Бинотто, Маттиа
- 1 year ago
- 0
- 0
Маттиа Бортолони ( итал. Mattia Bortoloni ; 31 марта 1696, Канда или Сан-Беллино (Венето) — 9 июня 1750, Милан или Бергамо , Ломбардия ) — живописец раннего итальянского рококо венецианской школы . Начинал свою карьеру в качестве ученика Антонио Балестры из Вероны и активно работал по всей северной Италии: между Венето, Ломбардией и Пьемонтом .
Точное место рождения художника остаётся неизвестным. В Кастельгульельмо семья Бортолони владела домом, который в 1719 году принадлежал Джованни Баттисте, младшему брату художника. Когда Маттиа был ещё ребенком, семья переехала в Венецию . Там он стал учеником в мастерской Антонио Балестры, у которого он научился строгой манере старых мастеров . Испытал влияние Дж. Б. Пьяццетты , С. Риччи и, особенно, Дж. Карпиони . Его способности стали очевидны с раннего возраста, он выделялся среди начинающих венецианских художников начала XVIII века. Между 1735 и 1738 годами Маттиа Бортолони работал в Ферраре . После первых эпизодических работ, фресок палаццо Казати Дуньяни в Милане и палаццо Брентано ди Корбетта, основная деятельность Бортолони была сосредоточена в австрийской Ломбардии, затем в Пьемонте. Только в 1749 году он вернулся к работе на территориях Серениссимы («Светлейшая», поэтическое название Венеции). Бортолони скоропостижно скончался в своем миланском доме летом 1750 года .
В 1720-х годах, вероятно, после того, как Бортолони написал четыре монохромные фрески с рассказами об Александре Великом для виллы Морозини-Вендрамин Калерджи в Фиессо Умбертиано, художник в основном работал в Венеции. Однако фрески , выполненные Бортолони часто приписывали другим, в том числе его более известному сопернику Джованни Баттиста Тьеполо , который родился в том же году .
В 1950 году Никола Иванофф (Nicola Ivanoff) опубликовал исследование, согласно которому ранее считавшийся анонимным цикл фресок из ста четырёх панелей на вилле Корнаро , расположенной недалеко от Пьомбино-Дезе (провинция Падуя), спроектированной Андреа Палладио для Джорджо Корнаро в 1551 году, является работой Бортолони, выполненной в 1717 году, когда художнику был всего двадцать один год . Документы подтвердили, что декабре 1716 года Андреа Корнаро (Корнер) поручил художнику украсить семейную виллу .
Новая атрибуция и датировка фресок вывели Маттиа Бортолони из тени знаменитого Тьеполо, чтобы его можно было рассматривать как самостоятельного художника-новатора. Итальянский историк Антонио Романьоло подчеркнул, что цикл фресок на вилле Корнаро представляет собой «богатство новых элементов, которые предвосхищают рококо Тьеполо» . На вилле Вескови (Villa dei Vescovi) на Эуганских холмах (Венето) Бортолини написал цикл из ста четырех фресковых панелей со сценами из Ветхого и Нового Завета, к которым добавлены пятьдесят восемь монохромных аллегорий, вдохновленных « Иконологией » Чезаре Рипы .
В 1982 году началась работа по восстановлению самой впечатляющей работы Бортолони — росписи купола сантуария Рождества Пресвятой Девы Марии (Santuario della Natività di Maria Santissima) в Викофорте , к югу от Турина (1746—1748). Роспись Бортолони охватывает один из самых больших куполов в мире площадью более 6000 квадратных метров. В этом шедевре плафонной росписи Бортолони продемонстрировал все особенности жанра перспективной живописи «снизу вверх, под потолок» ( итал. pittura di sotto in su ).
Другие известные работы Бортолони: роспись купола церкви Сан-Никола-да-Толентино и Палаццо Вендрамин-Калерджи в Венеции, приходских церквях Кастельгульельмо и Ровиго (Ломбардия) Палаццо Клеричи в Милане, Кафедрального собора в Монце (Пьемонт), приходской церкви Сан-Лоренцо и Палаццо Фаллетти ди Бароло в Турине .