Interested Article - Лиакос, Димитрис
- 2020-02-25
- 2
Димитрис Лиакос ( греч. Δημήτρης Λυάκος ; род. 19 октября 1966 , Афины ) — современный греческий писатель, поэт и драматург , получивший известность как автор трилогии « Poena Damni ». Известная своей жанровой формой и авангардным сочетанием тем из литературной традиции с элементами обрядности, религии, философии и антропологии , работа Лиакоса заставляет по-новому взглянуть на произведения мировой литературы сквозь призму устойчивых мотивов западной литературной традиции . Несмотря на размер произведения — общий объем трилогии составляет не более двухсот страниц — Лиакосу потребовалось тридцать лет, чтобы закончить работу над отдельными частями трилогии . За это время книги переиздавались в различных издательствах. Основные темы трилогии – поиск и скитание, возвращение мёртвых, искупление, физическое страдание и душевные терзания. Герои Лиакоса всегда находятся как бы вне общества : это беглецы, как, например, рассказчик «Z213: Выход», изгнанники в отдалённой глубинке, как персонажи «Люди с моста», или мародёры, как главный герой «Первой Смерти», борющийся за выживание на необитаемом острове. «Poena Damni» интерпретируется как «аллегория несчастья» наряду с работами таких авторов, как Габриэль Гарсиа Маркес и Томас Пинчон . Но в то же время это один главных образчиков вершины литературы постмодернизма и одно из важнейших антиутопических произведений XXI века .
Биография
Димитрис Лиакос родился и вырос в Афинах , где изучал право. С 1989 по 1991 год жил в Венеции , затем переехал в Лондон , где изучал философию в Университетском колледже Лондона . С такими философами-аналитиками как и Лиакос занимался эпистемологией , метафизикой , древнегреческой философией и изучением трудов Людвига Витгенштейна . В Лондоне Лиакос прожил тринадцать лет. В 2005 году переехал в Берлин , в настоящее время живёт и работает в Берлине и в Афинах.
Карьера
В 1992 году Лиакос приступил к написанию трилогии под общим названием « Poena Damni », где он описывает самое сложное испытание, которому должны подвергнуться души, осуждённые на вечное пребывание в аду, — невозможность видеть Бога. Работа над трилогией заняла тридцать лет . Третья часть («Первая Смерть») появилась сначала на греческом, а затем была переведена на английский, испанский и немецкий языки. Вторая часть под названием «Nyctivoe» была впервые опубликована в 2001 году на греческом и немецком языках, в 2005 году была переведена на английский. Эта часть в 2014 году вышла в новой версии под названием «Люди с моста» .
Распространению своих работ в СМИ Лиакос обязан различным мировым художникам. Австрийская художница Сильви Пройдл в 2002 году в Вене представила серию картин, посвящённых трилогии. В 2004 году в европейское турне отправились инсталляции скульптора Фрица Унегга и продюсера Би-би-си Пирса Бертон-Пейджа. В 2005 году австрийский визуальный художник Gudrun Bielz представил видео-арт-работу, на которую его вдохновила вторая часть трилогии Лиакоса. Танцевальная компания Myia с 2006 по 2009 год исполняла версию современного танца Nyctivoe в Греции. А в 2013 году была представлена музыкально-театральная версия «Z213: Выход» греческих композиторов Марии Алупи и Андреаса Диктопулоса в исполнении ансамбля Das Neue и греческого актёра Димитриса Линьядиса .
Димитрис Лиакос был Приглашённым международным поэтом с в 1998 году на Международном фестивале поэзии в Аберистуите, Уэльс. С тех пор он проводил открытые чтения и читал лекции, посвящённые своему труду, в различных университетах по всему миру, включая Оксфорд, Триест, Гонконг и Ноттингем. В 2012 году находился в резиденции писателей по Международной программе письма от Университета Айовы .
Лиакос – один из последних современных греческих авторов, добившихся международного признания , его трилогия « Poena Damni » является самым рецензируемым греческим литературным произведением последних десятилетий , а «Z213: Выход», возможно, лучшее из переведённых на английский язык произведение современной греческой поэзии .
