Interested Article - Парфений (Агеев)

Схиигумен Парфе́ний (в миру Пётр Агеев , или по некоторым сведениям Андреев ; 1806 , Яссы 1878 , Троице-Сергиева лавра , Сергиев Посад ) — священнослужитель, игумен Русской православной церкви , настоятель Николо-Берлюковской пустыни (1856—1860) и основатель миссионерского Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря (1858—1872), духовный писатель , миссионер .

Биография

Родился в Молдавии в русской семье. Рано осиротел и воспитывался в семье богатого старообрядца. Позже он указывал, что в шесть лет он сам «выучил азбуку» и стал читать, а затем отец купил ему «прописную азбуку», по которой он также занимался самостоятельно и выучился писать .

Странствовал по России — посетил Киев , Саровскую пустынь ; в Бело-Криницком старообрядческом монастыре был пострижен в монашество с именем Паисий .

В 1839 году в монастыре Ворона (в Молдавии) перешёл в православие и уехал на Афон , где принял иночество с именем , а на первой неделе Великого поста в 1841 году — схиму с именем Парфений .

Неизвестный афонский схимник, ок. 1840-х — 1850-х гг. (примерно в годы иночества Парфения)

Сразу после принятия схимы был послан от Пантелеймонова монастыря в Россию для сбора пожертвований. Побывал в Оптиной пустыни , в Троице-Сергиевой лавре.

Прежде за много лет я слышал о живущем в Оптиной пустыни великом старце иеросхимонахе Леониде и давно желал видеть его, насладиться его беседой и получить от него наставления и в скорбях своих утешение <…> Я препроводил в Оптиной пустыни целую седмицу и торжествовал праздник Рождества Пресвятыя Богородицы . И многажды я посещал тихий и безмолвный скит, который отстоит от монастыря с полверсты, посреди лесу, и многажды там беседовал с отцами, иеросхимонахом Иоанном, обратившемся из раскола , также и с духовником иеромонахом Макарием . Многажды беседовал и со страннолюбивым оптинским игуменом Моисеем . Потом отправился в путь. А старец Леонид после меня через месяц кончил жизнь свою и отшел ко Господу своему.

Из статьи Панин А. Н., Морозов В. Г. Благословенное странствие // Московский журнал. — 2008. — № 4. — С. 25—26.

Вернулся на Афон в 1843 году и прожил там до 1845 года, после чего по благословению иеросхимонаха Арсения был вновь послан в Россию — «в Сибирскую страну, в назначенное тебе место, в Томскую губернию <…> крест весьма тяжкий; ты же неси, не отягчайся; но паче радуйся и веселися, и благодари своего Создателя». По пути в Томск он совершил большое путешествие по Святой земле . В Томске, куда он прибыл 11 сентября 1847 года, стал сподвижником архиепископа Афанасия (Соколова) , который побудил Парфения написать «Сказания…» о его странствованиях.

В августе 1854 года схимонах Парфений переехал в Москву и по соизволению митрополита Филарета (Дроздова) поступил в число братства Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой лавре.

В 1855 году, 18 января был рукоположён в иеродиакона , а 23 января — в иеромонаха . В этом же году издал «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженника Святой Горы Афонской инока Парфения», ставшее значительным событием в литературе того времени: М. П. Погодин объявил книгу «украшением русской словесности, не говоря о великой ее многогранной пользе»; А. В. Дружинин даже указывал, что «на Руси мы ещё не видали такого высокого таланта со времен Гоголя. Таких книг между прочим читать нельзя»; позже Ф. М. Достоевский использовал в своем романе «Бесы» эпизод со старцем Оптинским Львом, описанный в «Сказаниях».

С 1856 по 1860 годы он был настоятелем Николаевской Берлюковой пустыни в Богородском уезде Московской губернии. В это время он написал значительный труд, обращённый к старообрядцам — «О промысле Божием…».

В 1858 году неподалёку от пустыни Парфений основал Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь специально для обращения удельных крестьян- старообрядцев , живших в этой местности. В 1860 году за миссионерскую деятельность среди старообрядцев он был награждён золотым наперсным крестом, а в 1863 году возведён в сан игумена .

В 1870—1871 годах он вновь побывал на Афоне и в Иерусалиме. В первых числах августа 1872 года был подписан указ Святейшего Синода об увольнении настоятеля Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря на покой.

