Interested Article - Казахская интеллигенция

Казахская интеллигенция — социальная группа казахского общества, представляющая собой наиболее образованную его часть.

Становление казахской интеллигенции

Основы мировоззрения традиционного казахского общества закладывались в устном народном творчестве и наследии мыслителей времён Казахского ханства (от Асана Кайгы до Бухара-жырау ). Во второй половине XIX века происходило концентрированное выражение традиционных взглядов на различные стороны общественной жизни и переосмысление их с учётом нового времени. Этому способствовали труды Абая Кунанбаева и других казахских просветителей времён Российской империи , а также деятельность джадидистского движения .

В число наиболее образованных слоёв Казахского ханства входили жырау , бии , представители исламского духовенства . Однако до XIX века образование можно было получить только в медресе , которые в основном готовили религиозных служителей. В таких учебных заведениях наряду с основами ислама преподавали философию, астрономию, историю, языки, медицину, математику. Срок обучения составлял 3—4 года. Некоторые религиозные деятели получали дополнительное образование в Бухаре , Стамбуле и других крупных городах мусульманского мира .

Первые светские школы на территориях проживания казахского населения открываются только с началом присоединения к Российской империи . В 1786 году в Омске открылась Азиатская школа, в 1789 году — правительственная школа в Оренбурге . В XIX веке они были преобразованы в Омское войсковое казачье училище (ныне Омский кадетский корпус ) и Оренбургский Неплюевский кадетский корпус соответственно. В 1841 году в Букеевской Орде была открыта школа Жангира — первая казахская школа . В ней преподавались русский и восточные языки, математика, география, основы ислама. В конце XIX века в Туркестанском крае была создана сеть « русско-туземных школ » — школ начального образования , созданных русской администрацией для подготовки чиновников нижнего звена. Выпускниками светских школ были такие известные деятели казахской культуры, как Чокан Валиханов , Ибрай Алтынсарин , Абай Кунанбаев , Мухаммед-Салих Бабаджанов , Шакарим Кудайбердиев и многие другие. Они выступали сторонниками просвещения и обновления казахского общества, резко критиковали отсталость патриархально-феодальных общественных устоев и заявляли о необходимости политических перемен в Российской империи и в Туркестанском крае в частности, внедряя передовые идеи в казахское общество посредством своего творчества и общественной деятельности .

Во второй половине XIX века появляются казахские печатные издания. Казахские книги издавались в Санкт-Петербурге , Казани , Оренбурге , Ташкенте , Семипалатинске . Первой казахской газетой стало приложение «Түркістан уәлаятының газеті» к газете « Туркестанские ведомости » , увидевшее свет 28 марта 1870 года . В 1911 году было организовано издание первого казахского журнала « Айкап », в 1913 году — газеты « Казах ». На страницах этих периодических изданий освещались различные стороны жизни казахского общества .

При этом даже в начале XX века в казахской общественной мысли казахи и киргизы порой представлялись единым народом. Например, значимая теоретическая работа казахского общественного деятеля Алихана Букейханова носила название «Киргизы» .

Казахская интеллигенция в начале XX века

Алихан Букейханов

В начале XX века формируется новое поколение казахской интеллигенции. Его составили Алихан Букейханов , Бахытжан Каратаев , Ахмет Байтурсынов и многие другие; в будущем — основатели казахской национальной партии « Алаш ». Участники нового общественного движения декларировали опору своих взглядов на передовые демократические идеи мировой общественной мысли и духовное наследие Абая. В октябре 1905 года в Уральске они провели съезд делегатов пяти казахских областей Туркестанского края, который поставил на повестку дня вопрос о создании партии, защищающей национальные интересы казахского народа. В основу программы создающейся партии была положена программа кадетской партии . На съезде выдвигались следующие требования к российскому правительству: о признании земли собственностью местного населения, о прекращении переселения крестьян из других областей Российской империи, о равенстве казахского языка с другими языками, о повсеместном открытии национальных школ и строительстве мечетей, о расширении свободы вероисповедания и т. д.

