Interested Article - Мария Магдалина в гроте

«Мария Магдалина в гроте» — картина французского художника Жюля Жозефа Лефевра из собрания Государственного Эрмитажа .

Изображена обнажённая рыжеволосая женщина, прикрывшая лицо рукой. Она сидит на берегу реки под обрывом, в котором виден вход в пещеру. Справа внизу помещена подпись художника: Jules Lefebvre .

По замыслу художника картина иллюстрирует эпизод, описанный в раннехристианских апокрифах, в частности « Золотой легенде » Иакова Ворагинского : после Распятия и Воскрешения Христа Мария Магдалина направилась нести христианство в Галлию , в город Массилию или в устье Роны (город Сент-Мари-де-ла-Мер ). Вторая половина жизни Марии Магдалины, согласно легендам, прошла так: она удалилась в пустыню, где 30 лет предавалась строжайшей аскезе , оплакивая свои грехи. Её одежда истлела, но наготу прикрывали длинные волосы. А измождённое старое тело каждую ночь возносили на небеса ангелы, чтобы исцелять его — «Бог питает её пищей небесной, а ангелы каждый день поднимают её на небо, где она слушает пение небесных хоров „телесными ушами“» .

Эта работа Лефевра является типичнейшим образчиком салонного искусства. Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём очерке французского искусства XIX — начала XX века, рассказывая о салонной живописи, отметил:

Обширную рубрику в Салонах всегда составляли изображения обнажённого тела, преимущественно женского… Нимфы, вакханки, одалиски, прекрасные рабыни, купающиеся пастушки — чего тут только не было. К примеру, соблазнительная нагая дама Жюля Лефевра (1836—1912) оказывалась «Марией Магдалиной» (1876), что несомненно усиливало пикантность картины .

Картина была написана в 1876 году и сразу же была выставлена в Парижском салоне того же года, где её приобрел Александр Дюма (сын) в качестве парной к уже имевшейся в его коллекции картине Лефевра «Лежащая женщина». Вскоре после его смерти, последовавшей в конце 1895 года, картина была отправлена в Санкт-Петербург на выставку французских художников, проводившейся в пользу Красного Креста , где значилась под кратким названием «Магдалина в гроте» . Там её в ноябре 1896 года выкупил император Николай II за 8400 рублей. Картина находилась в Зимнем дворце в личных покоях императора. В 1920 году зачислена в состав собрания Эрмитажа . В эрмитажном каталоге 1958 года картина по неизвестной причине названа как «Лежащая нимфа» . Выставляется на четвёртом этаже здания Главного штаба в залах, посвященных Парижскому салону.

Примечания

  1. Костеневич А. Г. Французское искусство XIX — начала XX веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. Л. : Искусство, 1984. — С. 88.
  2. Французская художественная выставка в пользу попечительного комитета о сёстрах Красного Креста, состоящих под покровительством Ея Имп. Высочества принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской. — СПб., 1896. — № 180.
  3. Дата обращения: 14 июля 2018. 15 июля 2018 года.
  4. Березина В. Французская живопись первой половины и середины XIX века в Эрмитаже. Научный каталог. — Л. : Искусство, 1983. — С. 174.
Источник —

Same as Мария Магдалина в гроте