Interested Article - Деспио, Шарль

Шарль Деспио́ ( фр. Charles Despiau ; 4 ноября 1874 , Мон-де-Марсан 28 октября 1946 , Париж ) ― французский скульптор, один из крупнейших портретистов XX века.

Биография

Шарль Деспио. Assia

Родился в семье штукатура, с детства видел во что можно превратить обычный гипс. Получив стипендию, поступил в парижскую Школу декоративных искусств ( 1891 ), где учился у мраморщиков Гектора Лемера и Веника Карпо. Через два года перешёл в Школу изящных искусств , где занимался три года. Тогда же посещал студию Г. Шнегга , где познакомился с Ж. Попелэ и Р. Влериком.

С 1898 года начинает выставляться в Салоне французских художников . В 1907 году выставляет в Салоне скульптуру под названием «Полетта» ― головку девочки, которая очень понравилась старику Родену . На следующий день Роден написал молодому художнику, приглашая его к себе пратисьеном ― помощником скульптора, переводить в мрамор работы мастера. Работать у такого мастера, как Роден и не потерять своей индивидуальности было сложновато, но у Деспио это получилось. После 1918 года он уходит от Родена и всецело отдаётся скульптурному портрету. 150 скульптур за всю жизнь ― вроде бы не много, но каждая скульптура является шедевром мастера.

Внешне жизнь художника не изобиловала событиями. Он работал день изо дня, совершенствуя своё мастерство, последовательно добиваясь цельности пластической формы и классической ясности, тонкости моделировки. Его скульптуры отличаются неподражаемой игрой светотени, оттенками художественного образа. Иногда это напоминает античную архаику в её высоком значении.

В 1920—1930-е годы явно видно классицизирующее начало скульптур Деспио. Эмоции и психологизм для него не главное, он делает акцент на гармоничной цельности образа. В это время им созданы статуи в полный рост «Аполлон» и «Дионис» и галерея женских портретов. Это «Ева» (1925) — задумчивая, тяжелая, с поднесенной к груди рукой, напоминающая образом романскую скульптуру, отчасти простую, даже примитивную, «Assia» (1937) — резкая, современная, фигура девушки видится спортивной, целеустремлённой. Деспио ищёт и находит гармонию человеческого тела, но вместе с тем его скульптуры ― это портреты-состояния, целый мир судеб и характеров.

В. Стародубова пишет, что «смысл его эстетической позиции можно было бы определить как возвращение к классике, понятое не в смысле использования античной мифологии и пластической фразеологии античного искусства, а в отношении к человеку, в понимании задач искусства в поисках идеала современности» .

Леон Дезер, автор монографии о скульпторе, хорошо знакомый с Деспио, пишет, что во время работы художник то подходит к модели (а он всегда лепил только с модели), то отходит, обходит её вокруг, рассматривает строение головы, приседает, чтобы увидеть переход подбородка к шее. Деспио менял освещение, изучая при этом лицо. В отличие от Родена, который сознательно делал скульптуру фрагментом фигуры, Деспио лепил её по всем законам архитектоники, предельно точно соотнося все части тела. Иногда он делал по 9 вариантов одной скульптуры, сначала из глины, затем из гипса. Для перевода в бронзу Деспио делал восковую модель, которую перед отливкой вновь прорабатывал тщательным образом. Если модель переводилась в камень, опять новая интерпретация.

Вторая мировая война

В начале Второй мировой войны Деспио получает заказ на изготовление статуи Аполлона , высотой шесть метров, которую планировалось установить на площади перед парижским Музеем современного искусства . Деспио будет работать над этой скульптурой до конца своей жизни, но так её и не закончит (художник не мог решить вопрос с драпировкой — закрывать ли статую или оставлять обнаженной). Работе Деспио над статуей Аполлона помешал арест и высылка его модели после капитуляции Франции и германской оккупации. В 1941 году немецкий скульптор Арно Брекер предложил Деспио поездку в Германию и пообещал освободить 100 заключенных, включая его модель. Деспио согласился, и вместе с другими художниками, такими как Андре де Сегонзак , Пол Ландовски , Анри Бушар, Поль Бельмондо, Кес ван Донген , Морис де Вламинк , Андре Дерен и Отон Фриез , отправился в недельную «ознакомительную поездку» в Берлин с посещением галерей, музеев, а также .

Путешествие, которое явно служило пропагандистским целям, решающим образом сформировало репутацию Деспио как коллаборациониста . Кроме того, в 1942 году он организует парижскую выставку Арно Брекера , написав и составив для неё каталог. После окончания войны, решением Деспио был приговорен к двум годам запрета на выставки. Несмотря на многочисленные положительные свидетельства, на улице художника осыпают угрозами и проклятьями. Шарль Деспио становится нервным, живёт в уединении. 28 октября 1946 года он умер и был похоронен на своей родине в Мон-де-Марсане.

В 1968 году в Мон-де-Марсане был открыт музей с собранием французской скульптуры первой половины XX века.

Примечания

  1. В. Стародубова. Шарль Деспио и французский скульптурный портрет. Российская академия художеств, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств. ― М., НИИ теории и истории изобраз. искусств, 1996
  2. (фр.) . Дата обращения: 24 июня 2019. Архивировано 16 марта 2007 года.

Литература

  • Роден и его время. Каталог, пер. с франц. ― М., [б. г.]
  • George W., Despiau vivant. L’homme et l’oeuvre. ― P., 1947
  • Ch. Despiau, hrsg. von W. George. ― Köln, 1954
  • L’Art et les Artistes, mai 1908
  • Léon Deshairs. Charles Despiau // «Art et Décoration», vol. 26, novembre 1909
  • Fortunio, alias Wernert. Charles Despiau // «Le National», juin 1910
  • Georges Delaquys. Charles Despiau // «'L’Art et les Artistes», septembre 1910
  • «L’Indépendance», 1911
  • Revue d’Europe et d’Amérique', novembre 1911
  • Gazette des beaux-arts, 1912
  • Art et Décoration, juin 1913
  • Art et Décoration, rubrique annuelle «La Sculpture aux salons»
  • Claude Roger-Marx. Les Sculpteurs français nouveaux, Éditions de la N.R.F. ― Paris, 1922
  • George Waldemar. Despiau // Feuillets d’Art, Éditions Lucien Vogel, Paris, 1922
  • Adolphe Basler. Die neue Plastik in Frankreich, Jahrbuch der jungen Kunst, Leipzig Verlag von Klinkhardt und Biermann, 1922
  • René Schwob. Despiau // Le Salon des artistes décorateurs, L’Amour de l’Art, mars 1922
  • Léon Deshairs. Despiau. // Art et Décoration, avril 1923
  • Émile Magne. Le Sculpteur Charles Despiau. // Floreal, 4 août 1923
  • Élie Faure. L’Art moderne // Histoire de l’Art, Éditions G. Crès & Cie, 1924
  • François Fosca. Despiau // L’Art d’aujourd’hui, éditions Albert Morancé, 1924
  • Watson Forbes. Charles Despiau — A Sunday Call // The Arts, september 1924
  • André Lewinson. Sculpteurs de ce temps // L’Amour de l’art, novembre 1924

Ссылки

Источник —

Same as Деспио, Шарль