Сабо, Магда
- 1 year ago
- 0
- 0
Магда ( араб. ماجدة , настоящее имя — Афаф Али Камель аль-Саббахи араб. عفاف على كامل الصباحى , 6 мая 1931 , Танта , Египет — 16 января 2020 ) — ведущая египетская киноактриса 1950-х — 1970-х годов, сыграла роли более чем в 70-ти фильмах. Была популярной кинозвездой не только в Египте , но и во всех странах арабского Востока . Советским кинозрителям памятна по ролям в фильмах, демонстрировавшихся на киноэкранах СССР: «Эта земля наша» ( 1956 , в оригинале — « Наша зелёная земля ») , « Джамиля » ( 1958 ) , « Подростки » ( 1960 ) , « Свадьба по доверенности » ( 1963 , в оригинале — «Голая правда») , « Человек моего сердца » ( 1966 , в оригинале — «Кого я люблю?») , « На зов города » ( 1975 , в оригинале — «Сирена») .
Будущая актриса родилась в довольно богатой мусульманской семье. Когда девушке было только шестнадцать, она с классом совершила школьную экскурсионную поездку на киностудию Shubra, где её увидел кинорежиссёр Саиф эд-Дин Шаукат, сделавший юной красавице предложение о работе в кино. Когда девочка сказала родителям, что её пригласили сниматься в кино, разразился скандал: год ей не разрешали выходить из дома . В те времена в мусульманских странах на работу в кино смотрели как на дело позорное и недостойное порядочного человека. И всё же восемнадцатилетняя девушка добилась своего, дебютировав в 1949 году на съёмочной площадке в фильме «Умник», режиссёром которого был Саиф эд-Дин Шаукат. Юная актриса буквально тайком бегала на съёмки: родители думали, что девушка идёт на занятия, а она, минуя школу, бежала на киностудию, где работала примерно по часу в день, чтобы не опоздать вовремя «прийти из школы». Также в целях конспирации, чтобы родители не увидели на афишах её имя, девушка сразу же ещё на съёмках взяла псевдоним Магда, который подсказал ей режиссёр . Однако кто-то всё же доложил отцу о её побегах на съёмки, и семья подала иск против режиссёра и продюсера фильма, утверждая, что на момент съёмок девушка была несовершеннолетней . Это привело к приостановке съёмок фильма на полгода. Окончательно родители смирились с занятием дочери позже, когда пришёл успех.
Магда играла роли молодых девушек и женщин в мелодрамах, комедиях, социальных драмах и исторических картинах. В 1956 году Магда создала свою кинокомпанию «Магда-фильм», на которой вышло большинство из её последующих актёрских работ .
Ко второй половине 1950-х произошли и взлёты в её творческой карьере. Именно в этот период актриса создала свои лучшие кинообразы: за роль Амины в фильме « Наша зелёная земля » ( 1956 , в советском прокате — «Эта земля наша») актриса была удостоена своей первой международной награды — приза за лучшую женскую роль на международном кинофестивале в Карловых Варах . За роль террористки Джамили в одноимённом фильме 1959 года , пожалуй, самого известного из египетских кинорежиссёров Юсефа Шахина актриса была удостоена множества международных кинопремий . Хрупкая на вид, большеглазая, Магда дала почувствовать несгибаемость характера своей героини — фильм был основан на реальной истории алжирской исламистки Джамили Бухиред , боровшейся террористическими методами за свободу колониального Алжира от Франции . Фильм вышел на экраны как раз тогда, когда реальная героиня сидела во французской тюрьме, и французские официальные делегации бойкотировали его демонстрацию на международных кинофестивалях, что не помешало его демонстрации как на фестивалях, так и в прокате многих стран мира: Китая , Японии , Венгрии , СССР и многих европейских стран .
За роль Нады в популярном не только в Египте , но и за его пределами фильме « Подростки » ( 1960 ) актриса была удостоена приза на кинофестивале в Сан-Франциско . Этот фильм с успехом демонстрировался на международном кинофестивале в Западном Берлине (в «Кинословаре» 1986 года издания даже утверждается , что актриса там получила приз за роль, однако эта информация более нигде не подтверждалась) и довольно успешно прошёл в прокате СССР (фильм посмотрели 28,2 млн советских кинозрителей).
