Фил Ко́ллинз
LVO
(
англ.
Phil Collins
; полное имя
Фи́лип Дэ́вид Чарльз Ко́ллинз
(
англ.
Philip David Charles Collins
); род.
30 января
1951
,
Лондон
) —
английский
певец, барабанщик, автор песен, звукозаписывающий продюсер и актёр.
Получил известность как участник
рок
-группы
Genesis
, затем сделал впечатляющую сольную карьеру, продав свыше 150 миллионов экземпляров своих альбомов.
Фил Коллинз является одним из трёх музыкантов за всю историю (вместе с
Полом Маккартни
и
Майклом Джексоном
), чьи альбомы были проданы по всему миру тиражом более ста миллионов экземпляров — и как соло-исполнителя, и (отдельно) как участника музыкального коллектива
. В то время как за всю свою карьеру
Genesis
лишь однажды сумели взобраться на вершину чарта
Billboard Hot 100
, Коллинзу удалось сделать это семь раз — с синглами «
Against All Odds
» (1984), «One More Night» (1985), «Sussudio» (1985), «Separate Lives» (1985), «A Groovy Kind of Love» (1988), «Two Hearts» (1988) и — пожалуй, наиболее известной своей песней — «
Another Day in Paradise
» (1989). Своеобразной визитной карточкой Коллинза по-прежнему остаётся самый первый сольный сингл, «
In the Air Tonight
».
В пять лет родители подарили Филу игрушечную ударную установку, и это явилось стартом его головокружительной музыкальной карьеры. Первым его музыкальным опытом стало отбитие ритма в такт музыкальному сопровождению теле- и радиопрограмм. Игра на ударных стала для Фила основным увлечением.
В подростковом возрасте Коллинз увлекается ещё и актёрским мастерством, однако тяга к музыке пересилила, и в 1969 году он получил свой первый контракт как барабанщик группы Flaming Youth. Выпущенный этой командой альбом имел средний успех, а после года гастролей и раздоров коллектив распался
.
В 1970 году в качестве перкуссиониста 19-летний Коллинз принял участие в записи трека
Джорджа Харрисона
«
Art of Dying
»
и в том же году откликнулся на объявление в музыкальном журнале
Melody Maker
, которое гласило: «Ансамбль ищет барабанщика с хорошим чувством акустики». Ансамблем оказалась
Genesis
— группа, которую организовали выпускники частной школы. Придя на прослушивание в дом родителей
Питера Гэбриела
, Коллинз был впечатлён обстановкой — лесистая местность, рояль на террасе, наличие плавательного бассейна, ударная установка в тени раскидистого сада, звучание нового на тот момент альбома
Trespass
. Коллинз сразу же был принят в состав группы, легко обойдя на прослушивании всех других претендентов
. По свидетельству Коллинза, его первый гонорар в Genesis составлял 10 фунтов стерлингов в неделю — в 2 раза больше, чем он получал в Flaming Youth
.
Помимо игры на
ударных
, Коллинз принимал участие в записи композиций и как
бэк-вокалист
. Полноценным же вокальным дебютом Фила Коллинза в Genesis стала композиция «For Absent Friends» (в переводе с
англ.
—
«Ушедшим друзьям») из альбома 1971 года
Nursery Cryme
. После того как в 1975 группу покинул её основатель
Питер Гэбриел
, встал вопрос о новом вокалисте. Коллективом было прослушано более четырёхсот претендентов, но в конце концов группа решила отдать микрофон своему барабанщику (настроенному довольно скептически)
. Этот момент стал одним из самых значительных уже не только для Коллинза, но и для самой группы. За последующие двадцать лет группа стала одной из самых популярных в мире; немалая в этом заслуга самого Коллинза — не только вокалиста и барабанщика группы, но и автора музыки и стихов многих его песен. Параллельно с Genesis Коллинз на протяжении многих лет работал с джазовым инструментальным проектом
Brand X
, а также участвовал в альбомах
Питера Бэнкса
(Yes) и
Энтони Филлипса
(Genesis). По словам Коллинза, он был готов занять место ударника
The Who
после смерти
Кита Муна
, однако в группу уже пригласили
Кенни Джонса
.
