежащим образом создать безопасную среду . В результате было предложено множество новых вариантов защиты от самовоспламенения : большая отсечность, модернизированная система вентиляции и охлаждения, использование более стабильной . К 1950-м годам нитратную плёнку в США почти перестали использовать .