Лиакос был приглашённым автором на Международном фестивале литературы 2017 года в Тбилиси , а также представлял Грецию на Фестивале Transpoesie в 2018 году в Брюсселе .
«Poena Damni»
Краткое содержание
Трилогия относится к жанру трагической поэзии и эпической драмы, и одновременно к постмодернистской литературе. Она исследует глубокую структуру трагедии, а не её формальные характеристики, и поэтому критики называют её пост-трагическим произведением . Трилогия пронизана отсылками к Гомеру , Эсхилу и Данте , а также чертами романтической поэзии наряду с символизмом , экспрессионизмом и характерными религиозными и философскими мотивами. Таким образом, несмотря на свои явные постмодернистские черты, «Poena Damni» больше связана с традицией модернизма Джеймса Джойса и Вирджинии Вульф . В первой части трилогии, «Z213: Выход», рассказывается о побеге человека из охраняемого города и его путешествии по сказочным и иногда кошмарным землям . Во второй книге, «Люди с моста», герой «Z213: Выход» становится главным рассказчиком. Он выступает в роли зрителя в импровизированной пьесе, которая исполняется под сводами заброшенной железнодорожной станции. Третья часть, «Первая смерть», повествует о человеке, живущем на скалистом острове, который рассказывает о борьбе за выживание, а также распаде своего тела и воспоминаний .
Обзор
Трилогию очень трудно отнести к какому-то жанру, так как она выходит за обычные границы жанровой классификации . Так «Z213: Выход» явно восходит к греческому жанровому канону и включает мотивы героя-беглеца и преданного странника . Для трилогии характерна повествовательная форма, в которой смешиваются поэзия и проза . Во второй части трилогии, «Люди с моста» представление героя и ситуации приобретает элементы драмы, а затем и лирической поэзии, которую поэт использует для изображения распада и возможного апофеоза тела в «Первой смерти». Лиакос играет с противопоставлением воспринимаемого и объективного внешнего мира: так, сначала кажется, что поток внутренних монологов напрямую связан с событиями внешнего мира, но в конечном итоге оказывается лишь отражением мыслей и чувств главного героя. С другой стороны, чужестранное окружение и похожие на сновидения события представляются как единое целое , что указывает на существование другой, альтернативной реальности и раскрывает спрятанное ото всех измерений мира. С этой точки зрения трилогия Лиакоса была истолкована как подобие «сверхромана» , где читатель может сам активно взаимодействовать с изображённым в произведении миром .
Z213: Выход
«Z213: Выход» являет собой палимпсест , где вымышленное объединяет элементы как древних, так и современных текстов с «диалогом» двух главных героев произведения . Он состоит из серии обрывочных записей в вымышленном дневнике безымянного главного героя, который тот вёл во время поездки на поезде в неизвестную страну . Человек был освобождён - или сбежал - после нескольких лет заключения, кратко описанных в его дневнике , годы его заключения напоминают пребывание в больнице, тюрьме, гетто или каком-то анклаве . Последующие странствия героя среди пустынных ландшафтов где-то на грани реальности изложены в очень детализированной и, в какой-то степени, кафкианской атмосфере , что только подчёркивает тот факт, что наиболее сказочные явления одновременно являются и самыми реальными . Герой углубляется в квази-религиозные поиски, и параллельно с этим нарастает впечатление преследования и погони , что привносит в произведение элемент неопределённости и нуарного фильма . Таким образом, произведение пронизано метафизическим восприятием, но и одновременно напоминает эпоху частных детективов Лос-Анджелеса в детективном романе 1940-х годов, заканчивающихся на внезапном необычайном открытии. Так «Z213: Выход» заканчивается описанием жертвоприношения, где главный герой и «пиршество голодных» поджаривают на вертеле ягнёнка, режут, свежуют и потрошат его всё ещё блеющее тело, как будто соблюдая священный обряд древних мистерий .
