Interested Article - Бочаров, Михаил Васильевич

Михаил Васильевич Бочаров ( 2 ноября 1872 , Петербург 29 апреля 1936 , Ленинград) — русский и советский оперный певец (бас-баритон ), педагог вокала. Заслуженный артист Республики (1925).

Биография

Обучался одновременно на юридическом факультете Киевского университета (окончил в 1898 году) и в Киевском музыкальном училище у педагога К. Эверарди (окончил в 1900 году). С 1896 года выступал на эстраде.

Несколько месяцев стажировался по вокалу в Милане у М. Петца. В конце 1900 года, вернувшись в Россию, дебютировал в московском Товариществе русской частной оперы. В течение нескольких сезонов выступал в Киеве (1901—1903; антреприза М. Бородая , 1905), в Москве (1906, Опера С. Зимина ), Петербурге (1906, антреприза Е. Кабанова и К. Яковлева), Баку (1909, антреприза П. Зурабова), Петербурге (с 1915, антреприза ).

После Октябрьской революции продолжил карьеру певца: пел в Петроградском Народном доме, выступал в оперных театрах Свердловска (до 1923 и в течение 1928—1929 годов), Киева, Одессы, Баку. В 1923—1928 солист ГАТОБа и МАЛЕГОТа . Гастролировал в Харькове, Саратове, Н. Новгороде, Пскове, Томске, Смоленске, Туле, Орле, Курске.

Творчество

Обладал мощным ровным во всех регистрах голосом с горловым призвуком, ярким сценическим темпераментом, природной музыкальностью. Несмотря на значительную форсировку голоса, частые выступления (порой давал по два концерта в день), сохранил голос до 62 лет .

С 1900 года начал участвовать в концертах Кружка любителей русской музыки. В 1926 году впервые исполнил в Ленинграде «Детские песенки» И. Стравинского . С 1932 года принимал участие в концертах с циклами программ, посвященными творчеству П. Чайковского и Р. Вагнера .

В камерном репертуаре певца были также романсы М. Глинки , М. Мусоргского , Ц. Кюи , Н. Римского-Корсакова , С. Рахманинова , А. Рубинштейна , А. Аренского .

Записывался на грампластинки в Москве (студия «Якоб-рекорд», 1903; «Граммофон», 1907; «Экстрафон», 1909; «Корона» 1911; «Одеон», 1912; «Пате»), Варшаве («Сирена», 1911), Киеве (« Экстрафон », 1912).

Репертуар

Оперный репертуар певца включал 93 партии.

Бочаров — первый исполнитель ряда партий: 2-й корабельщик (« Сказка о царе Салтане », 1900), Иван-королевич (« Кащей бессмертный », 1902), Князь Великого Китежа (« » С. Василенко , 1903), Монтанелли (« » В. Трамбицкого , 1929); Воццек в одноимённой опере Берга (на русской сцене).

Композитор и музыковед Борис Асафьев писал об исполнении Бочаровым партии Воццека: «Воццек в передаче Бочарова — артиста чуткого и вдумчивого — фигура незабываемая… Отдельные удачные подробности в роли — повороты, жесты, ходьба, интонации — немыслимо перечислять, но из них-то и складывается, как из „бросков“ и „клочков“, меткий и характерно нервный облик Воццека — Бочарова» .

Среди прочих партий: Жорж Жермон (« Травиата » Дж. Верди, 1906), Рудольф (« Жизнь Латинского квартала » Р. Леонкавалло, 1907), Бекмессер (« Нюрнбергские мейстерзингеры » Р. Вагнера, 1909); Лионель (« Орлеанская дева » П. Чайковского, 1907), Кирилл Троекуров (« Дубровский » Э. Направника); Эскамильо (« Кармен » Ж. Бизе), Валентин (« Фауст » Ш. Гуно), Граф де Невер (« Гугеноты » Дж. Мейербера), Скарпиа (« Тоска » Дж. Пуччини, 1912), Шарплес (« Чио-Чио-сан » Дж. Пуччини, 1911, режиссёр П. С. Оленин ), Себастьяно (« » Э. д’Альбера, 1911); Рейс (« Девушка с Запада » Дж. Пуччини, 1913), Яго (« Отелло » Дж. Верди, 1914), Ди Поза (« Дон Карлос » Дж. Верди, 1917); Граф Чепрано (« Риголетто » Дж. Верди, 1919), Мизгирь (« Снегурочка » Н. Римского-Корсакова), Шакловитый (« Хованщина » М. Мусоргского), Тонио (" Паяцы Р. Леонкавалло, 1923), Бродячий актер (« » Ф. Шрекера, 1925); Ренато (« Бал-маскарад » Дж. Верди), Форд (« Фальстаф » Дж. Верди, 1925), Тьебо (« » В. Цыбина, 1928); Король треф (« Любовь к трем апельсинам » С. Прокофьева, 1926), Зурга (« Искатели жемчуга » Ж. Бизе, 1927), Воццек (« Воццек » А. Берга, 1927), Демон (« Демон » А. Рубинштейна ); Брат Мелитоне (« Сила судьбы » Дж. Верди, 2-я ред., 1934), Григорий Грязной (« Царская невеста » Н. Римского-Корсакова), Нелюско (« » Дж. Мейербера), Амонасро (« Аида » Дж. Верди), Риголетто ( одноимённая опера Дж. Верди), Руслан (« Руслан и Людмила » М. Глинки), Князь Игорь ( одноимённая опера А. Бородина), Веденецкий гость (« Садко » Н. Римского-Корсакова), Фигаро (« Севильский цирюльник » Дж. Россини), Князь Елецкий и Граф Томский (« Пиковая дама » П. Чайковского), Евгений Онегин ( одноимённая опера П. Чайковского), Кочубей и Мазепа (« Мазепа » П. Чайковского ), Сильвио (« Паяцы » Р. Леонкавалло), Януш (« » С. Монюшко), Вольфрам фон Эшенбах (« Тангейзер » Р. Вагнера).

Сотрудничество с другими артистами

Среди партнёров Бочарова: Ф. Шаляпин , А. М. Лабинский , В. Пикок , , Г. А. Боссе , Д. Д. Головин , Р. Г. Горская , П. Журавленко , В. Люце , Н. Сперанский , А. Улуханов , В. П. Дамаев , А. И. Добровольская , В. К. Павловская , В. Н. Петрова-Званцева , , С. И. Друзякина , , А. М. Матвеев , , В. М. Трубин , А. И. Хохлов, , , П. Цесевич . В 1919 выступал в Киеве в концертах вместе с Л. Собиновым , Л. Сибиряковым и А. Мозжухиным .

Сотрудничал также с такими дирижёрами, как , М. М. Багриновский , В. Дранишников , М. Ипполитов-Иванов , Э. Купер , И. Палицын , , С. А. Самосуд , В. П. Ульрих (1927), Г. Г. Фительберг , Ф. Штидри (1934).

Преподавательская работа

В начале 1900-х гг. преподавал в музыкальной школе Н. Тутковского (Киев). Среди учеников — П. Гусев , М. Донец .

Примечания

Литература

  • Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 68—70;
  • Львов М. Л. В. Собинов. — М.; Л., 1945. С. 8—9;
  • Асафьев Б. Об опере: Избр. статьи. — Л., 1976. С. 276;
  • Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссёра. — М., 1967. С. 141;
  • Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций 1905—1917 — Л., 1975. С. 316;
  • Боровский В. E. Московская опера С. И. Зимина. — М., 1977. С. 118.
  • Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.

Ссылки

Источник —

Same as Бочаров, Михаил Васильевич