Interested Article - Соловейчик, Хаим (Брискер)


- 2020-03-20
- 1
Хаим ха-Леви Соловейчик ( идиш חיים סאָלאָווייטשיק ; род. 1853 , Воложин — 30 июля (21 ава ) 1918 , Отвоцк , Польша ) — главный раввин Брест-Литовска , автор книги «Хидушей рабену Хаим ха-Леви», один из крупнейших раввинов Белоруссии и создатель новаторского метода изучения Талмуда , названного «брестским». Сын Йосефа Дова Соловейчика
Биография
Родился в известной раввинской семье Соловейчик . Его отцом был Йосеф Дов Соловейчик (Бейт Алеви), а матерью — дочь Ицхока из Воложина . Учился у своего отца, а затем в Воложинской иешиве , где с 1873 года а с 1880 года и до 1892 года , когда иешива была закрыта, возглавлял её.
Взял в жёны дочь раввина , главы Воложинской иешивы, женой которого была дочь Нацива из Воложина . После кончины отца, раввина Бреста, раввина Хаима пригласили занять его место, и он возглавил брестскую иешиву, начав преподавать Талмуд по своему новаторскому методу.
Многократно участвовал в съездах российских раввинов и старался улучшить материальное положение евреев. Его общественные взгляды были резко консервативными, он выступал против сионистского движения, поддерживал старый ишув , отрицательно смотрел на создание училищ для евреев со светским образованием. Был среди учредителей движения Агудат Исраэль в 1913 году . В то же время ему часто приписывается следующая фраза: «Сионисты не отводят евреев от Торы чтобы создать государство, наоборот, государство им нужно именно для того чтобы отвести евреев от Торы» . И указывают ссылку: Книга «Мишкенойс hо-роим» Нью Йорк, 5740. том I, стр. 269. Но, данная книга принадлежит перу совсем иного человека, и вышла лишь в 1980 году. Так что многие считают эту фразу приписанной его имени после смерти.
По характеру раввин Хаим Соловейчик отличался ставшей легендарной терпимостью, добротой и милосердием .
Во время Первой мировой войны переехал в Минск , затем в Варшаву , а после в Отвоцк , где скончался в возрасте 65 лет. Похоронен на еврейском кладбище в Варшаве возле своего дяди и деда своей жены.
Семья
У рава Хаима родилось 2 сына. Старший Моше — был раввином в нескольких местечках Белоруссии, а затем главой иешивы при семинаре Ицхака Элхана ( ) в Нью-Йорке . Младший Ицхак Зеэв — наследовал место отца на посту главы брестской иешивы и на должности брестского раввина, став впоследствии крупнейшим религиозным авторитетом в Израиле .
|
Книги
При жизни раввин Соловейчик не опубликовал ни одной работы, а его идеи и его метод преподавания распространялись изустно между учениками иешив. И только малую часть своих работ, которые он считал абсолютно проверенными, Соловейчик записал, и эти записи были изданы уже после его смерти под названием «Хиддушей раббену Хаим ха-Леви» («Новеллы нашего учителя Хаима ха-Леви»). Эта книга стала основополагающей для обучения в литовских иешивах.
Брестский метод
Метод изучения Галахи , который развил рав Соловейчик, требует аналитического изучения текста и предпочитает углублённое изучение одной темы ( и’юн ) приобретению общих познаний по разным темам без углубления в них ( б’киут ) (глубина изучения предпочтительнее широты) . Метод Соловейчика требует имманентного понимания текста, а не его интерпретации при помощи сравнения с другими текстами, изучения всех существующих мнений по данному вопросу, даже не принятых окончательно, и понимания их основной идеи, противопоставляя такой подход классическому, цель которого — извлечение практических следствий из данной галахи. Метод также предусматривает сравнение разным мест в Талмуде , касающихся данной темы, и вывода общего для всех знаменателя, — в целом отдавая предпочтение анализа синтезу. Наиболее популярный критерий при анализе Талмуда или галахот — проведение различия между обязанностями человека ( гавра ) и обязанностями, связанными с предметом ( хефца ).
Метод Соловейчика изначально применялся только в его иешиве, однако благодаря усилению авторитета брестских раввинов в Польше и затем в Израиле , метод стал доминирующим в большинстве иешив «литовского типа». Следствием этого стало определённое пренебрежение ценностью эрудиции как цели образования и отрыв обучения от практических целей (в частности, от вынесения галахических постановлений).
Время деятельности Хаима Соловейчика в истории иудаизма |
---|
Примечания
- . Дата обращения: 9 марта 2011. 11 октября 2011 года.
- . Дата обращения: 8 марта 2011. 3 июля 2018 года.
- . Дата обращения: 6 марта 2011. 18 октября 2012 года.
Ссылки
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- (недоступная ссылка)

- 2020-03-20
- 1