Люди с моста
«Люди с моста» основаны на истории измученного демонами человека, живущего на кладбище и режущего себя камнями, похожего на гадаринского бесноватого из Евангелия от Святого Марка. Главный герой входит в гробницу своей покойной возлюбленной и пытается открыть гроб. Её тело будто живое, оно не разложилось, и сила мольбы и желания героя оживляет возлюбленную, а автор описывает путь её возвращения к жизни .
«Люди с моста» - это многоперспективная пьеса, основанная на известном мотиве возвращения мёртвых. Повествование ведётся от первого лица сразу четырёх персонажей, в чём и заключается множественная перспектива и многоплановость произведения, где одержимый демонами герой пытается воскресить свою возлюбленную, но в итоге тоже погибает и разделяет с ней смертное ложе . Могила становится для влюблённых «прекрасным и уединённым местом», где они ещё могут быть вместе, держать друг друга, касаться, не размыкая объятий . Действие пьесы напоминает праздник мёртвых, пляски смерти и бал вампиров. В ней также присутствуют явные отсылки к христианской традиции и эсхатологии. Автор затрагивает тему спасения человека, но поворачивает сюжет так, что этот мотив в конечном итоге остаётся нерешённым .
Первая смерть
В «Первой смерти» описывается мучительная попытка увечного, возможно потерпевшего кораблекрушение, выжить на необитаемом острове. Эти четырнадцать монологов представляют собой череду физических и душевных пыток героя. Автор очень экспрессивно описывает борьбу героя до самого конца, коим, однако, является вовсе не смерть, как можно было бы ожидать из названия книги. Ведь связь между человеком и телом, которая обеспечивает жизнь, ещё не утрачена, и «в той точке, где нет вещества / где мир сталкивается и взлетает» , ещё грохочет космос и даёт надежду на будущее возрождение.
Критика
«Poena Damni» является наиболее широко известным и рецензируемым произведением современной переводной греческой литературы . Трилогия прошла через несколько различных изданий, получила 57 международных обзоров и признана «одним из самых обсуждаемых и популярных произведений современной европейской литературы» . «Poena Damni» творчески превосходит различия между модернизмом и постмодернизмом, несмотря на то, что твёрдо базируется на большом разнообразии канонических текстов западной литературы. Большинство критиков отмечает использование сложной сети интертекстуальных связей и перефразирований классических и библейских произведений, и, в то же время, уникальный стиль и характер произведения . Трилогия стала предметом обширной научной критики и является частью различных университетских учебных программ по постмодернистской художественной литературе . А сам Димитрис Лиакос в 2019 году попал в лонг-лист номинантов на Нобелевскую премию по литературе .
Другие источники
- Критика
- An essay by Garrett Phelps, exploring Lyacos's postmodern affinities in Asymptote Journal
- Poena Damni, A Review Essay by Toti O'Brien. Ragazine Magazine, May 2019, Los Angeles. .
- Интервью
- , November 2018, New York, USA.
- John Taylor interviews Dimitris Lyacos. , Issue 30.1, Winter/Spring 2018, Houston USA, (pp. 277–286)
- John Taylor interviews Dimitris Lyacos. , Issue 12, Spring/Summer 2016, Leicester UK.
Библиография
- Poena Damni O Protos Thanatos. Odos Panos. Athens. 1996. ISBN 960-7165-98-5
- Poena Damni . English edition. Translated by Shorsha Sullivan. Shoestring Press. 2000. ISBN 1-899549-42-0
- Poena Damni Nyctivoe. Greek - German edition. Translated by Nina-Maria Jaklitsch. CTL Presse. Hamburg. 2001 .
