Театр имени Наталии Сац (Алма-Ата)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ната́лия Ильи́нична Сац ( 14 [27] августа 1903 , Иркутск — 18 декабря 1993 , Москва ) — советский и российский театральный режиссёр , первая [ источник? ] в мире женщина — оперный режиссёр , театральный деятель , публицист , драматург , педагог . Народная артистка СССР (1975). Герой Социалистического Труда (1983). Лауреат Государственной премии СССР (1972), Ленинской премии (1982), премии Ленинского комсомола (1985), премии Совета Министров СССР (1979).
Основатель и руководитель шести детских театров, среди которых первый в мире драматический театр для детей и первый в мире музыкальный театр для детей, активный пропагандист музыкального искусства для детей. Внесла большой вклад в развитие детского театра и художественного воспитания детей, создатель целого направления театрального творчества для детей.
Родилась в семье музыкантов в Иркутске . В 1904 году семья переехала из Иркутска в Москву . Отец, Илья Сац , тесно сотрудничал с Художественным театром , в 1906 году стал заведующим музыкальной частью. Друзьями дома были Константин Станиславский , Евгений Вахтангов , Василий Качалов и другие артисты МХТ, а также Сергей Рахманинов .
Училась в частной гимназии Е. А. Репман . Играла в Драматической студии имени А. С. Грибоедова. Получила музыкальное образование — в 1917 году окончила музыкальный техникум имени А. Н. Скрябина . Позже, в 1953 году, окончила театроведческий факультет ГИТИСа .
С 1918 года, с пятнадцатилетнего возраста, заведовала детским сектором теамузсекции Моссовета . По её инициативе был создан первый театр с репертуаром для детей — Детский театр Моссовета (начал работу в ноябре 1918). С 1921 года и до ареста в 1937 году была директором и художественным руководителем Московского театра для детей (с 1936 — Центральный детский театр, с 1992 — Российский академический молодёжный театр ).
Стремясь расширить сферу художественного воспитания юного зрителя, вводила в репертуар симфонические концерты и музыкальные спектакли для детей (детская опера «Сказка о рыбаке и рыбке» Л. А. Половинкина (1935), симфоническая сказка « Петя и волк » С. Прокофьева (1936)).
В 1930-х годах приглашали ставить спектакли за рубежом. Большой успех имели её постановки опер « Фальстаф » Дж. Верди в берлинском театре « Кролль-опера » (1931, дирижёр О. Клемперер ), « Кольцо нибелунга » Р. Вагнера и « Свадьба Фигаро » В. А. Моцарта в Театре Колонн (1931, Буэнос-Айрес , Аргентина ).
Осенью 1937 года была арестована как « член семьи изменника Родины »: её муж, Израиль Вейцер , народный комиссар внутренней торговли СССР, был арестован 3 ноября по обвинению в контрреволюционной деятельности . В лагерях ГУЛАГ провела пять лет ( Волголаг , Рыбинск), освобождена в конце 1942 года. Однако разрешения находиться в Москве не имела, поэтому отправилась в Алма-Ату , где в то время в эвакуации находились многие ведущие артисты того времени. В столице Казахской ССР вновь принялась за своё любимое дело, и её усилиями в 1945 году открылся первый в Казахстане Алма-Атинский театр юного зрителя (ныне Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Н. Сац ), который она возглавляла в течение нескольких лет.
В 1958 году вернулась в Москву, руководила Всероссийским гастрольным театром, а затем — детским отделением Мосэстрады. В 1964 году организовала и возглавила первый в мире Московский детский музыкальный театр (ныне Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Н. И. Сац ).
Инициатор и, совместно с Сергеем Прокофьевым , создатель музыкальной сказки для симфонического оркестра « Петя и волк ».
Гастролировала за рубежом (Бельгия, Австрия, Венгрия, ФРГ, Канада, США, Франция, Италия, Япония, Югославия и др.).
С 1981 года преподавала в ГИТИСе , с 1984 — профессор. Защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения .
Автор пьес , либретто детских опер и балетов, книг и статей по вопросам музыкального воспитания.
Член Союза писателей СССР (1962).
Умерла 18 декабря 1993 года в Москве. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Отец — Илья Александрович Сац (1875—1912), композитор, дирижёр, виолончелист. Прах захоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2), рядом с могилой старшей дочери Наталии Сац.
Мать — Анна Михайловна Сац (урождённая Щастная, 1877—1942), оперная певица, педагог. Прах захоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2), рядом с могилой мужа Ильи Александровича Саца и старшей дочери Наталии Сац.
Сестра — Нина Ильинична Сац (1905—1925), поэтесса, трагически погибла. Кенотаф находится в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2), рядом с могилой отца Ильи Александровича Саца и старшей сестры Наталии Сац.
Тётя — Наталья Александровна Луначарская-Розенель (1902—1962), актриса Малого театра, переводчик, снималась в кино, дочь М. Сац, единокровная сестра Ильи Александровича Саца, вторая жена (с 1922 по 1933) наркома просвещения А. В. Луначарского . Прах захоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2), рядом с могилой единокровного брата Ильи Саца и его старшей дочери Наталии Сац.
Дядя — Алексей Михайлович Щастный (1881—1918), российский военно-морской деятель. Капитан 1-го ранга.
Первый муж — Сергей Григорьевич Розанов (1894—1957), детский писатель.
Второй муж — Николай Васильевич Попов (1889—1938), торгпред СССР в Германии , председатель Торгбанка СССР. Расстрелян.
Третий муж — Израиль Яковлевич Вейцер (1889—1938), народный комиссар внутренней торговли СССР. Расстрелян.
Некоторое время состояла в отношениях с Дмитрием Водопьяновым, цирковым артистом и скрипачом.
Последние годы жизни Наталии Ильиничны связаны с (1938—2015), человеком, глубоко любившим и понимавшим её. С 1968 по 1973 гг. занимал пост заместителя директора Театра Сац по вопросам строительства, с 1973 по 1993-й являлся директором-распорядителем. С 1993 года, после ухода из жизни Наталии Сац, стал директором театра и внёс большой вклад в сохранение театра, созданного Наталией Ильиничной, и в развитие разнообразных традиций, сформированных в её Дворце музыки.
Написала ряд пьес и инсценировок: «Фриц Бауэр» (пост. 1928, совм. с В. Селиховой), «Негритенок и обезьяна» (пост. 1927, совместно с С. Розановым), «Про Дзюбу» («Шиворот-навыворот», пост. 1934) и др.