В 1966 году актриса попробовала свои силы в кинорежиссуре , сняв фильм «Кого я люблю?» (в советском прокате — « Человек моего сердца »), в связи с чем кинокритик Самир Фарид высказал свои сомнения, что Магда самостоятельно сделала эту работу . Надо полагать, — это скорее похвала, нежели обратное, однако Магда к режиссуре больше не приступала.
В 1963 году Магда вступила в брак с бывшим военным лётчиком, затем ставшим популярным киноактёром Эхабом Нафи . Однако, личная жизнь не сложилась, супруги быстро развелись. Но именно в этом браке Магда родила своего единственного ребёнка — дочь Гаду Нафи , ставшую популярной египетской киноактрисой. Сама же Магда порвала с кинематографом, посвятив себя единственной дочери, хотя c 1995 года принимала участие в женском кинематографическом обществе . Правительство Египта наградило актрису орденом Республики «За заслуги в области киноискусства». Магда также очень гордилась орденом Почёта, вручённым ей марокканским королём Хассаном II .
Магда умерла 16 января 2020 года в своём доме, в городе Докки. Ей было 88 лет.
Актёрские работы | |||||
---|---|---|---|---|---|
Год | Русское название | Арабское название | Название в латинской транскрипции / английское название | Режиссёр | Роль |
1949 | الناصح | El nasseh / The Clever One | Саиф эд-Дин Шаукат | ||
1950 | سيبوني أغني | Sibuni aghani | Хусейн Фаузи | Хенд Саттар | |
فلفل | Felfel | Саиф эд-Дин Шаукат, Мустафа Аль-Аттар | Хайам | ||
1951 | حبايبى كتير | Habibi katir | Камаль Аттиа | ||
أنا بنت ناس | Ana bint nass | Хасан аль-Имам | |||
ليلة غرام | Leilet gharam / A Night of Love | Ахмед Бадрхан | |||
1952 | انا وحدى | … / Am Alone | Генри Баракат | ||
الايمان | … / The Faith | Ахмед Бадрхан | Садия | ||
انتصار الإسلام | Intisar el Islam / The Victory of Islam | Ахмед эль-Тоуки | Джамиля | ||
لحن الخلود | Lahn al khouloud / Immortal Song | Генри Баракат | Сана | ||
البيت السعيد | Хусейн Седки | ||||
مصطفى كامل | … / Moustafa Kamel | Ахмед Бадрхан | |||
1953 | حكم الزمان | Lak yom ya zalem | Генри Баракат | ||
بائعة الخبز | Хасан аль-Имам | Нелли | |||
بلال مؤذن الرسول | Bilal, Muezzin el rassul | Ахмед эль-Токхи | Индия, жена Билала | ||
Дахаб | دهب | Dahab | Анвар Вагди | ||
ماليش حد | Malish had / I’m on My Own | Ибрагим Амара | |||
طريق السعادة | Tarik el saada / Path of Happiness | Камаль Хефнави | |||
1954 | مرت الأيام | Marrat al ayyam / The Days Pass | Ахмад Дыя эд-Дин | ||
قرية العشاق | Kariet el oschak | Ахмад Дыя эд-Дин | |||
الظلم حرام | El zulum haram / One Must Be Fair | Хасан эль-Сейфи | Самира | ||
الأنسة حنفى | El anessa Hanafi / Miss Hanafi | Фатин Абдель Вахаб | Наваэм | ||
1955 | الميعاد | El miad / Promised | Ахмед Камель Морси | ||
دعونى اعيش | Daouni aish / Let Me Live | Ахмад Дыя эд-Дин | Немат | ||
الله معنا | Allah maana / God Is on Our Side | Ахмед Бадрхан | |||
