Interested Article - Полигон (мультфильм)
- 2021-09-18
- 1
«Полигон» — советский мультипликационный фильм , поставленный в 1977 году режиссёром Анатолием Петровым по одноимённому фантастическому рассказу Севера Гансовского на антивоенную тему.
Сюжет
Учёный-изобретатель создаёт новейший «беспилотный» танк. Испытания танка должны пройти на далёком тропическом острове в океане. С острова эвакуируют местное население, что происходит в присутствии военной комиссии под началом некоего генерала.
Испытания оборонительных возможностей танка проходят идеально: машина, как поясняет комиссии учёный, читает мысли врага, считывает данные целеуказаний и автоматически уворачивается от всех снарядов и ракет, которыми её атакуют.
Генерал приказывает испытать «режим наступления». Учёный переключает режим работы танка, но тот не двигается с места. Изобретатель поясняет, что танк ждёт от врага импульс страха, который сообщит информацию о своей уязвимости. Комиссия решает сделать перерыв на обед. За столом военные начинают строить планы по модернизации по тем же принципам всех видов вооружений. Генерал говорит о том, что их страна была вынуждена покинуть свои колонии . В это время изобретатель вспоминает, как он, будучи молодым, подходит к своему дому, и как его маленький сын бежит навстречу. Играя с ребёнком, отец подкидывает его ввысь, и видит, что тот, уже взрослый, в военной форме и с автоматом на груди, спускается на парашюте, но купол рассекает пулемётная очередь. Учёный рассказывает, что его сын был вместе с генералом в колониях и был посмертно награждён медалью. Профессор сообщает военным, что теперь они испытают новое оружие не на других, а на себе самих, и напоминает им об импульсе страха — а ему самому бояться уже нечего: у него на земле никого не осталось.
Почти сразу генерал и другие члены комиссии осознают, что они находятся в секторе обстрела танка — и, испугавшись этого факта, они тем самым подают машине целеуказание. Танк сначала уничтожает домик, а затем и боевую технику, которую военные пытаются использовть, чтобы уничтожить его. Спастись удаётся лишь одному полковнику из состава комиссии — он успевает добежать до траншеи и спрыгнуть в неё. Но танк по-прежнему читает его мысли и предпринимает именно те действия, которых полковник боится: начинает вертеться на месте, когда тот пугается, что танк начнёт вращаться и тем самым засплет окоп, и включает задний ход, когда полковник осознаёт, что танк может отъехать и выстрелить по нему издали. Полковник вылезает их окопа и бежит за машиной, стараясь оставаться в мёртвой зоне, ругая себя, что не может перестать мыслить. Наконец он обессиливает, сдаётся и в истерике кричит, что ему уже всё равно — пусть танк убивает его. Однако танк никак не реагирует: ведь полковник больше не думает о том, как он может быть убит — ему стало безразлично. Поняв причину бездействия танка, полковник нервно смеётся — «можешь убивать меня, можешь давить меня гусеницами…» — и от осознания последней возможности снова ужасается. Его страх вновь активирует танк — но посреди равнины спрятаться уже негде…
Раненый генерал умоляет спасти его — но в ответ на просьбу о помощи изобретатель возвращает генералу медаль, которой посмертно был награждён его сын. Учёный удовлетворён: он отомстил — но, видя в сумерках зловещий силуэт своего изобретения, сам начинает его бояться — и погибает от снаряда, выпущенного танком.
Проходит время. Дети племени, возвратившегося на остров, беспечно играют на броне полузанесённого песком танка: они не видят в странной железной скале опасности и потому не боятся. Но система чтения и анализа мыслей в чреве танка по-прежнему работает…
К острову вновь подходит военный корабль, капитан которого видит, что никто из комиссии не выжил. Опасаясь неизвестности, он решает «на всякий случай» уничтожить танк ракетой. Уловив импульс страха, танк стреляет первым — корабль загорается и начинает тонуть. Островитяне поражённо смотрят на происходящее.
Создатели
автор сценария | Север Гансовский |
режиссёр | Анатолий Петров |
художник-постановщик | Галина Баринова |
оператор | Михаил Друян |
звукооператор | Владимир Кутузов |
монтажёр | Любовь Георгиева |
художник-мультипликатор | Владимир Зарубин |
ассистенты режиссёра | Татьяна Галкина, Н. Сайкова |
ассистент оператора | Н. Козлова |
художники: | , , , И. Кулакова |
роли озвучивали: | Анатолий Кузнецов , Александр Белявский , Всеволод Якут , Олег Мокшанцев , |
редактор | Аркадий Снесарев |
директор картины |
Производство
В этом мультфильме была впервые представлена технология « фотографика », в которой использовалось два слоя целлулоида на каждый персонаж с особыми схемами раскраски, причём один из слоёв снимается не в фокусе. Лица персонажей переданы беспрецедентно подробно и напоминают зарубежных актёров Жана Габена , Пола Ньюмана , Мела Феррера , Юла Бриннера и Ринго Старра .
Награды
В 1978 году фильм удостоился 1-й премии по разделу мультфильмов на XI Всесоюзном кинофестивале в Ереване ( СССР ) .
Издание на видео
В 2002 году мультфильм был выпущен на VHS и компакт-дисках Video CD в коллекции «Мастера Русской анимации» с английскими субтитрами, а затем — на DVD «Masters of Russian Animation Volume 2» .
Примечания
- .
- , гл. .
- .
- . Аниматор.ру . Дата обращения: 18 августа 2021. 18 августа 2021 года.
Литература
- Сергей Асенин. . — М. : Искусство , 1986. — 306 с. — 25 000 экз. — ISBN 978-5-458-30516-7 .
- Сергей Капков . Энциклопедия отечественной мультипликации . — М. : Алгоритм , 2006. — С. 509—510. — 816 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9265-0319-4 .
- Анатолий Волков. // Наши мультфильмы / Арсений Мещеряков, Ирина Остаркова; сост. Ирина Марголина, Наталья Лозинская. — Издательская программа Интерроса , 2006. — ISBN 5-91105-007-2 .
- Дмитрий Байкалов. Гадкие утята из бисквитной коробки // Если : журнал. — 2000. — № 3. — С. 100.
Ссылки
- на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
- Алексей Фёдоров. . DTF (30 июня 2020). Дата обращения: 24 февраля 2023.
- 2021-09-18
- 1