Interested Article - Пенен, Жан-Поль

Жан-Поль Пенен ( фр. Jean-Paul Penin ; род. 31 декабря 1949 , Сен-Дизье ) — французский дирижёр .

Биография

Жан-Поль Пенен получил образование как биофизик, защитив диссертацию в Страсбургском университете ( 1974 ), после чего решил полностью посвятить себя музыке. В том же университете он получил магистерскую степень по музыковедению ( 1978 ), одновременно окончив по классам контрабаса и камерного ансамбля. Кроме того, Пенен изучал историю музыки в Парижской консерватории у Ива Жерара , затем учился в Консерватории Сан-Франциско , в том числе у Джона Кулиджа Адамса , как фулбрайтовский стипендиат .

В 1980 1981 гг. Пенен был ассистентом Алена Ломбара в Страсбургском филармоническом оркестре , затем в 1982 1984 гг. ассистентом Лорина Маазеля в Венской государственной опере . В 1990 1994 гг. главный приглашённый дирижёр Краковского филармонического оркестра .

Важнейшие выступления

С именем Пенена связана одна значительная премьера: первое во Франции исполнение « Торжественной мессы » Гектора Берлиоза — юношеского ( 1824 ) произведения знаменитого композитора, считавшегося утраченным и найденного в 1991 году ; Пенен исполнил её с оркестром и хором Краковской филармонии 7 октября 1993 года в Базилике Святой Марии Магдалины в Везле , спустя 4 дня после мировой премьеры (в Бремене под управлением Джона Элиота Гардинера ). Сделанная в Везле концертная запись считается первой, поскольку Гардинер записал своё исполнение уже на следующем концерте, 12 октября в Лондоне . Встречающиеся в некоторых источниках сообщения о том, что Пенен дирижировал в Нидерландах мировой премьерой Второго концерта для фортепиано с оркестром Оливье Мессиана , не соответствует действительности: у Мессиана нет произведения с таким названием; видимо, это неточные отголоски сообщения о нидерландской премьере мессиановского «Города в вышине» ( фр. La ville d’en-haut , для фортепиано и оркестра), действительно прошедшей в 1990 г. под управлением Пенена , однако мировая премьера этого произведения состоялась годом раньше в Нью-Йорке под управлением Пьера Булеза .

Записи

Среди записей Пенена наибольшей известностью пользуются оперы, в том числе моцартовские « Так поступают все » и « Дон Жуан », однако прежде всего — редко исполняемые и записываемые: «Фернан Кортес» Гаспаре Спонтини , «Эдип в Колоне» Антонио Саккини (опера, написанная по заказу Людовика XVI для открытия нового оперного театра в Версале), «Гвендолина» Эманюэля Шабрие , а также « Вольный стрелок » Вебера в редакции Берлиоза, с двенадцатью берлиозовскими дополнительными речитативами.

Сочинения

Пенену принадлежит книга «Барочники, или Музыкальная точность» ( фр. Les Baroqueux ou le Musicalement Correct ; 2000 ) — пространный памфлет против исторического исполнения и его сторонников; сокращённое изложение позиции Пенена содержит лекция «Музыкант перед выбором: Музеография или присвоение?» ( фр. L’interprète face à la partition. Muséographie ou appropriation? ) , в которой Пенен резюмирует свою позицию словами: «Музыканты не могут принять эмоционального искажения, а значит — фальсификации произведения, которые навязываются идеологией барочников. <…> Настаивать на возрасте шедевра — значит лишать слушателя основополагающей свободы отправляться во время концерта в то время и место, которое ему нравится» .

