Interested Article - Латинская литература Средних веков

Средневековая латинская литература — литература Средних веков на латинском языке . Имеет важное значение для понимания истории литератур отдельных национальностей Западной Европы. Под её влиянием выросли не только отдельные отрасли этих национальных литератур, но и поэтические формы, и прозаический стиль их. Средневековая латинская литература не только предшествует литературам национальным, но сосуществует с ними всё Средневековье.

Язык средневековой латинской литературы

Средневековая латынь не была языком мёртвым: она существовал не только на письме, но и в устной речи, была не только языком науки и религии, но также, во многих отношениях, и государственным. Дух древней классической поэзии исчез в средневековой латинской литературе совершенно, исключая некоторые эпические и сатирические стихотворения. В способе выражения заметна сильная примесь французских , немецких , английских и т. п. слов, сообразно с родиной поэта. Древняя метрика также подверглась сильным изменениям; господствующим стихом является изредка попадающийся и у классиков (например, Virg . Ecl . VIII, 79: limus ut hic durescit / et haec ut cera liquescit ) так называемый versus Leoninus (то есть гекзаметр , где середина рифмует с концом), послуживший основанием рифмованных стихов в новых языках.

Литература V—VII веков

Конец Западной Римской империи

К авторам, чья творческая биография пришлась на последние годы Западной Римской империи, относятся Полен из Перигё , автор поэмы о жизни св. Мартина, и Сидоний Аполлинарий , создававший наполненные языческими мотивами панегирики в духе Клавдия Клавдиана . К поэтам этого же времени принадлежит , создавший небольшую поэму « Carmen de Christi Jesu beneficiis », а также ряд стихотворений, в которых излагалась история Ветхого и Нового Завета .

Византия и Африка

После падения Западной Римской империи эпическая традиция продолжила своё существование на Востоке , где латынь окончательно вышла из употребления только в начале VII века . При дворе византийских императоров существовала традиция сочинения т. н. «эпических панегириков », которые представляли собой пространные поэтические произведения, описывающие деяния правивших императоров . К автором этого жанра относятся Присциан , автор панегирика императору Анастасию, и Корипп , создавший панегирик Юстину II . Кроме того, Кориппу принадлежит поэма «Иоаннида», описывающая поход византийского полководца Иоанна Троглиты в Северную Африку . В Византии же были создано латиноязычные сочинения знатного гота Иордана « Сокращение хроник » и « Гетика »

В государстве вандалов сочинением панегириков на латинском языке занимался поэт Драконций , чьё наследие дошло в значительном объёме.

Остготское королевство

Завоевание Италии остготами не прерывает латинской поэтической и эпистолярной традиций. Уже при дворе остготского правителя Теодориха Великого творит поэт Магн Феликс Эннодий . Ему принадлежит обширная переписка и несколько поэтических произведений, в том числе, панегирик Теодориху. Важным источником по истории Италии после её завоевания остготами является переписка Рурция, которая также дошла в большом объёме. На середину VI века пришлось творчество италийского поэта Аратора , создавшего стихотворное изложение Деяний Апостольских « De actibus Apostolorum ».

Историография отсготского королевства представлена Кассиодором . Ему принадлежит сохранившаяся «Готская история». В философии наследие этого периода представлено Боэцием , придворным философом Теодориха, и его сочинением «Утешение философией», так же логическими и богословскими трактатами.

Другие варварские королевства

Во франкском государстве в VI веке был активен Авит Вьенский . Ему принадлежит крупная поэма: « De mundi principio » и панегирик девственности монахинь « De consolatoria laude castitatis ad Fuscinam Sororem ». Кроме того, дошло собрание его писем. При дворе Меровингов Венанций Фортунат создал около 300 стихотворений как духовного, так и светского содержания. Во франкском королевстве также работал историк Григорий Турский .

В вестготском королевстве жил и работал выдающийся энциклопедист Исидор Севильский . Его « Этимологии » представляют собрание сведений по различным отраслям знания Поздней Античности . Кроме того, этому же автору принадлежит философско-грамматическое сочинение « Дифференции» .

Латиноязычная литература англо-саксонских королевств представлена Бедой Достопочтенным , чьё сочинение « Церковная история народа англов » сыграло важную роль в становлении английской идентичности. Кроме того, Беда является автором нескольких латиноязычных стихов. Аббату Альдгельму принадлежит авторство поэм о целомудрии (« Liber de laude virginum ») и о 8 главных грехах (« De octo principalibus vitiis »).

Каролингское возрождение (VIII—IX вв.)

Время Карла Великого и его наследников засвидетельствовало расцвет различных искусств, в том числе и литературы. Произведения этой эпохи создавались в основном на латинском языке.