Авторитет и влияние казахской интеллигенции стали заметными и в Российской империи в целом. Казахские депутаты избирались в состав Государственной думы , где входили в кадетскую и мусульманскую фракции. В I Думе было 4 депутата из их числа, во II Думе — 5 депутатов .

В то же время в Казахстане формировалось общественное движение левой направленности, консолидирующееся вокруг местных комитетов РСДРП . Его участники также утверждали, что опираются не только на опыт русской и зарубежной революционно-демократической мысли, но и на наследие Чокана Валиханова , Ибрая Алтынсарина и Абая Кунанбаева . Одним из первых видных представителей казахской интеллигенции, поддержавшим курс РСДРП, стал Алиби Джангильдин . В предреволюционные годы к нему присоединились такие будущие известные деятели советского Туркестана , как Турар Рыскулов , Назир Тюрякулов и Сакен Сейфуллин .

По неполным данным, до Октябрьской революции в Казахстане было около 3 тысяч учителей, 590 специалистов сельского хозяйства, 244 врача, 393 медицинских работника среднего звена. В годы Гражданской войны их число значительно сократилось. Например, в 1919 году в Казахстане насчитывалось всего 33 врача и несколько ротных фельдшеров .

В 1917 1918 годах из местных казахских партий наибольшим влиянием среди казахов пользовались следующие:

  • « Алаш » — партия национально-либеральной ориентации, по программе близкая к кадетской партии. Вскоре после Октябрьской революции объявила Алашскую автономию — недолго существовавшее на территории Казахстана несоветское государственное образование. Во время Октябрьской революции и после начала Гражданской войны представители национально-либеральной казахской интеллигенции поддерживали Алашскую автономию и находились в оппозиции к власти большевиков . Однако после амнистии, объявленной ВЦИК 4 апреля 1919 года, члены партии «Алаш» и правительства Алаш-Орды переходят на сторону Советской власти .
  • « Уш-Жуз » — пантюркистская партия социалистического толка, основанная в конце 1917 года Колбаем Тогусовым и Муканом Айтпеновым . «Уж-Жуз» ориентировалась на казахское население, недовольное программой партии «Алаш», и выступала против отделения от России . Её костяк составляли представители как демократически настроенной интеллигенции, так и рабочего класса. С 1918 года партия активно сотрудничала с РКП (б) и вела борьбу с алаш-ординцами , несмотря на периодически возникающие трения с большевиками . После установления Советской власти участники «Уш жуз» перешли в партию большевиков .

Конфликты между бывшими деятелями Алаш-Орды и партии «Уш-Жуз» продолжались и после вступления обеих фракций в ряды большевиков .

Казахская интеллигенция в СССР

Период расцвета в первые годы Советской власти

Алиби Джангильдин

Советская власть с первых лет начала интенсивное развитие культуры Казахстана, в том числе и национальной. Была проведена успешная кампания по ликвидации неграмотности . В 1921 году для казахских школ издаются первые советские учебники на родном языке, в создании которых участвовали Алихан Букейханов, Алимхан Ермеков , Магжан Жумабаев , Жусипбек Аймаутов , Ахмет Байтурсынов, Сакен Сейфуллин и другие известные представители национальной интеллигенции. Составителем первого школьного учебника алгебры на казахском языке стал Каныш Сатпаев , географии — Алихан Букейханов, истории Казахстана — профессор Санжар Асфендияров .

За развитие национального образования в начале 1920-х годов отвечала Казахско-киргизская комиссия по образованию при Народном комиссариате народного образования Туркестанской АССР, организованная в начале 1921 года в Ташкенте. Первым её председателем стал Иса Токтыбаев, которого осенью 1922 года сменил Халел Досмухамедов , бывший деятель Алашской автономии. Основной целью комиссии был выпуск научной и художественной литературы для национальных школ. Под её эгидой издавались учебники, авторские и фольклорные произведения и даже переводы европейских авторов на казахский язык .

К 1932 году , за 15 первых лет Советской власти, в Казахстане была создана система высших учебных заведений, открыто отделение Академии наук СССР (в 1946 году преобразовано в АН Казахской ССР ), 12 научно-исследовательских институтов и большое количество иных наукоёмких учреждений . Значительный вклад в создание казахстанской высшей школы внесли Санджар Асфендияров, Темирбек Жургенов , Сакен Сейфуллин, Ахмет Байтурсынов, Мухтар Ауэзов , Кудайберген Жубанов и другие казахские деятели науки и культуры .