- Poena Damni Nyctivoe. English edition. Translated by Shorsha Sullivan. Shoestring Press. 2005. ISBN 1-904886-11-6
- Poena Damni Z213: ΕΞΟΔΟΣ. Greek Edition. Dardanos Publishers, Athens 2009. ISBN 960-402-356-X
- Poena Damni . English edition. Translated by Shorsha Sullivan. Shoestring Press 2010. ISBN 978-1-907356-05-6
- Poena Damni Der erste Tod. German edition. Translated by Nina-Maria Wanek. Verlagshaus J. Frank. First edition 2008. Second edition 2014. ISBN 978-3-940249-85-2
- Poena Damni . Translated by Shorsha Sullivan. Shoestring Press, Nottingham 2014. ISBN 978 1 910323 15 1
- Poena Damni Z213: Exit, Second Edition (Revised). Translated by Shorsha Sullivan. Shoestring Press, Nottingham 2016. ISBN 9781910323625
- Poena Damni , Second Edition (Revised). Translated by Shorsha Sullivan. Shoestring Press, Nottingham 2017. ISBN 9781910323878
- Poena Damni Z213: Exit, French Edition. Translated by Michel Volkovitch. Le Miel des Anges, 2017. ISBN 9791093103235
- Poena Damni With the People from the Bridge, Second Edition (Revised). Translated by Shorsha Sullivan. Shoestring Press, Nottingham 2018. ISBN 9781910323915
- POENA DAMNI: THE TRILOGY. 3-Book Box Set Edition (English). Translated by Shorsha Sullivan. Shoestring Press, Nottingham 2018. ISBN 9781912524013
Источники
- . Дата обращения: 26 июля 2013. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- ↑ Dimitris Lyacos: Poena Damni: I: Z213: Exit; II: With the People from the Bridge; III: The First Death. Review by Chris Hartman. Pangyrus, July 2019, Cambridge, MA. от 2 августа 2019 на Wayback Machine
- ↑ . Дата обращения: 5 сентября 2019. 21 апреля 2019 года.
- ↑ . World Literature Today (15 февраля 2017). Дата обращения: 5 сентября 2019. 24 февраля 2017 года.
- ↑ Paul B. Roth, Preface to Dimitris Lyacos, Special Feature, The Bitter Oleander Journal. The Bitter Oleander Journal, Volume 22, No 1, Spring 2016, Fayetteville, NY.
- . The Ofi Press Magazine . Дата обращения: 5 сентября 2019. 3 апреля 2004 года.
- . www.asiancha.com . Дата обращения: 5 сентября 2019. 12 июля 2015 года.
- Shaw, Philip . Google Books . Routledge (21 апреля 2017). Дата обращения: 5 сентября 2019. 5 февраля 2021 года.
- Widdicombe, Toby; Morris, James M.; Kross, Andrea.: . Google Books . Rowman & Littlefield (21 июня 2017). Дата обращения: 5 сентября 2019. 14 августа 2018 года.
- UCL . UCL Philosophy (26 июля 2018). Дата обращения: 5 сентября 2019. 12 марта 2018 года.
- Paul B. Roth, Preface to Dimitris Lyacos, Bitter Oleander Journal Feature. The Bitter Oleander Journal, Volume 22, No 1, Spring 2016, Fayetteville, NY.
- ↑ . Дата обращения: 5 сентября 2019. 22 января 2021 года.
- . soundcloud.com . Дата обращения: 5 сентября 2019. 7 марта 2016 года.
- . Iwp.uiowa.edu (17 июля 2013). Дата обращения: 27 июля 2013. 30 октября 2020 года.
- A review of Z213: Exit. Mark King. The Literary Nest, Issue 1, April 2017.
- John Taylor interviews Dimitris Lyacos. New Walk Magazine, Issue 12,Spring/Summer 2016, Leicester UK.
- Eleni Sakellis, Some works of world-renowned poet Dimitris Lyacos. The National Herald, New York. Feb 20-26 2016, page 9.
- ↑ (7 марта 2016). Дата обращения: 5 сентября 2019. 11 марта 2016 года.
- . tbilisilitfest.ge . Дата обращения: 5 сентября 2019. 17 января 2021 года.
- . Дата обращения: 5 сентября 2019. 3 июля 2019 года.
- thwack . Дата обращения: 5 сентября 2019. 11 апреля 2019 года.
- ↑ . Дата обращения: 5 сентября 2019. 21 января 2021 года.
- Дата обращения: 5 сентября 2019. 21 февраля 2017 года.
