Interested Article - Кочарян, Сурен Акимович

Суре́н Аки́мович Кочаря́н ( арм. Սուրեն Քոչարյան ; 23 августа ( 5 сентября ) 1904 год , Тифлис , — 9 октября 1979 , Москва ) — мастер художественного слова, драматический актёр, народный артист Армянской ССР (1945) , народный артист РСФСР (1967), лауреат Сталинской премии третьей степени (1951) .

Биография

В 1925 году окончил Московскую армянскую студию, сценическую деятельность начал в Тифлисе . В 1925—1931 актёр Театра им. Сундукяна в Ереване , сыграл около 40 ролей ( Фурманов « », Васька Пепел « На дне », Какули « » Сундукяна ) . Снимался в кино (« Кикос », 1931). Одновременно выступал в концертах с чтением произведений классика армянской литературы Ованеса Туманяна (три программы, куда вошли поэзия, проза, сказки). С 1932 года целиком посвятил себя художественному чтению, выступал как артист-сказитель с концертами по всей стране . С 1939 артист Московской филармонии . В 1937 появился моноспектакль, определивший дальнейшее творчество Кочаряна — « Витязь в тигровой шкуре » Шота Руставели . Поэма содержит около семи тысяч строк, лишь одна десятая вошла в композицию. И тем не менее, целостность эпопеи, динамика развития сюжета не нарушались. Артист пользовался пересказами, «интонационным двоеточием», менял ритмы, переходил от прозы к стиху и, наоборот, вводил пояснительные отступления.

К этому времени уже выработалась форма выступлений Кочаряна. Он выходил на эстраду, кланялся публике, садился в кресло, подчеркнуто снимал очки… и начинал повествование. Статичность позы не мешала ему включаться в игру; с помощью жеста, мимики, интонации он передавал переживания героев. Главным для него оставался образ самого автора, от лица которого велось повествование.

В гастрольных поездках по стране Кочарян продолжал готовить новые программы, то есть заниматься литературной работой, создавать свою драматургию, репетировать, оставляя за собой функции режиссёра. В 1939 году появился моноспектакль «Давид Сасунский». Более двух лет затратил он на подготовку моноспектакля «Шахерезада» (1942). Изучил восемь томов « », отобрал самые характерные сцены, афоризмы, эпитеты, выстроил спектакль так, чтобы слушатели воспринимали действующих лиц как «своих», давно знакомых: оживали и рассказчица Шахразада, и глуповатый Шахрафа, и наивная Дуньязада. К. играл, фантазировал, («взбирался» на дерево, сидя в кресле), шутил, смеялся, показывая толкователя Корана . В военные годы в репертуаре чтеца появился « Декамерон » Боккаччо (начинал читать ещё в 1934, последний, 4-й вариант был завершен в 1946). Озорной, пародийный моноспектакль восхвалял красоту земной человеческой жизни. В 1945 впервые выступил с «Крейцеровой сонатой» Л. Толстого , принесшей чтецу большую популярность (исполнялась более 500 раз). Последней работой Кочаряна стала « Одиссея » Гомера (1955), результат кропотливого 13-летнего труда. Композиции Кочаряна записаны на пластинки. Гастролировал в Сирии , Турции , Иране , Ливане . Сурен Кочарян вместе с другими выдающимися мастерами художественного слова середины XX века , такими, как Вячеслав Сомов , Всеволод Аксенов , Дмитрий Журавлев , Яков Смоленский , неустанно приобщал массового советского зрителя и слушателя к сокровищам мировой литературы.

Награждён орденом «Знак Почёта» (4.11.1939).

Примечания

  1. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 3 — М.: Советская энциклопедия, Кетчер — Нежданова, 1964, 1086 стб. с илл., 7 л. илл.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Кочарян, Сурен Акимович