В 1926 году в Кзыл-Орде на базе любительского театра Оренбургского казахского института народного образования открылся первый профессиональный казахский театр. У его истоков стояли Мухтар Ауэзов, Жумат Шанин , Сералы Кожамкулов , Калибек Куанышпаев , Курманбек Джандарбеков и другие казахские драматурги, режиссёры и актёры. Основоположником казахской национальной школы живописи стал Абылхан Кастеев , в дальнейшем народный художник Казахской ССР .

Период репрессий

Однако дальнейшее укрепление Советской власти привело к серьёзным гонениям и сокрушительным репрессиям казахской интеллигенции. Первый виток гонений ознаменовало назначение в 1925 году Филиппа Голощёкина первым секретарём Казахстанского крайкома ВКП (б) . Назначению Голощёкина предшествовало письмо И. В. Сталина членам бюро Казкрайкома ВКП (б) от 29 мая 1925 года. В этом письме Сталин отмечал сходство идей, присутствующих в статьях антисоветского публициста-эмигранта Мустафы Шокая и материалах советской газеты « Ак жол », и требовал принять немедленные меры по данному поводу, а также призывал свести к нулю участие беспартийной интеллигенции в борьбе на политическом и идеологическом фронтах. В результате после III пленума Казкрайкома ВКБ (б) в 1926 году казахские коммунисты, занимавшие руководящие должности, подверглись резкой критике . Многие представители казахской интеллигенции были сняты со своих постов .

В конце 1920-х годов были арестованы почти все бывшие деятели Алашской автономии. После предъявления обвинений в «буржуазном национализме» и шпионаже они были приговорены к тюремному заключению либо ссылке в Черноземье , а нескольких человек приговорили к расстрелу . Этот период истории Казахстана получил название « Малый Октябрь » .

Наиболее же тяжёлый урон советскому обществу и казахской интеллигенции в частности был нанесён во времена « большого террора » 1937 1938 годов . По мнению казахстанского геолога и историка Надира Азербаева, в эти годы было уничтожено два поколения казахской интеллигенции. По словам исследователя Ларисы Куделиной, «власть прежде всего старалась обезглавить народ, ликвидировав мыслящую интеллигенцию» .

Проблемы, возникшие в предвоенный период

Перевод казахской письменности от арабской графики сначала к латинице , а впоследствии к кириллице резко усложнил образовательный процесс на родном языке, поскольку казахам дважды пришлось осваивать новый алфавит. Кроме того, население оказалось оторвано от культурного наследия прошлого, зафиксированного в книгах с арабским шрифтом .

С 1926 по 1939 годы число занятых умственным трудом в Казахстане выросло в 7,9 раз, с 54 тыс. до 429,8 тыс. чел. Из них 178 тыс. чел. были казахской национальности . Однако ввиду нехватки высших учебных заведений и техникумов на работу зачастую приходилось приглашать вчерашних рабочих и крестьян, окончивших краткосрочные курсы. Особенно не хватало квалифицированных кадров в сельском хозяйстве. Кроме того, доля казахов среди высококвалифицированных специалистов оставалась незначительной и в 1939 году составляла всего 8 %. Незначительной была и доля специалистов-женщин казахской национальности .

Послевоенный период

В послевоенные годы число представителей казахской интеллигенции продолжило расти благодаря плодотворной деятельности высших и средних специальных учебных заведений. Только за 1945 1957 годы высшие учебные заведения Казахской ССР подготовили 43,5 тыс. специалистов, из которых 16,5 тыс. составляли казахи. С 1960 по 1977 годы численность казахов среди специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве Казахстана, увеличилась в 5 раз (с 65,3 тыс. до 315,7 тыс.), а к началу 1980-х годов выросла ещё на 30 %. Национальная интеллигенция стала весомой частью казахского общества: если в 1959 её доля составляла 16 %, то в 1970 — 25,1 % от общего числа казахского населения .