На покое проживал в Гефсиманском скиту при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре , а затем и в самой Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в келье при богадельне.

Скончался 17 мая 1878 года в Троице-Сергиевой лавре и на её территории у Смоленской церкви Лавры был погребён.

Сочинения

  • Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле: В 4 ч. / [Соч.] постриженника Святой Горы Афонской инока Парфения . — М. : тип. Александра Семена, 1855. (См. от 13 августа 2017 на Wayback Machine от 9 февраля 2021 на Wayback Machine , от 23 января 2021 на Wayback Machine .
  • Сказание о жизни и подвигах в Бозе почившего старца Даниила, подвизавшегося в Сибирской стране, в Енисейской губернии, в пределах города Ачинска . — М. , 1855 (См.)
  • . — М. , 1857.
  • О настоящем состоянии Гуслицкого м-ря , 1863.
  • Письмо православного инока-священника, схимника, к старообрядцу в Молдавии , 1863.
  • Разбор окружного послания лжеархиепископа Антония , 1863.
  • Обличение ответов в защиту австрийского священства , 1864.
  • от 1 декабря 2020 на Wayback Machine , 1864.
  • Меч духовный на раскольничью апологию , 1864.
  • Виноград церковный, или свидетельства Св. отцов , 1865.
  • Вертоград духовный, с изложением ответов Пешехонова на вопросы поморцев и романовцев , 1866.
  • . Написана в Спасопреображенском Гуслицком монастыре, настоятелем игуменом Парфением. — Москва: Синодальная тип., 1867. - [2], 271, [2] с.
  • Воспоминание о преосвященном Афанасии, архиепископе Казанском , 1868
  • Автобиография (См. М. : Индрик, 2009. — 255 с. — ISBN 978-5-91674-021-9 )

Примечания

  1. Российская государственная библиотека. Отдел рукописей. Записки Отдела рукописей. — М.: «Пашков дом», 2004. — Вып. 54. — 2012. — 367 с. — С. 357. — ISBN 978-5-7510-0516-0 .
  2. Иеромонах Исаакий (Малиновский) был пострижен около 1790 года в керженских раскольнических скитах и по обращении к православию 12 лет находился в единоверческом Корсунском монастыре, где и был произведён в иеромонаха архиепископом Платоном в 1810 году. В 1820 году перешёл в Балаклавский Георгиевский монастырь , в 1825 — в Александро-Свирский монастырь . С 1829 года находился в Александро-Невской лавре, откуда в возрасте 63 лет, в августе 1834 года, прибыл на жительство в Козельскую Оптину пустынь. Познавший подробно заблуждения раскольников, он издал книги: «Доказательство о древности трехперстного сложения и святительского имянословного благословения» (1839) и «Дух мудрования раскольнического» (1841) — см. * Летопись скита… при Козельской Введенской Оптиной пустыни. — М. , 2008. — Т. 1. — С. 61—62, 71. — 5000 экз. — ISBN 5—9831—7295—6. .
  3. Старец Даниил Ачинский (Сибирский) — местночтимый святой РПЦ .

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1897. — Т. XXIIa. — С. 909.
  • // Русский биографический словарь : в 25 томах / Под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. — СПб. , 1902. — Т. 13: Павел преподобный — Петр (Илейка). — С. 326—327.
  • Парфений // / Под ред. Н. М. Дмитриенко . — 1-е изд. — Томск: Изд-во НТЛ, 2004. — С. 251. — 440 с. — 3000 экз. — ISBN 5-89503-211-7 .
  • Панин А. Благословенное странствие инока Парфения // Парфений (Агеев), инок Странствия по Афону и Святой Земле. — М.: Индрик, 2008. — 272 с. — ISBN 5-85759-476-6
  • Панин А. Н., Морозов В. Г. // Московский журнал. — 2008. — № 4 . — С. 24—31 . — ISSN .
  • Инок Парфений (Аггеев Петр) Странствия по Афону и Святой Земле. — М.: Индрик, 2008. — 271 с. — ISBN 5-85759-476-6 .
  • «Сказание» инока Парфения в литературном контексте XIX века. — М.: Индрик, 2014. — 281 с. — ISBN 978-5-91674-293-0 . — 500 экз.

Ссылки

  • на сайте «Институт Русской Цивилизации»
  • (недоступная ссылка)

Same as Парфений (Агеев)