В начале 1980-х годов Фил Коллинз занялся сольной карьерой. Редко кому из вокалистов известных групп, начавших сольную карьеру, удаётся превзойти успех, достигнутый в группе, но Коллинзу это удалось
. Тираж его первого же сольного альбома
Face Value
превзошёл тиражи альбомов Genesis, а композиция «
In the Air Tonight
» стала его визитной карточкой
, так же как и мощный звук барабанов, основанный на эффекте «гейтированной реверберации» (
англ.
gated reverb
) (придуманный Гэбриелом, Коллинзом и их сопродюсером и звукоинженером
Хью Пэдхамом
), который «предопределил звук 80-х»
. В течение 1980-х годов Коллинз выпустил ряд успешных альбомов и при этом продолжал работать с Genesis, а также записывался с такими звёздами, как
Плант, Роберт
,
Эл Ди Меола
,
Тони Левин
,
Адам Ант
,
,
Эрик Клэптон
,
Чака Хан
,
,
Пол Маккартни
,
Tears for Fears
.
В июле 1985 года Фил Коллинз выступил на благотворительном фестивале
Live Aid
, сыграв вместе со
Стингом
на «
Уэмбли
», а затем переместившись на самолёте «
Конкорд
» в США для исполнения партии ударных на выступлении
Led Zeppelin
(по приглашению
Роберта Планта
) в
Филадельфии
, на стадионе JFK
. Выступление Led Zeppelin прошло неудачно
; (Коллинз в какой-то момент хотел уйти со сцены)
; при этом обе стороны винят в этом друг друга
. В своей автобиографии Коллинз вспоминает, что не сразу понял, что его согласие выступить с Плантом и Пейджем обернётся «воссоединением Led Zeppelin» и что не посещал репетиций, а о наличии второго барабанщика узнал непосредственно перед выступлением, в результате чего играл больше «по воздуху»
.
В начале 1990-х годов Коллинз решил покинуть группу Genesis, посвятив себя сольным проектам и съёмкам в кино. Однако перед уходом из Genesis он записал вместе с её участниками один из лучших альбомов в «пост-Гэбриеловской» истории группы
We Can’t Dance
(1991) и участвовал в большом прощальном турне (1992—1993). В 1999 году он записал
саундтрек к мультфильму «Тарзан»
студии
Walt Disney Pictures
и получил премии «
Оскар
»
и «
Золотой глобус
»
за песню «You’ll Be in My Heart».
Фил Коллинз снялся во многих фильмах. Один из самых известных фильмов с его участием — «
Бастер
» (1988), лента про ограбление почтового поезда в 1963 году.
Репертуар Коллинза не ограничивается душевными мелодичными песнями про любовь. В своих песнях (и для собственного репертуара, и для Genesis) Фил Коллинз поднимает важные социальные и моральные темы: военные конфликты, сложные отношения родителей и детей, жизнь бездомных
и другие острые проблемы.
3 июня 2002 года Фил Коллинз отыграл на барабанах на концерте, посвящённом золотому юбилею королевы Елизаветы II. В 2007 году Фил воссоединился с Genesis для прощального тура
Turn It On Again
.
7 марта 2011 года Фил Коллинз объявил о завершении своей музыкальной карьеры. «Я решил закончить карьеру, потому что хочу быть отцом для двух моих юных сыновей полный рабочий день и на ежедневной основе» — сообщил он на своём официальном сайте. В том же сообщении он опроверг мнения, которые высказывали различные мировые СМИ, о причинах, побудивших его завершить музыкальную карьеру
: «Я ухожу не из-за плохой критики или плохих обзоров в прессе», «Я ухожу не из-за того, что меня никто не любит. Я знаю, что у меня много поклонников, которые любят моё творчество. Спасибо вам».
Осенью 2016 года Фил Коллинз объявил о том, что снова вернётся на сцену — летом 2017 года он даст девять концертов в Лондоне, Кёльне и Париже в рамках тура, который он назвал «Ещё не мёртв». Объявление о своём возвращении 65-летний музыкант сделал на большой пресс-конференции в Лондоне
.
Личная жизнь
В 1975 году Фил Коллинз женился на девушке по имени Андреа Берторелли, с которой познакомился ещё в 11 лет в театральной школе в Лондоне. Коллинз также удочерил её дочь
(род. 1972) от первого брака. В 1976 году у пары родился сын
. Однако Андреа так и не смогла смириться с постоянной занятостью Фила на концертах и гастролях, и в 1980 году они развелись.
В 1985 году музыкант женился на американке Джилл Тэвелман. В 1989 году родилась их дочь
Лили
. В 1996 году брак Фила и Джилл распался.
Третьей женой певца стала швейцарская модель мексиканского происхождения Орианна Цевей. Свадьба состоялась в 1999 году. В 2001 году у супругов родился сын Николас, а в 2004 году — сын Мэттью
.