Наиболее резким оппонентом Пенена выступил критик Жан Батист Ажаме, по мнению которого книга Пенена — это сочинение, исполненное «скандальной риторики, шатких доводов и неуместной язвительности» , в котором содержательное обсуждение проблем аутентизма подменяется малосимпатичными нападками с неизменным упоминанием о национальной принадлежности . Более сдержанные рецензенты полагают, что «Жан Поль Пенен намеренно принимает резкий, даже памфлетный тон, объявляя о своем противостоянии движению, начатому арнонкурами и прочими леонхардтами » , и что «умышленно некорректный, Жан Поль Пенен ополчается на барочников <…> с пылом, в котором есть доля несправедливости» . Музыковед Элизабет Джулиани из Национальной библиотеки Франции, расценивая успех пропагандистов и популяризаторов барочной музыки как бесповоротный в статье с характерным названием «Барочная музыка: стихающие распри» ( фр. La musique baroque: querelles apaisées ) , приводит книгу Пенена как пример того, что «ключевые фигуры <барочного исполнительства> подверглись обречённой критике, то и дело возглашающей проклятья и пользующейся агрессивным словарём» . Солидаризировалась с Пененом обозреватель немецкой «Neue Musikzeitung», замечающая в своей рецензии, что игра аутентистов зачастую представляет собой «жалкое стрекотание» ( нем. kümmerliche Gezirpe ), а книга Пенена «увлекательна, остроумна и чужда пыльной скуки» . В поддержку Пенена выступил также писатель и публицист , чья резко критическая книга о положении дел в современной музыке «Реквием авангарду» пятью годами ранее также вызвала волну протестов: в статье под названием «Долой диктатуру фундаменталистов от барокко!» ( фр. Ras le bol de la dictature des intégristes du baroque! ) Дютертр утверждает, что сторонники аутентизма составили новый истеблишмент и осуществляют со своей стороны столь же настойчивое давление на всё музыкальное сообщество, сколь Пьер Булез (главный антигерой книги Дютертра) и его соратники со стороны авангарда ; впрочем, Дютертр, как и Джулиани, полагает, что основная острота конфликта позади, наиболее интересные представители конфликтующих сторон начали обмениваться художественными идеями и знаком возможных перемен к лучшему может служить назначение симпатизирующего барочной музыке и аутентизму Саймона Рэттла руководителем Берлинского филармонического оркестра .

Пенен написал также оркестровую сюиту «Парижские ночи» ( фр. Nuits Parisiennes ; 2004 ), по которой позже был поставлен балет.

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. от 5 апреля 2008 на Wayback Machine // Fulbright-France Quarterly Nesletter. — Numero 2. Hiver 2001—2002. (фр.)
  3. от 13 января 2010 на Wayback Machine // Berlioz — 2003.
  4. от 13 октября 2006 на Wayback Machine (нем.) (англ.)
  5. // Volkskrant, 12 ноября 1990. (нид.)
  6. Robert Fallon. Various Messiaen Editions // Notes. — Volume 60, Number 3, March 2004. — Pp. 795—801.
  7. от 11 сентября 2007 на Wayback Machine : Conférence donnée à Prague le 5 décembre 2000 à l’Académie Nationale de Musique, par Jean-Paul Penin.
  8. фр. Les musiciens ne peuvent accepter le processus de détournement émotionnel, donc de falsification de l’œuvre, que leur impose l’idéologie baroqueuse. <...> Insister sur l’âge du chef-d’œuvre, est priver l’auditeur de sa liberté fondamentale de voyager, pendant le concert, aux lieux et temps qu’il lui plaira. Le théoricien impose, l'artiste propose.
  9. фр. rhétorique tapageuse, arguments bancals, virulence déplacée… ce pamphlet où l’esprit, décidément, ne souffle pas
  10. от 23 декабря 2012 на Wayback Machine (фр.)
  11. фр. Jean-Paul Penin emprunte volontairement un ton vif, voire pamphlétaire, et se situe aux antipodes du mouvement lancé par les Harnoncourt et autres Leonhardt. («Opéra International») — Цит. по от 9 июня 2008 на Wayback Machine // Jean-Claude Brenac. Le magazine de l’opéra baroque.
  12. фр. Volontairement incorrect, Jean-Paul Pénin s'en prend aux baroqueux...avec une verve qui n'est pas dépourvue d'une certaine injustice. (Музыкальное приложение к « Le Monde ») — Там же.
  13. от 6 марта 2016 на Wayback Machine // Études, 2002, #6 (Tome 396). — Pp. 830—834. (фр.)
  14. фр. des personnalités apparurent flanquées d’une critique dévouée, maniant souvent l’anathème et usant d’un vocabulaire agressif
  15. от 10 декабря 2006 на Wayback Machine // Neue Musikzeitung, 2001, #07-08. — S. 22. (нем.)
  16. (недоступная ссылка) // Marianne, 11 Décembre 2000. (фр.)

Ссылки

Источник —

Same as Пенен, Жан-Поль