Период перестройки

Начало перехода к гласности и перестройке в СССР, а также последовавшие затем декабрьские события 1986 года оказали большое влияние на рост казахского национального общественного сознания. С конца 1980-х годов возрастает политическая активность казахской интеллигенции. В годы перестройки продолжился процесс реабилитации её представителей, репрессированных в 1930-е годы. Началось глубокое исследование «белых пятен» казахской истории, замалчивавшихся в годы Советской власти. Активную работу в данном направлении проводило исторически-просветительское общество «Адилет». Одной из актуальных проблем стало возрождение казахского языка , уязвимость положения которого отмечалась некоторыми казахскими учёными ещё в 1950-е годы . Работу в данной области стало вести международное общество «Казах тили» ( каз. Қазақ тілі ). Решением экологических проблем активно занимались общественные движения « Невада — Семипалатинск », «Арал», «Табигат» и др. В конце 1980-х годов также отмечается волна интереса к исламу как части национального самосознания .

Казахская интеллигенция в современном Казахстане

Согласно официальной историографии независимого Казахстана , казахская интеллигенция играет ведущую роль в крушении командно-административной системы и процессе строительства независимого государства. В декабре 1991 года после обретения Казахстаном независимости по требованию национальной интеллигенции казахский язык получил конституционный статус и был объявлен государственным языком . Крупным событием в культурной жизни республики стал созыв Всемирного конгресса казахов. Благодаря данному мероприятию известные казахские поэты, писатели, учёные, политики и бизнесмены, живущие за рубежом, начали устанавливать тесные контакты с соотечественниками .

Несмотря на преобладание проалашских оценок событий начала XX века, национально-либеральная позиция не является единственной в среде современной казахской интеллигенции . Так, по мнению политолога Булата Султанова, советский период необходимо оценивать «объективно, со всех сторон», «не идеализируя, но и не демонизируя». Публицист Чокан Лаумулин отмечает, что формирование казахской интеллигенции было бы невозможно без программы по ликвидации безграмотности, реализованной Советской властью .

Внутри современной казахской интеллигенции можно выделить два крыла: традиционалистское и космополитичное .

Казахская интеллигенция за пределами Казахстана

В Китае

Развитие казахской интеллигенции в Китае получило существенный импульс благодаря принятой в 1934 году в СССР программе подготовки синьцзянских студентов (в том числе казахской национальности) в высших и средних специальных учебных заведений Казахской АССР , Узбекской ССР и некоторых городов Сибири . В рамках этой программы к началу 1940-х годов было подготовлено более 30 тысяч специалистов различных профессий .

В середине 1930-х годов в Синьцзяне появляются газеты и журналы на казахском языке. С 1960-х годов действует Народная радиостанция СУАР, вещающая в том числе на казахском языке. В 1971 году начинает работу Казахская редакция Радио Китая в Пекине . В 1983 году на региональном телеканале городского округа Алтай впервые стали выходить передачи на казахском языке, а с 1997 года начинается спутниковое вещание казахскоязычных передач канала XJTV 3 на всю территорию Китая и приграничные страны. С развитием Интернета в КНР появляются казахскоязычные сайты различной тематики. К настоящему времени в Китае создана развитая сеть СМИ на казахском языке .

В 1954 году в Урумчи открылось Синьцзянское народное издательство, печатавшее в том числе произведения казахских поэтов и писателей. Позднее возникло Казахское отделение Национального издательства в Пекине .

В настоящее время большинство представителей казахской интеллигенции в СУАР имеет высшее образование, полученное в университетах Пекина, Шанхая и других городов Китая (либо в Японии ), и проживает главным образом в городах

В Монголии

В Монголии после Второй мировой войны сложилась развитая литературная традиция, основоположником которой считается Актан Бабиулы . В 1950-е годы начали выходить литературные журналы на казахском языке, а в 1968 году при Союзе писателей МНР было создано казахское отделение. Однако в постсоветские годы значительная часть казахской интеллигенции Монголии репатриировалась в Казахстан . В их числе известный историк Каржаубай Сарткожаулы , ныне сотрудник ЕНУ им. Гумилёва .