Активному развитию поэзии способствовала созданная Карлом Великим Палатинская академия , в которой преподавались правила стихосложения. Сохранился фрагмент большой эпической поэмы, описывавшей встречу Карла Великого с папой Львом III . Вероятным автором этой поэмы является Ангильберт . Кроме того, Карлу Великому посвящена поэма некоего ирландского изгнанника ( ). К творчеству поэтов Каролингского возрождения примыкают произведения Эрмольда Нигелла , составившего пространную поэму о наследнике Карла Людовике I и две эпиграммы. Поэма Валафрида Страбона «Садик» ( лат. Hortulus) является описанием разбитого им самим сада, его растений и их целебной силы.

Алкуин является одной из самых выдающихся личностей Каролингского возрождения. Ему принадлежит более 300 различных стихотворений, в том числе эпиграмм , дидактических поэм, и т. д. Помимо этого, Алкуину принадлежат сочинения теологического характера и ныне утраченный перевод Библии на латынь. Важен вклад Алкуина в обучение, поскольку им создан целый ряд учебников по различным дисциплинам. Дидактический и педагогический характер имеют поэмы его современника Теодульфа . Перу Рабана Мавра принадлежит энциклопедия «О природе вещей» (De rerum naturis).

В эпоху Каролингского возрождения активно развивались стихотворная агиография . Диакон лионской церкви написал стихи на день рождения осуждённых Юлианом мучеников Иоанна и Павла , ему также принадлежит политическое стихотворение: « Querela de divisione imperii post mortem Ludovici Pii » (Сетование о разделении империи после смерти Людовика Благочестивого ). , инок в монастыре св. Аманда , описал жизнь патрона своей обители в 1800 гекзаметрах. приписывается составленный дистихами панегирик св. Галлу . Монах бенедиктинского монастыря в Осерре , , написал жизнь св. Германа Vita S. Germanni Antissiodorensis »).

Каролингское возрождение было временем активного развития исторической прозы. Эйнхард составил латинскую биографию Карла Великого. К числу историков этой эпохи принадлежат Павел Диакон , Адон Виеннский , Фрекульф и другие.

Литература X—XII веков

Важное нововведение в отношении гимнов принадлежит « Liber sequentiarum », аббата монастыря св. Галла , Ноткера . Из других творцов гимнов можно назвать Фульберта Шартрского , поэта скорее плодовитого, чем удачного; монаха Метелла (около середины XII века) из Тегернзее, который применил лирическую форму к житиям святых, составив из 64 од и 10 эклог деяния св. Квирина ; епископа салернского , (1058—1085); известного архиепископа кентерберийского Ансельма , стихотворение которого «О презрении к миру» ( De contemtu mundi ) принадлежит к лучшим произведениям средневековой христианской лирики. С постепенным развитием национальных литератур латинская поэзия все более и более остаётся только в кабинетах учёных и в школах.

В IX веке Аббон , монах Сен-Жерменского монастыря составил стихотворное описание осады Парижа норманнами в 886 г . В следующем столетии одним из монахов Сен-Галльского монастыря была составлена крупная поэма « Вальтарий ». В ней рассказывается о любви легендарного принца к жившей в качестве заложницы у Аттилы бургундской принцессе Хильтгунде, об её увозе и их браке.

Панегирическая традиция была продолжена в XI веке когда коло 1046 года Випо Бургундский написан панегирик императору Генриху III .

В XII веке жанровое разнообразие латинской поэзии расширяется. Поэма « Mathematicus » Бернарда Турского посвящена теме превратностей судьбы и носит философский характер. Гильдеберту принадлежит сатира о корыстолюбии « De nummis sive Satyra adversus avaritiam ». К сатире относятся и поэмы «Isengrimus» и «Reinardus Vulpes» , возникшие в это время в северной и южной Фландрии и лёгшие в основу « Романа о Лисе ». В это же время переведены на латинский язык произведения арабской литературы, такие как « Тысяча и одна ночь ».

Драматическая поэзия представлена главным образом в написанных в подражание Теренцию комедиях Гросвиты . На латинском языке писались также первоначально и мистерии . Анонимная из Англии и Comoedia Geta, принадлежащая не имели действия, лиц и разделения на сцены, и являлись прототипом народной баллады.

Литература XIII—XV веков

Начиная с XIII столетия, в Англии и отчасти во Франции преобладает сатирический элемент, направленный против злоупотреблений со стороны церкви и притеснений политических, а также против пороков, особенно против корыстолюбия. В Италии процветает главным образом историческая эпопея, место которой с середины XV столетия , то есть с эпохи Возрождения , занимает лёгкая поэзия.

В Англии

Из представителей латинской поэзии следует упомянуть Иоанн Солсберийский со своей апологией классической философии против ложных философов его века, написанной элегическими стихами; , кентерберийский монах, изобразивший в поэме « Brunellus s. Speculum », под видом осла, желающего иметь более длинный хвост, монаха, стремящегося стать аббатом; оксфордский архидьякон Вальтер Мап , изливший в латинских стихах свою вражду против цистерианских монахов и оставивший profeasio poetae , типичный образец голиардской литературы. Единственным эпиком является монах написавший поэму « », где он руководствовался главным образом повестью, приписываемой Дарету Фригийскому .