В 2008 году Фил и Орианна развелись. Музыкант выплатил бывшей жене 25 миллионов фунтов стерлингов (около 50 миллионов долларов) — одну из самых больших сумм отступных за всю историю бракоразводных процессов
. Однако в 2016 году певец сообщил, что помирился с Цевей и теперь они вместе с детьми живут в доме Фила в
Майами
.
С середины 1990-х годов имеет проблемы со здоровьем. Сначала это проявлялось в частичной потере слуха, а потом в лишении возможности игры на барабанах, которое возникло из-за повреждённых нервов обеих рук. В 2015 году Коллинз перенёс операцию на позвоночнике, а через два года травмировал голову, когда поскользнулся в своём гостиничном номере. В тяжёлом состоянии Фил был доставлен в лондонскую больницу, а намеченные концерты в Альберт-холле пришлось перенести
. С тех пор Коллинз передвигается при помощи трости, а на своих концертах, как правило, он выступает сидя.
В своей книге о «легендах», которые определили прогрессив-рок, американский барабанщик Рич Лаковски написал: «
Грув
Фила Коллинса в ранних записях Genesis проложил путь для многих талантливых барабанщиков. Его способность заставлять барабаны „лаять“ с музыкальностью и объединяться настолько убедительно в необычных музыкальных размерах заставили многих барабанщиков швырять наушники и подыгрывать Филу
». В 2014 году читатели журнала Rhythm выбрали Коллинза четвёртым наиболее влиятельным барабанщиком прогрессивного рока за его работу над альбомом Genesis 1974 года
The Lamb Lies Down on Broadway
. В 2015 году MusicRadar назвал Коллинза одним из шести пионеров игры на ударных в прогрессивном роке
. В 2005 году слушатели радиостанции Planet Rock выбрали Коллинза пятым величайшим рок-барабанщиком в истории
. Коллинз занял десятое место в списке «Величайших барабанщиков всех времён» по версии Gigwise и номер девять в списке «20 величайших барабанщиков за последние 25 лет» MusicRadar в 2010 году
. В 1987 году Коллинз вспомнил о своей быстрой игре в Brand X и раннем Genesis: «Я больше не могу так играть»
.
Барабанщик
Foo Fighters
Тейлор Хокинс называет Коллинза одним из своих героев игры на барабанах
. Он сказал: «Коллинз — невероятный барабанщик. Любой, кто хочет быть хорошим на барабанах, должен обратить внимание на него; этот человек — мастер»
. В апрельском выпуске Modern Drummer 2001 года барабанщик
Dream Theater
Майк Портной
упомянул Коллинза в интервью, когда его спросили о барабанщиках, под влиянием которых он находился и которых уважал
. В другом разговоре в 2014 году Портной похвалил его «удивительную прогрессивную игру на барабанах» из начала и середины 1970-х годов
. Барабанщик
Rush
Нил Пирт
высоко оценил его «красивую игру на барабанах» и «прекрасный звук» в альбоме Genesis 1973 года
Selling England by the Pound
, который он назвал «непреходящим шедевром игры на барабанах»
. Марко Миннеманн, барабанщик для таких исполнителей как
Джо Сатриани
и
Стивен Уилсон
, назвал Коллинза «блестящим» за то, как «он сочиняет свои партии и звуки, которые он получает». Он сказал: «Фил для меня почти как
Джон Бонэм
. Я слышу его личность, его взгляд». Он выделил ударные на «In the Air Tonight» в качестве примера «десяти нот, которые все знают» и сделал вывод, что «Фил безумно талантливый барабанщик»
.
Другими барабанщиками, которые цитировали его как влияние или выражали восхищение его игрой на барабанах, являются
Брэнн Дэйлор
из
Mastodon
, Ник Д’Вирджилио из
Spock’s Beard
и Big Big Train
, Джимми Киган из
Spock’s Beard
, Мэтт Мингус из Dance Gavin Dance
, Джон Мерриман из Cephalic Carnage
и Крейг Бланделл из
Steven Wilson
и Frost*
. По словам
Джейсона Бонэма
, сына
Джона Бонэма
, его отец «очень уважал игру на барабанах Фила Коллинза», а одной из его любимых песен была песня Genesis «
Turn It On Again
», которую он любил играть с ним
.
Читатели «Modern Drummer» голосовали за Коллинза каждый год между 1987 и 1991 годами в категории «Барабанщик года в поп-музыке/мейнстримовом роке». В 2000 году он был признан барабанщиком года Big Band. В 2012 году он был введён в Зал славы
.
