«Сто лет одино́чества»
— второй студийный альбом сибирской
психоделической рок
-группы «
Егор и Опизденевшие
», записанный с 1991 по 1992 год и выпущенный в 1993 году. С точки зрения
Егора Летова
, лидера и автора песен группы, является одним из самых «цельных» и лучших альбомов в истории творчества как «Опизденевших», так и «
Гражданской обороны
»
.
Содержание
История записи
В начале 1990-х годов Летов не был уверен, стоит ли ему продолжать заниматься музыкой
. Однако в интервью после выхода альбома «
Прыг-скок
» он упомянул о желании выпустить последний альбом, посвящённый любви
.
Альбом в целом пропитан психоделическими мотивами
[
уточнить
]
. По словам Летова, все песни альбома были написаны в состоянии изменённого сознания.
Я разрабатывал те принципы, которые были заложены в песне «Прыг-скок», и доводил их до полного логического завершения. Таким завершением явился альбом «Сто лет одиночества». Эти поиски были связаны с
ЛСД
, с
медитацией
, с дыханием и со всевозможной
трансцендентной
работой.
—
Альбом записывался в рекордно длинное для Летова время — с января 1991-го по июль 1992-го года. Ключевой песней в создании альбома стала «Вечная весна», после сочинения которой Летов понял, что пишет не просто материал, а нечто особенное.
Именно после её написания стало окончательно ясно, что то, что мы делаем — это не просто накопление нового материала, который может впоследствии быть как угодно собран, назван и запущен, а нечто особенное. Новое. Цельное. То, чего мы не делали никогда раньше.
—
Список композиций
Слова и музыка всех песен
Егора Летова
, кроме отмеченных.
Альбом занял 9-е место в списке «50 лучших русских альбомов всех времён», составленный журналом «
Афиша
» по итогам опроса молодых российских музыкантов
.
В 2022 году альбом занял седьмое место в рейтинге «100 лучших постсоветских альбомов» по версии
того же журнала
:
Это музыка в первую очередь живая, искрящаяся, и она, выросшая из совместных джемов, в общем-то, и не могла быть другой. Практически все песни «Ста лет одиночества» записаны максимум с пятого дубля, но кроме живости в них есть и продуманность, и стойкость. Летов говорил о том, что это альбом о любви и это музыка о том, как любить, когда это кажется невозможным, как страшна бывает любовь, как она все-таки стоит того. «Сто лет одиночества», записанный между двумя периодами Летова, стоит особняком среди его обширной дискографии, как и последний «Зачем снятся сны», который изначально планировал быть новым альбомом «Егора и ************». Обе эти записи дарят слушателю какую-то парадоксальную надежду, наполняют его теплом, дают через очищение пройти сквозь тридцать лет — тридцать лет нашего общего одиночества.
—
Артём Макарский, «100 лучших постсоветских альбомов по версии Афиши Daily», 2022 год
Интересные факты
Песня «Офелия», записанная с 12 по 13 ноября 1991 года, является самой любимой песней Егора и одной из лучших его песен
. По его словам, была сочинена во время работы над текстом «В блокадном Ленинграде не спешат часы»
. Однако после смерти Егора его брат
Сергей
высказался, что на самом деле песня «Офелия» —
реквием
, посвящённый памяти
Янки Дягилевой
.
Песня «Передозировка» была написана после смерти кота Егора Летова, прожившего у него 11 лет
.
Только на издании 2005 года последняя песня «О отшествии преподобнаго в пустыню от славы человеческия» резко обрывается (что соответствует первоначальному замыслу), а не медленно затихает, как на предыдущих изданиях (так называемый «фейдинг»)
.
Песни «Свобода» и «Евангелие» были написаны для альбома «
Прыг-скок
», но в него не вошли
.
↑
Из авторского комментария к песне из альбома CD-издания «
Выргород
»:
ТУМАН
(дубль 1), зап. 18.12.1989 г.
Вообще-то создан для «
Хроники Пикирующего Бомбардировщика
» проекта «
Коммунизм
», но оказался настолько подходящим по духу, да и вообще настолько близким ко всему тому, чем мы жили в то время, что было решено вставить его без изменений сюда.
Кузьма
— акустические гитары, басс, голос в начале и конце;
я
— ударные, вокал.
CD-релиз был подготовлен «
ХОРом
» при поддержке
Moroz Records
в 1999 году (это можно узнать из
от 15 ноября 2019 на
Wayback Machine
), но издан только в 2000-м (
).
Вариант без территориальных ограничений на продажу
(неопр.)
.
Дата обращения: 21 июня 2021.
24 июня 2021 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 11 ноября 2017.
4 мая 2019 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 18 августа 2022.
10 февраля 2022 года.
↑
(неопр.)
.
Дата обращения: 28 апреля 2010.
5 января 2012 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 20 июня 2021.
24 июня 2021 года.
Крылова Ольга.
.
«Гражданская Оборона» сменила русские шинели на Американский камуфляж
(неопр.)
.
superroot.narod.ru
.
МК Бульвар
.
Дата обращения: 27 июня 2021.
Архивировано из
28 декабря 2005 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 27 июня 2021.
27 июня 2021 года.
«Самый красивый и глобальный опус, созданный нашим коллективом. К сожалению, <…> ни разу нигде не изданный в должном виде — то есть с резким обрывом в конце. Из всяческих лучших побуждений и соображений работники студий и выпускающих компаний почему-то постоянно „улучшали“ концовку, превращая её в беззубый фейдинг, что самым скверным образом изменяло и убивало смысл как произведения, так и всего альбома». —
Егор Летов
о песне «О отшествии преподобнаго в пустыню от славы человеческия» (
от 24 июня 2021 на
Wayback Machine
)
«Изначально написана как бонус к уже готовому „
Прыг-Скоку
“. Но так как он уже пошёл в распространение в том виде, в каком был сведён и собран, песня как бы «провисла» на какое-то время, пока не возникла и не оформилась идея нового альбома». —
Егор Летов
о песне «Свобода» (
от 24 июня 2021 на
Wayback Machine
)
Андрей, Москва
Егор, здравствуйте!
Я хотел бы узнать, получали ли Вы лично награду под названием «Бронзовый волчок» за дизайн диска «Сто Лет Одиночества» выпущенного фирмой BSA Records, в 1994 году. Награждение было в Москве весной 1995 года в гостинице «
Рэдиссон Славянская
». Премия была утверждена телеканалом
НТВ
и фирмой звукозаписи «Триарий». Было представлено 200 работ от 40 фирм звукозаписи.
- Нет, к сожалению, не получал, по причине того, что ее присвоили себе BSA, и глаза мои ее не видели.
Примечания от «ГрОб-Хроник»
Часть выходных данных ошибочно взята с альбома
Янки
«Домой»: номер
hmc-020
(
д. б.
hmc-024)
…
(
)
Часть выходных данных ошибочно взята с альбома
Янки
«Домой»: номер
hmc-020
(
д. б.
hmc-024)
…
(
)