Во Франции

Во Франции из духовных поэтов более известны каноник , автор поэмы о причастии Carmen de sacramento altaris »), с массой ошибок в грамматике и версификации, и , написавший поэму « Aurora » из 18 с лишком тысяч стихов различных метров, где перефразируется большая часть Ветхого и Нового Заветов . Парижский профессор Алан Лилльский написал весьма популярную поэму « Anticlaudianus », в которой пороки соединяются для изгнания добродетели. Громадной известностью пользовался за свою отличающуюся необыкновенной сухостью грамматику (« Doctrinale ») Александр из Вильдьё . Из представителей эпоса выдаётся капеллан при дворе Филиппа II Августа воспевший подвиги Филиппа в поэме « Philippis »;Николя де Бре ( Nicholas de Bray ), автор поэмы о деяниях Людовика VIII Gesta Ludovici VIII »); , поднёсший Людовику VIII поэму о жизни Карла Великого (« »); Вальтер из Шатильона (1201), рассказавший в стихах, по Курцию Руфу , подвиги Александра Великого в поэме «Александреида», которую в XIII столетии читали в бельгийских школах вместо классических писателей. Бернарду из Клюни принадлежат две резкие сатиры против современного ему духовенства, написанные дактилическими леонинами.

В Италии

Насколько велико было в Италии число латинских поэтов в эпоху Возрождения , настолько же незначительны они как по количеству, так и по качеству в конце Средних веков. Среди них был анонимный автор поэмы « », описавший в 73 стансах — каждый из 4 полустиший, по 8 и 9 слогов, с рифмами — победную экспедицию пизанцев против тунисского города Махдия в 1088 году . Несколько позже него жил , сложивший поэму о сицилийских войнах при Генрихе VI и Танкреде в 1189 1195 годах . К этому же времени относится яростная анонимная сатира в гекзаметрах под заглавием « Epitaphium Juliani Apostatae », где под Юлианом Отступником вероятно разумеется Фридрих Барбаросса .

В Германии

Ещё слабее представлена в конце Средних веков латинская поэзия в Германии , где можно назвать только сатирико-моральный диалог, в стихах и в прозе, « Occultus », составленный учителем гимназии в Эрфурте Николаем из Бибераха (около 1290 ); диалог « Palponista », современника Николая Бернгарда с прозвищем Geystensis , написанный леониновыми дактилями, где изображается придворная и семейная жизнь того времени; « XI Fabulae » (по образцу французских фаблио ), принадлежащих некоему Адольфу, где в очень разнузданных картинах представлено вероломство женского пола.

Антологии

  • Поздняя латинская поэзия. — М., 1982.
  • Памятники средневековой латинской литературы IV—IX веков. — М.: Наука, 1970.
  • Памятники средневековой латинской литературы X—XII веков. — М.: Наука, 1972
  • Памятники средневековой латинской литературы. IV—VII вв. — М.: Наследие. 1998.
  • Памятники средневековой латинской литературы. VIII—IX века. — М.: Наука, 2006.
  • Памятники средневековой латинской литературы. X—XI века. — М.: Наука, 2011.

См. также

Примечания

  1. Theodor Nissen. // Hermes. — 1940. — Т. 75 , вып. 3 . — С. 298–325 . — ISSN .

Литература

  • Аверинцев С. С. , Гаспаров М. Л., Самарин Р. М. Латинская литература [III—Х вв.] // Библиотека всемирной литературы. Т. 2 / Ред. коллегия тома: Х. Г. Короглы, А. Д. Михайлов (ответственные ред.), П. А. Гринцер, Е. М. Мелетинский, А. Н. Робинсон, Л. З. Эйдлин. — 1984. — 672 с.: ил. — С. 441—459.
  • Гаспаров М. Л. Латинская литература [XI—XIII вв.] // // Библиотека всемирной литературы. Т. 2 / Ред. коллегия тома: Х. Г. Короглы, А. Д. Михайлов (ответственные ред.), П. А. Гринцер, Е. М. Мелетинский, А. Н. Робинсон, Л. З. Эйдлин. — 1984. — 672 с.: ил. — С. 499—516.
  • Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. — М.: Наука, 1972.
  • / А. В. Журбина // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Brunhölzl F . Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters. — München: Fink, 1975—1992.
  • Cavallo G. , Leonardi C. , Menestò E . Lo spazio letterario del Medioevo. 1: Il medioevo latino. —Roma: Salerno Editrice, 1992—1998.
  • Kindermann U . Einführung in die lateinische Literatur des mittelalterlichen Europa, —Turnhout: Brepols, 1998, ISBN 2-503-50701-8
  • Manitius M. Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters. 3 Bände — München: Beck, 1911—1931.
  • Mantello F., Rigg A. G . Medieval Latin. An Introduction and Bibliographical Guide.Washington (DC): Catholic University of America Press, 1996, ISBN 0-8132-0842-4
  • Stotz P. Handbuch zur lateinischen Sprache des Mittelalters. 5 Bände. — München: Beck, 1996—2004

Same as Латинская литература Средних веков