Фил Коллинз случайно снялся в фильме «
Вечер трудного дня
». Дети, которых для массовки в песне «
If I Fell
» набрали из близлежащих школ и понятия не имели, что перед ними будут выступать
The Beatles
. Среди этих детей оказался и 13-летний Коллинз. При окончательном монтаже кадры с Филом Коллинзом не вошли в фильм. Однако позже эти кадры и его комментарии были использованы на DVD «Вечер трудного дня»
.
↑
Ruhlmann, William
(неопр.)
.
AllMusic
.
Дата обращения: 16 апреля 2014.
1 октября 2013 года.
Payne, Ed (29 October 2015).
. CNN.
из оригинала
2 ноября 2015
. Дата обращения:
17 февраля 2021
.
Wardrop, Murray (8 May 2009).
.
The Daily Telegraph
.
из оригинала
3 января 2016
. Дата обращения:
23 декабря 2015
.
{{
cite news
}}
:
Указан более чем один параметр
|accessdate=
and
|access-date=
(
справка
)
[80music.about.com/od/genresmovements/tp/softrockartists.htm '80s Soft Rock/Adult Contemporary Artists – Top 10 Soft Rock/Adult Contemporary Artists of the '80s]
(неопр.)
. 80music.about.com.
Дата обращения: 12 марта 2014.
13 апреля 2014 года.
Eder, Bruce
(неопр.)
.
AllMusic
.
Дата обращения: 16 апреля 2014.
10 августа 2013 года.
Alex Galbraith.
(неопр.)
.
Consequence of Sound
(19 октября 2016).
Дата обращения: 20 ноября 2018.
20 ноября 2020 года.
Huey, Steve
(неопр.)
.
AllMusic
.
Дата обращения: 16 апреля 2014.
18 апреля 2021 года.
McLennan S.
— 2021.
↑
(рус.)
//
Classic Rock
: magazine. — Арс Лонга, 2012. —
Вып. 105
,
№ 05
. —
С. 47—51, 72—73
. —
ISSN
.
12 марта 2017 года.
Christopher R. Weingarten,Jon Dolan,Matt Diehl,Ken Micallef,David Ma,Gareth Dylan Smith,Oliver Wang,Jason Heller,Jordan Runtagh,Hank Shteamer,Steve Smith,Brittany Spanos,Kory Grow,Rob Kemp,Keith Harris,Richard Gehr,Jon Wiederhorn,Maura Johnston,Andy Greene.
(англ.)
. Rolling Stone (31 мартa 2016).
Дата обращения: 28 февраля 2020.
17 декабря 2021 года.
↑
(неопр.)
.
Дата обращения: 12 февраля 2013.
12 декабря 2013 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 8 марта 2020.
13 сентября 2020 года.
↑
(рус.)
//
Classic Rock
: magazine. — Арс Лонга, 2012. —
Вып. 104
,
№ 04
. —
С. 42—47, 80—81
. —
ISSN
.
5 февраля 2017 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 22 сентября 2022.
22 сентября 2022 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 10 октября 2020.
19 октября 2020 года.
↑
(неопр.)
.
Дата обращения: 13 октября 2018.
13 октября 2018 года.
(рус.)
.
Darkside.ru
(5 ноября 2014).
Дата обращения: 23 июля 2020.
28 сентября 2020 года.
(рус.)
.
Darkside.ru
(24 августа 2010).
Дата обращения: 1 декабря 2015.
8 декабря 2015 года.
(неопр.)
. oscars.org.
Дата обращения: 13 октября 2018.
6 октября 2014 года.
(неопр.)
. Rope of Silicon.
11 августа 2014 года.
.
Rolling Stone
. Архивировано из
26 июля 2014
. Дата обращения:
2 июля 2020
.
.
Газета.Ru
.
из оригинала
19 ноября 2016
. Дата обращения:
18 ноября 2016
.
(неопр.)
.
Дата обращения: 23 августа 2012.
25 июня 2012 года.
.
The Daily Telegraph
. 2016-01-29.
из оригинала
4 мая 2018
. Дата обращения:
30 января 2016
.
{{
cite news
}}
:
Указан более чем один параметр
|accessdate=
and
|access-date=
(
справка
)
(рус.)
.
РИА Новости
(20170608T1537+0300Z).
Дата обращения: 3 июня 2019.
3 июня 2019 года.
Lackowski, Rich.
