Interested Article - Тилеманс, Тутс

Эта статья, по большей части, является переводом английского раздела Википедии.

Барон Жан-Батист Фредерик Изидор Тилеманс ( фр. Jean-Baptiste Frédéric Isidore Thielemans ), известный как Тутс Тилеманс ( Toots Thielemans ; 29 апреля 1922 , Брюссель , Бельгия 22 августа 2016 , там же ) — бельгийский и американский исполнитель на губной гармонике , гитарист, мастер художественного свиста ( англ. whistler ). Крупнейший в XX веке исполнитель джаза на губной гармонике .

Творческий путь

Свой путь в музыке начинал как гитарист. В 1949 году в Париже он принял участие в джем-сейшне вместе с Сидни Беше , Чарли Паркером , Майлзом Дэвисом , Максом Роучем . В 1949 и 1950 годах он участвовал в европейских турне Бенни Гудмена , осуществив в Париже свою первую запись вместе с товарищем по оркестру, саксофонистом Зутом Симсом. В 1951 году ездил в турне с бельгийским артистом Боббеяном Схупеном.

В 1952 году переехал в Соединённые Штаты, где работал с Чарли Паркером, Майлзом Дэвисом и Диной Вашингтон . На протяжении жизни он играл и записывался с музыкантами такого масштаба, как Элла Фицджеральд , Джако Пасториус , Пегги Ли , Куинси Джонс , Оскар Питерсон , Билл Эванс , Пол Саймон , Билли Джоэл , Аструд Жилберту , Элис Режина и другие.

Тутс Тильманс — автор джазового стандарта «Блюзетт», где он использовал унисонное звучание свиста и гитары. Впервые записанная Тутсом в 1962 году с текстом Нормана Гимбела, песня снискала крупный успех сразу нескольким певцам по всему миру, и впоследствии была многократно перезаписана и переиздана автором в различных студийных и концертных исполнениях. Фирменную игру Тутса также можно услышать в музыке к фильмам «Полуночный ковбой» , «Жан де Флоретт» , «Шугарлендский экспресс» , «Якудза» , «Турецкие наслаждения» , «Побег» , «Французский поцелуй» , «Dunderklumpen» (также озвучивание одного из персонажей), «Том и Томас», а также во многих телепрограммах, например, « Улица Сезам ». Его свист и гармошку можно услышать в рекламных роликах « Олд спайс », идущих в эфире многие годы.

Тутс Тильманс (слева) и Джо Марсала (справа), 1947 год

В 1980-х годах выступал с бас-гитаристом, композитором и лидером группы Джако Пасториусом в различных составах от дуэта до «мини-биг-бэнда» в альбоме «Word of Mouth» . В 1983 году участвовал в записи альбома Билли Джоэла «An Innocent Man» ; его фирменная гармошка звучит в песне «Leave a Tender Moment Alone» . Годом спустя, он появился в записи Джулиана Леннона «Too Late for Goodbyes» из альбома «Valotte» . И «An Innocent Man», и «Valotte» были спродюсированы Филом Рамоном . В 1984 году он записался для альбома Билли Экстейна «I Am a Singer» . В 1990-х Тильманс вступал в проекты, связанные с этнической музыкой. В 1998 году он выпустил альбом во французской эстетике под названием «Chez Toots» (игра слов: фр. «chez tous» -- "[в гостях] у всех" звучит идентично), включивший франкоязычную версию « The Windmills of Your Mind » в исполнении приглашённого вокалиста Джонни Матиса.

Тильманс был любим за скромность и лёгкость в поведении, называл себя «уличным парнем» на сленге .

Тильманс и Леннон

1975 год

Тильманс, возможно, оказал значительное воздействие на Джона Леннона в годы становления «Битлз». В 1959 году Леннон, выступая в немецком Гамбурге , порой заходил в клуб (иногда с Харрисоном ), в котором выступал Тутс в составе квинтета Джорджа Ширинга. Леннон был очарован игрой Тутса, а также его гитарными предпочтениями: Тутс играл на американском коротко мензурном «Рикенбэкере» . Основываясь на услышанном, Леннон принял решение приобрести ольховый цвета «элдергло» «Рик 325 Капри» с тремя звукоснимателями и коротким грифом, о чём Джордж Харрисон расскажет через многие годы. Эта знаменитая гитара, став культовой , превратилась в своего рода « Святой Грааль » всех гитар. Леннон многократно вносил в неё доработки, включая перекраску в чёрный цвет «джетгло» в сентябре 1962 года, однако это именно та гитара, на которой он в 1964 году играл в составе «Битлз» на судьбоносных первом и третьем выступлениях в шоу Эда Салливана . Существует даже снимок, на котором Тильманс запечатлён на выставке «Рикенбэкер» с той самой гитарой, которой впоследствии владел Леннон.

Награды и премии

Почётный доктор обоих Брюссельских свободных университетов . Барон (2001). В октябре 2008 года удостоен награды «Джаз мастер» (агентствл NEA, США).

Избранная дискография

Наиболее значительные работы:

  • The Sound (1955, Columbia Records )
  • Man Bites Harmonica (1958, Riverside Records )
  • (1979, Warner Bros., совместно с Б.Эвансом )
  • Only Trust Your Heart (1988, Concord)
  • Footprints (1991, Universal )
  • The Brasil Project (1992, BMG )
  • The Brasil Project vol 2. (1993, BMG)
  • Compact Jazz (1993, Verve Records )
  • East Coast, West Coast (1994, Private)
  • Aquarela do Brasil (1995, Universal )
  • Chez Toots (1998, Windham Hill)
  • The Live Takes, volume 1 (2000, Quetzal)
  • Hard to Say Goodbye, the very best of Toots Thielemans (2000, Universal )
  • Toots Thielemans & Kenny Werner (2001, Universal )
  • One More for the Road (2006, Verve Records )
  • Оскар Питерсон — Live at the North Sea Jazz Festival, 1980 , (1980, Pablo)
  • The Salient One — 2LP 1973, COMMAND abc records RSSD-978/2

Примечания

  1. от 9 октября 2019 на Wayback Machine (нид.)
  2. от 16 июня 2019 на Wayback Machine / Большая российская энциклопедия (электронная версия).
  3. Например, на пластинке (1981).

Ссылки

Источник —

Same as Тилеманс, Тутс