Никитина, Варвара Александровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Варвара Ивановна Страхова (по мужу Эрманс ) (1875—1959 ) — русская оперная певица ( меццо-сопрано и контральто ).
Муж: (1868—1958).
С юных лет и в течение жизни поддерживала дружеские отношения с Сергеем Рахманиновым , с которым в молодые годы у неё был серьёзный роман , потом их отношения переросли в дружеские; была дружна также со многими художниками, в том числе с Константином Коровиным .
Варвара Страхова родилась в Тифлисе и там же начала обучаться пению (педагог Д. А. Усатов ) и впервые дебютировала на сцене. В 1895—1897 гг. продолжила обучение в Петербургской консерватории (педагог К. Ферни-Джиральдони ), брала уроки пения у К. Эверарди .
В родном Тифлисе с 1893 года выступала на оперной сцене с Ф. И. Шаляпиным . В 1898—1900 гг. — оперная певица в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова , в 1902 г. — в частном театре Г. Г. Солодовникова , сезон 1906/07 — в московской Опере С. Зимина .
После революции 1917 года эмигрировала . Жила в Париже , вместе с семьей Шаляпиных.
Из воспоминаний дочери Фёдора Ивановича Шаляпина Марины :
Вниз вела паркетная лестница с большим ковром. В нижнем этаже напротив лестницы жила Варвара Ивановна Страхова, которая с папой когда-то пела у Мамонтова В молодости у неё был роман с Рахманиновым, но потом она вышла замуж за очень хорошего человека, который стал большим папиным другом. Своих детей у них не было, и Варвара Ивановна давала другим детям уроки пения. Её сестра, Анна Ивановна, тоже жила с нами, мы её называли Аннуля. Она за нами смотрела, как вторая мама, когда мама с папой путешествовали. Это после революции. Она была золотой человек, наша Аннуля. И не только как пианистка, как наша учительница музыки, — они с сестрой друзья папины были испокон веков. Так вот, я бегала вниз к Варваре Ивановне петь, потому что хотела развить свой голос. У меня был очень некрепкий вокал. Когда же я сломала коленку, то стала думать, кем я буду. Актрисой, певицей? Папа говорил: «Тебя на первом ряду не услышат». И я старалась развить голос, бегала учиться петь. Было у меня колоратурное сопрано, и я распевалась: пела какие-то испанские песенки, неаполитанские песенки, даже Розину из «Севильского цирюльника». А папа-то не знал, даже не обращал внимания, чем я занята. Вот раз он спустился по лестнице вниз и, проходя мимо двери Варвары Ивановны, приостановился послушать, как её ученики поют. Прислушался и думает: «Господи, какой-то комар пищит». А позже увидел Вареньку и говорит: «Моя дорогая Варварушка, кто тот комар, что у тебя пищал?» «Это твоя дочь, Феденька!» — улыбнулась она. Но я распевала колоратуру, чем папу очень забавляла.
В Париже певица давала частные уроки и преподавала в Парижской консерватории; там же в Парижской консерватории преподавали другие русские музыканты-эмигранты, в том числе её неоднокрартные партнёры по сцене в России С. Н. Гладкая , Н. Н. Кедров , Е. И. Терьян-Корганова и др.
Там же в Париже она написала и издала книгу: Пение. — Париж, 1946.
Партнёрами Варвары Страховой были: В. Антонова, , А. И. Бреви , С. Н. Гладкая , Н. И. Забела-Врубель , , В. С. Клопотовская , Н. В. Мутин , А. М. Пасхалова , А. Е. Ростовцева , А. В. Секар-Рожанский , С. Ф. Селюк-Рознатовская , Н. И. Сперанский , , Н. И. Тарасов , Е. Я. Цветкова , , Ф. И. Шаляпин , , В. П. Шкафер .
Варвара Ивановна обладала небольшим голосом красивого тембра, ярким сценическим дарованием. Один из критиков писал: «Какую редкую оперную артистку имели бы мы, если бы вокальные средства Страховой соответствовали её художественному темпераменту, её красивой внешности. Стоит вспомнить, что с этим слабым, неблагодарным голосом она заслонила на время даже могучую фигуру Досифея (Ф. И. Шаляпина. — А. П. ) и в последнем акте произвела такое потрясающее впечатление, которому позавидовали бы даже прославленные драматические артисты. Да! драма — настоящее место для этого богатого таланта» (РМГ. 1898. № 3. С. 289) .
Пела под управлением М. М. Ипполитова-Иванова , С. В. Рахманинова , С. А. Самосуда , И. А. Труффи , .