On the Beaten Path, Progressive Rock: The Drummer's Guide to the Genre and the Legends Who Defined It
(англ.)
. —
(англ.)
(
, 2009. — P. 11. —
ISBN 978-0739056714
.
Mackinnon, Eric
(неопр.)
. Louder (3 октября 2014).
Дата обращения: 21 августа 2015.
22 января 2021 года.
↑
(неопр.)
4. MusicRadar (2 июня 2015).
Дата обращения: 22 августа 2015.
13 февраля 2017 года.
.
BBC News
. 2005-07-10.
из оригинала
21 октября 2007
. Дата обращения:
27 августа 2015
.
{{
cite news
}}
:
Указан более чем один параметр
|accessdate=
and
|access-date=
(
справка
)
.
Gigwise
. 2008-05-29.
из оригинала
16 января 2021
. Дата обращения:
4 июня 2014
.
{{
cite news
}}
:
Указан более чем один параметр
|accessdate=
and
|access-date=
(
справка
)
(неопр.)
. MusicRadar (10 августа 2010).
Дата обращения: 4 июня 2014.
13 июля 2014 года.
Tolleson, Robin.
(англ.)
// Drums and Drumming : magazine. —
P. 42
.
18 июля 2020 года.
Barnes, Chris
(неопр.)
. MusicRadar (31 августа 2010).
Дата обращения: 21 августа 2015.
12 августа 2014 года.
(неопр.)
. TeamRock (7 апреля 2014).
Дата обращения: 21 августа 2015.
21 ноября 2016 года.
(неопр.)
. Mike Portnoy.
Дата обращения: 21 августа 2015.
Архивировано из
17 июля 2009 года.
.
Blabbermouth.net
. 2014-02-07.
из оригинала
23 апреля 2021
. Дата обращения:
16 ноября 2015
.
{{
cite news
}}
:
Указан более чем один параметр
|accessdate=
and
|access-date=
(
справка
)
Bosso, Joe
(неопр.)
3. MusicRadar (31 мая 2013).
Дата обращения: 12 ноября 2015.
13 февраля 2017 года.
Kearns, Kevin
(неопр.)
(12 мая 2004). — «
Q
: You must have a big list of drummer influences.
Brann Dailor
: […] for prog, definitely Phil Collins […] Phil Collins is probably my favorite drummer. I never heard beats like his before, and he moved really nicely around the kit, like water. He did these little hi-hat things that were very tasty. I don’t think he gets enough credit as a drummer, and he seems to be blamed for ruining Genesis.»
Дата обращения: 24 марта 2017.
6 марта 2017 года.
Giammetti, Mario
(неопр.)
. www.dusk.it (сентябрь 2011). — «
Q
: How do you consider Phil [Collins] as a drummer?
Nick D'Virgilio
: He is still my favourite drummer of all time. He was the best. I can still put on
Selling England
or even some of the Brand X records he made and still me in awe. The thing about his playing was not necessarily the chops but the feel. He had and still does have such a great feel. He made progressive rock music groovy. Nobody else did that and that is what drew me to his playing so much. Like John Bonham made rock so groovy, Phil made prog swing. I used to have arguments with other drummer friends when I was a kid who was the best and I always said Phil was.»
Дата обращения: 31 марта 2017.
7 ноября 2014 года.
Haid, Mike
(неопр.)
.
Modern Drummer
(14 октября 2014).
Дата обращения: 24 марта 2017.
15 марта 2017 года.
Cular, Jackie (12 October 2016).
(video)
(Interview). chorus.fm (published 18 October 2016). Event occurs at 4:47.
из оригинала
16 ноября 2018
. Дата обращения:
12 мая 2017
.
(неопр.)
.
Sick Drummer Magazine
(9 сентября 2007).
Дата обращения: 12 июля 2017.
9 июля 2017 года.
Barnes, Chris
(неопр.)
8.
MusicRadar
(10 августа 2017).
Дата обращения: 15 августа 2017.
14 августа 2017 года.
Fish, Scott K
(неопр.)
. Scott K Fish (18 апреля 1018).
Дата обращения: 18 апреля 2018.
18 апреля 2018 года.
(неопр.)
.
.
Дата обращения: 8 августа 2015.
21 августа 2015 года.
(неопр.)
. Classic Drummer.
Дата обращения: 18 января 2017.
18 января 2017 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 20 февраля 2012.
20 февраля 2012 года.
(неопр.)
Дата обращения: 13 октября 2018.
Архивировано из
13 октября 2018 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 13 октября 2018.
29 сентября 2018 года.