أماني العمر | … / Life Wishes | Саиф эд-Дин Шаукат | Лейла | ||
فى سبيل الحب | Fi sabil el hob | Иса Карама | |||
فجر | Fajr / Dawn | Атеф Салем | |||
1956 |
Наша зелёная земля
(в советском прокате — «Эта земля наша») |
ارضنا الخضراء | Arduna el khadra / Our Green Land | Ахмад Дыя эд-Дин | Амина |
بنات اليوم | Banat el yom / Girls of Today | Генри Баракат | Сальва | ||
كفاية يا عين | Kefaya ya ein / Dry Your Eyes | Хусам эд-Дин Мустафа | |||
Незнакомец | الغريب | El gharib / The Stranger | Фатин Абдель Вахаб, Камаль аль-Шейх | Сония | |
1957 | نساء فى حياتى | Femmes de ma vie / Women in My Life | Фатин Абдель Вахаб | ||
الجريمة و العقاب | El garima wal ekab | Ибрагим Амара | Нахед | ||
أين عمري | Ainа omri | Ахмад Дыя эд-Дин | главная роль | ||
نهاية حب | Nehayet hob / The End of Love | Хасан Эль-Сейфи | |||
عشاق الليل | Oshak el lail / Night’s Lovers | Камаль Аттиа | |||
1958 | شاطىء الأسرار | Shatie el asrar / Hidden Shore | Атеф Салем | главная роль | |
Джамиля | جميلة | Djamilah / Jamila, the Algerian | Юсеф Шахин | Джамиля | |
مع الأيام | Maal ayam | Ахмад Дыя эд-Дин | |||
1959 | من أجل حبى | Min agl hubbi / Because of My Love | Шейх Камаль | ||
1960 | بين ايديك | Bein edeik | Юсеф Шахин | Надия | |
Подростки | المراهقات | El morahekate / Teenagers | Ахмад Дыя эд-Дин | Нада | |
قيس وليلى | Kais we Laila / Qays we Laila | Ахмад Дыя эд-Дин | Лейла | ||
1962 | هذا الرجل أحبه | Hazal ragul ahebboh | Хусейн Хелми | Салва | |
أجازة نص السنة. | Agazet nos el Sana / Mid-year Holiday | Али Реза | Зейнаб | ||
1963 |
Голая правда (в советском прокате —
« Свадьба по доверенности ») |
أحلام هند وكاميليا | El hakika el ariya | Атеф Салем | |
بياعة الجرايد | Bayaa Jeraad / The Newspaper Seller | Хасан аль-Имам | |||
قصة ممنوعة | Kessa mamnuh | Тальба Радван | Нана | ||
1964 | هجرة الرسول | Hegret el rassul | Ибрагим Амара | Раджаа | |
1966 |
Кого я люблю? (в советском прокате —
« Человек моего сердца ») |
من احب | Man uhibb? / Whom Do I Love? | Магда | Лейла |
ثورة اليمن | Thawrat al Yaman / Revolution in Yemen | Атеф Салем | |||
1967 | القبلة الأخيرة | Al koubla al akhira | Махмуд Зульфикар | Наира | |
1968 | حواء على الطريق | Hawaa alal tarik | Хусейн Хелми | ||
الرجل الذى فقد ظله | El ragol el-lazi fakad zilloh / The Man Who Lost His Shadow | Камаль эль-Шейх | Мабрука | ||
1970 | السراب | El sarab | Анвар Шенави | Рабаб | |
1972 | قصة ممنوعة | Anf wa thalath ‘Ouyoun | Хусейн Камаль | Амина | |
1975 | Сирена (в советском прокате — « На зов города ») | النداهة | Alandahh | Хусейн Камаль | Фатхия |
1978 | العمر لحظة | Al omr lahza | Мохаммед Рада | Немат | |
1982 | حدوتة مصرية | … / An Egyptian Story | Юсеф Шахин | Магда | |
1988 | عندما يتكلم الصمت | 'Endama Yatakalam al-Samt | Карим Зияуддин | психиатр Наваль | |
1994 | ونسيت إنى امرأة | Атеф Салем | Суад |