Кайе-Кисилевский, Владимир Юлианович
- 1 year ago
- 0
- 0
« Кайе́ дю синема́ » ( фр. Les Cahiers du cinéma , «Кинематографические тетради») — французский журнал о кино , основанный в 1951 году Андре Базеном , Жаком Дониоль-Валькрозом и Жозеф-Мари Ло Дюка. Корпус [ что? ] первых авторов составили члены киноклубов Латинского квартала и « » (в их числе — Жан Кокто , Робер Брессон , Александр Астрюк ).
В ранней истории журнала принято разделять периоды, когда кресло главного редактора занимали Базен (1951—1958), Эрик Ромер (1958—1963) и Жак Риветт (1963—1965). «Золотым веком» издания были годы, когда им руководил Ромер. Мишенью нападок молодых киноведов в эти годы сделались заполонившие французские кинотеатры экранизации классиков национальной литературы. Недоброжелателями журнал был прозван по цвету обложки «кайе жон» — «жёлтыми тетрадями», в которых «злословят желторотые юнцы» и которым место в « жёлтом доме » .
Со 2-й половины 1960-х годов популярность издания неуклонно падает, оно становится убыточным. В середине 1970-х произошла смена редакционного состава. Тогда в него входили кинокритик Серж Даней , журналист , режиссёр Тьерри Жус, историк Шарль де Бак, историк кино Антуан Тессон. От модернизма ранних 1960-х журнал развернулся в сторону диалектического материализма.
В 1988 издательство «Létoile», публикующее «Кайе дю синема», было выкуплено пресс-группой « Монд ». Попытки завлечь новые поколения читателей привели к расколу редакции. Журнал приветствовал ростки постмодерна в современном французском кино, восхвалял работы таких молодых режиссёров, как Леос Каракс . В 1990-е гг. журнал стал публиковать обзоры реалити-шоу и видеоигры, что повлекло за собой отток читательской аудитории, ориентированной в первую очередь на кино.
В 2003 ежедневная вечерняя газета леволиберальных взглядов « Монд » полностью взяла шефство над «Кайе дю синема» и назначила главным редактором журнала Жана-Мишеля Фродона , который прежде заведовал разделом этой газеты о кино. Через 6 лет журнал был выкуплен ведущим свою историю с 1923 года британским издательством « », которое ориентируется на изобразительные искусства (живопись, архитектуру, фотографию).
В 1950-е годы молодёжь требовала обращения режиссёров к животрепещущим темам современности. Как о «струе свежего воздуха из-за океана» Риветт писал о голливудских фильмах Хичкока и Ланга . Астрюк призывал молодых режиссёров сделать из кинокамеры такой же инструмент (« ») выражения авторской индивидуальности, каким для писателя является перо .
В истории кинематографа «Кайе дю синема» 1950-х годов остался как «инкубатор» французской новой волны . Почти все крупные представители этого движения — от Годара и Трюффо до Ромера и Шаброля — начинали как кинокритики на страницах этого издания. В 1954 году Трюффо впервые сформулировал в статье «Некоторые тенденции во французском кино» учение об авторском кино . Он писал о режиссёре как о полноправном авторе картины, который должен контролировать весь процесс создания фильмов.
В своих статьях авторы «Кайе дю синема» предлагали новые принципы кинокритики и теории кино, писали разгромные статьи на большинство французских картин и как о глотке свежего воздуха отзывались об американском кинематографе. Кинематографисты «папиного кино» возненавидели «банду выскочек» , писавших для журнала. Пресса шумела. Ворчали на «Кайе дю синема» как и небольшие газеты, так и крупные конкурирующие издания о кино .