В Западной Европе

Среди антисоветски настроенных казахских эмигрантов XX века выделяются публицисты Мустафа Шокай, деятель пантюркистского движения в 1920—1930-е годы , и Хасен Оралтай , главный редактор казахской редакции радио «Свобода» в Мюнхене .

См. также

Примечания

  1. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
  2. Гайнетдин М. Мәңге тоныкланмас көзгебез. — Казан: Татарстан китап нәшрияты, 2006. — 335 с. (татар.)
  3. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
  4. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
  5. Сушко А. В. // Вестник ТГУ : журнал. — 2008. — № 11 (67) . — С. 329—337 . — ISSN . 5 мая 2019 года.
  6. // Коммунистическая партия Казахстана (справочник) / Редкол.: Б. А. Тулепбаев (отв. ред.), Г. Я. Козлов, В. П. Осипов. — Алма-Ата, 1990.
  7. Шафиро Ш. / Под ред. П. М. Пахмурного. — Алма-Ата: Казахстан, 1964. — С. 31. — 214 с. 1 июня 2017 года.
  8. . el.kz . 8 апреля 2019 года.
  9. Каржаубаева А.М. Казахстан в начале XX в. (1900—1920) : курсовая работа. — Астана: Медицинский университет Астана , кафедра истории Казахстана, 2015. — С. 11—17 .
  10. . Портал «История Казахстана» . Дата обращения: 5 мая 2019. 17 октября 2018 года.
  11. Нурлан Салтаев. . Yvision.kz (27 апреля 2015). Дата обращения: 5 мая 2019. 5 мая 2019 года.
  12. Н. К. Смагулов. // Вестник КарГУ : журнал. — 2004. 26 ноября 2016 года.
  13. Такенов А. С. // История Казахстана: белые пятна / Сост. Ж. Б. Абылхожин . — Алма-Ата : Казахстан, 1991.
  14. Аяган Б., Шаймерденова М. // История Казахстана. 9 класс (начало XX века — настоящее время). — Алма-Ата: Атамура, 2013. — 400 с.
  15. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
  16. Академия наук Казахской ССР / Есенов Ш. Е. // А — Ангоб. — М. : Советская энциклопедия, 1969. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 1).
  17. Роман Иванов. . 365info.kz (7 ноября 2017). 8 апреля 2019 года.
  18. Аяган Б., Шаймерденова М. // История Казахстана. 9 класс (начало XX века — настоящее время). — Алма-Ата: Атамура, 2013. — 400 с.
  19. . История Республики Казахстан . Архивировано из 4 марта 2008 года. (недоступная ссылка — , )
  20. Аяган Б., Шаймерденова М. // История Казахстана. 9 класс (начало XX века — настоящее время). — Алма-Ата: Атамура, 2013. — 400 с.
  21. Нурлыайым Нурсаин. . Tengrinews.kz (31 мая 2018). 8 апреля 2019 года.
  22. . Творческая лаборатория «Оркениет». Научная библиотека Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова . Архивировано из 4 ноября 2008 года. (недоступная ссылка — , )
  23. А. К. Избаиров. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение и африканистика : реферативный журнал. — 2004. — № 2 . — С. 75 .
  24. Амир Жанузаков. . 365info.kz (30 июня 2017). 8 апреля 2019 года.
  25. Кузнецова С. И. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение и африканистика : реферативный журнал. — 2004. — № 2 . — С. 75 .
  26. А. К. Самаев. // Вестник КарГУ : журнал. — 2010. 12 мая 2021 года.
  27. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
  28. Марат Шибутов. . ИА Regnum (7 июля 2017). Дата обращения: 6 мая 2019. 6 мая 2019 года.
  29. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
  30. Алтынзер Даулетбаева. . Портал «История Казахстана» (26 января 2018). Дата обращения: 6 мая 2019. 6 мая 2019 года.
  31. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)

Литература

При написании этой статьи использовался материал из издания « Казахстан. Национальная энциклопедия » (1998—2007), редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons .

Источник —

Same as Казахская интеллигенция