Родился в
Ниамее
, столице
Нигера
, в 1935 году. Принадлежал к этнической группе
джерма
. Окончив школу в Ниамее, в 16 лет вступил во
Французский экспедиционный корпус на Дальнем Востоке
, где прослужил с 1951 по 1955. После двух лет в Азии во время
первой Индокитайской войны
вернулся в Нигер, но из-за безработицы эмигрировал в
Кот-д’Ивуар
, где работал докером в порту
Абиджана
. Здесь Ганда встретил французского антрополога и кинематографиста
Жана Руша
, который, будучи заинтересован нигерским сообществом в Кот-д’Ивуар, нанял Ганду в качестве статистика для исследований иммиграции.
Руш ввёл Ганду в мир кино. Ганда сыграл небольшую роль в фильме Руша
Zazouman de Treichville
(1957) и главную роль в его фильме
(«Я, негр», 1958). Несколькими годами позже Ганда вернулся в Ниамей, где принял участие в работе Франко-нигерского культурного центра. В киноклубе центра Ганда познакомился со специалистами, обучавшими режиссуре, операторской и звукооператорской работе. Клуб выпустил несколько фильмов, а в 1968 году организовал конкурс сценариев, для которого Ганда написал сценарий своего первого фильма,
Cabascabo
, основанный на собственных впечатлениях в Индокитае. В 1970-х продолжил работу над фильмами, многие из которых получили международное признание и затронули важные для тогдашнего однопартийного государства социальные темы. Самый известный его фильм,
(1970), получил главный приз кинофестиваля
FESPACO
в 1972 году. Кроме игровых фильмов, снял несколько
документальных
, работу над последним из которых прервала смерть от сердечного приступа 1 января 1981.
В 1981, вскоре после смерти режиссёра, в его честь был назван крупный культурный комплекс в Ниамее —
Le Centre Culturel Oumarou GANDA (C.C.O.G)
.
Кроме того, FESPACO вручает премию имени Умару Ганды за лучший игровой фильм.
Фильмы
Cabascabo
(1968, 45 минут, чёрно-белый, снят полностью на языке
зарма
). Автобиографический фильм, рассказывающий о службе Ганды во Французском экспедиционном корпусе в Индокитае. Премьерный показ прошёл в
Париже
в 1968 году, фильм также был показан на
21-м Каннском кинофестивале
.
Получил почётный диплом на
VI Московском кинофестивале
,
международный приз критиков
Малагского кинофестиваля
и положительный отзыв на
.
(1970, 50 минут, 16 мм, цветной, на языке зарма). Фильм затрагивает вопросы
полигамии
и принудительного брака. Критике подвергаются общественный строй Нигера и представители власти в Африке. Среди прочих наград, фильм получил первый гран-при
FESPACO
в 1972.
Saïtane
(1972, 64 минуты, 16 мм, цветной, на языке зарма). Ещё один фильм на социальную тематику, в котором
мурабит
выступает в качестве сводника между замужней женщиной и её богатым любовником.
L’Exilé
(1980, 90 минут, 16 мм, цветной). По мотивам народного предания.
Источники
. Fofo Magazine (Niamey) 28 March 2008.
. Planete Afrique. Guy Hennebelle and Catherine Ruelle, extracted from
cinéastes d'Afrique Noire
September 2008.
Lyle Pearson. Four Years of African Film. Film Quarterly, Vol. 26, No. 3 (Spring, 1973), pp. 42-47
Jean Rouch, Steven Feld. Ciné-ethnography. University of Minnesota Press (2003)
ISBN 0-8166-4104-8
Interviews with Rouch where most discussion of Ganda is of his collaborations with Rouch and early career.
Paul Stoller. The Cinematic Griot: The Ethnography of Jean Rouch. University of Chicago Press (1992)
ISBN 0-226-77548-8
Paul Stoller. Artaud, Rouch, and The Cinema of Cruelty. Visual Anthropology Review. Volume 8 Issue 2, (September 1992) Pages 50 – 57
Nwachukwu Frank Ukadike. Black African Cinema. University of California Press (1994)
ISBN 0-520-07748-2
pp. 75-79, 135, passim
. Encyclopædia Universalis France, accessed 2009-03-30.
См. также
Maïzama Issa. Oumarou Ganda : cinéaste nigérien : un regard du dedans sur la société en transition. Série études et recherches no 136. Dakar : Enda-Edition, (1991).
Примечания
от 26 марта 2008 на
Wayback Machine
. Bibliothèque de référence du réseau de lecture publique du Niger. Projet lecture publique, Government of Niger/Government of France. Niamey (2000) Accessed 2009-03-30