Interested Article - Планер (конфигурация клеточного автомата)

Планер в движении

Пла́нер , или гла́йдер ( англ. glider ) — пятиклеточная конфигурация в игре «Жизнь» , способная перемещаться в двумерном поле с квадратными ячейками .

Планер был открыт в 1970 году Ричардом Гаем , когда группа Конвея пыталась отследить развитие R-пентамино . Планер является наименьшим, первым обнаруженным и наиболее часто возникающим « космическим кораблём » в «Жизни» и перемещается по диагонали со скоростью, равной 1/4 « скорости света » .

Происхождение названия

Конфигурация планера на каждом ходу может рассматриваться как зеркальное отражение его же конфигурации два хода назад, сдвинутое в направлении движения. Такое преобразование называется скользящей симметрией или скользящим отражением ( англ. Glide reflection ), откуда и было образовано англоязычное название «glider» (буквально «скользящий») . Одновременно это слово означает по-английски планёр , откуда и возник русскоязычный вариант «планер».

Значение

Планеры имеют большое значение в «Жизни», поскольку они часто возникают в процессе эволюции, могут образовывать новые конфигурации при столкновении и могут быть использованы для передачи информации на большие расстояния. К примеру, при столкновении восьми планеров может образоваться планерное ружьё Госпера . Целенаправленное построение заданных конфигураций путём столкновения планеров получило название глайдерного синтеза .

Блоки, ульи, мигалки, светофоры могут быть получены столкновением всего двух планеров. Требуется три планера, чтобы построить космический корабль или пентадекатлон .

Трёхмерное изображение эволюции планера. Предыдущие поколения откладываются по оси z

С помощью планеров можно конструировать счётчики , логические вентили И , ИЛИ , НЕ . С использованием планеров можно доказать, что «Жизнь» в качестве вычислительной машины является полной по Тьюрингу .

Эмблема хакеров

Эрик Рэймонд в 2003 году предложил использовать планер в качестве эмблемы хакеров .

Примечания

  1. Словарь Жизни: от 8 февраля 2013 на Wayback Machine
  2. Клумова И. Н. // Квант . — 1974. — № 9 . — С. 26—30 . 4 марта 2016 года.
  3. . Achim Flammenkamp (9 декабря 1995). Дата обращения: 27 февраля 2009. 13 апреля 2009 года.
  4. Гарднер Мартин. Крестики — нолики.— М.: Мир, 1988.
  5. от 15 мая 2013 на Wayback Machine at the LifeWiki
  6. Словарь Жизни: от 8 февраля 2013 на Wayback Machine
  7. Словарь Жизни: от 6 мая 2019 на Wayback Machine
  8. Paul Chapman. (11 ноября 2002). Дата обращения: 12 июля 2009. 6 сентября 2009 года.
  9. Berlekamp, E. R. ; Conway, John Horton ; Guy, R.K. (2001), Winning Ways for your Mathematical Plays (2nd ed.), A K Peters Ltd, ISBN 978-1-56881-130-7
  10. Raymond, Eric S. (20 июня 2012). Дата обращения: 8 августа 2013. Архивировано из 23 августа 2013 года.

Внешние ссылки

  • at the LifeWiki
Источник —

Same as Планер (конфигурация клеточного автомата)