- . Belletristik-berlin.de. Дата обращения: 27 июля 2013. 14 июля 2013 года.
- . Theadirondackreview.com . Дата обращения: 27 июля 2013. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- Robert Zaller - Recent Translations from Shoestring Press.The Journal of Modern Greek Studies, Volume 19, 2001/ Johns Hopkins University Press.
- 16 августа 2016 года.
- . Tikkun . Дата обращения: 5 сентября 2019. 27 декабря 2018 года.
- . Decompmagazine.com (17 июля 2011). Дата обращения: 27 июля 2013. 20 января 2021 года.
- . Muse.jhu.edu . doi : . Дата обращения: 27 июля 2013. 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 5 сентября 2019. 14 августа 2018 года.
- ↑ Review of Z213: Exit. Will Carter, Ezra Journal of Translation, vol. 12, Spring 2017.
- Oxford, North of (3 февраля 2017). Дата обращения: 5 сентября 2019. 26 февраля 2020 года.
- ↑ O'Loughlin, Writing ie Editor Vanessa . Writing.ie (26 октября 2017). Дата обращения: 5 сентября 2019. 21 января 2021 года.
- . archives.evergreen.edu . Дата обращения: 5 сентября 2019. 19 апреля 2017 года.
- Fran Mason, Historical Dictionary of postmodern Literature and Theater, Dimitris Lyacos pp. 276-77. Second Edition, Rowman and Littlefield 2016.
- (21 февраля 2017). Дата обращения: 5 сентября 2019. 26 февраля 2020 года.
- ↑ A review of Z213: Exit. Mark King. The Literary Nest, Vol. 3, Issue 1, April 2017.
- . The Missing Slate (7 марта 2017). Дата обращения: 5 сентября 2019. 11 июня 2019 года.
- Decomp Magazine. Spencer Dew, Dimitris Lyacos' Z213: Exit. July 2011.
- Дата обращения: 4 октября 2017. Архивировано из 4 октября 2017 года.
- . Asiancha.com . Дата обращения: 27 июля 2013. 2 августа 2020 года.
- Genna Rivieccio. . theopiatemagazine.com (12 февраля 2017). Дата обращения: 5 сентября 2019. 27 ноября 2020 года.
- . Liminoid Magazine . Дата обращения: 5 сентября 2019. 26 февраля 2020 года.
- Cha An Asian Literary Journal, Issue 13, February 2011. Michael O' Sullivan. A philosophy of exits and entrances: Dimitris Lyacos' Poena Damni, Z213 Exit
- Poena Damni, A Review Essay by Toti O'Brien. Ragazine Magazine, May 2019, Los Angeles. от 26 февраля 2020 на Wayback Machine
- . Ctl-presse.de. Дата обращения: 27 июля 2013. 4 мая 2020 года.
- 22 июня 2015 года.
- (англ.) // People : journal. — Mark Allen Group. — Vol. Issue 26, Spring 2016, Leyburn, North Yorkshire UK. (Print Edition). . — P. 90 . 24 сентября 2020 года.
- The First Death, Poena Damni, Translated by Shorsha Sullivan, Shoestring Press, Nottingham 2000, page 32.
- . tbilisilitfest.ge . Дата обращения: 5 сентября 2019. 17 января 2021 года.
- . Дата обращения: 5 сентября 2019. 2 августа 2019 года.
- . Дата обращения: 19 августа 2017. Архивировано из 19 августа 2017 года.
- . Дата обращения: 13 апреля 2018. Архивировано из 14 апреля 2018 года.
- . Дата обращения: 29 апреля 2022. 16 марта 2022 года.
- The Bitter Oleander, Volume 22, No 1, Spring 2016, New York
- . gulfcoastmag.org . Дата обращения: 5 сентября 2019. 20 января 2020 года.
- . www.ctl-presse.de . Дата обращения: 5 сентября 2019. 4 мая 2020 года.
Ссылки
- — официальный сайт Димитрис Лиакос
- Sullivan, Shorsha . Worldcat.org . Дата обращения: 27 июля 2013.
- on YouTube
- 2020-02-25
- 2