Символы Твери
- 1 year ago
- 0
- 0
Тверь является крупным культурным центром России .
По данным администрации города (по состоянию на 2006 год), в нём работает 3 профессиональных театра, академическая филармония, 5 музеев, 24 дома и дворца культуры . Действуют региональные отделения творческих союзов: Союза писателей , Союза художников , Союза фотохудожников , Союза кинематографистов , Союза архитекторов , Союза журналистов , Союза театральных деятелей , Союза композиторов , Союза геральдистов .
В городе работают 3 библиотеки в подчинении Тверской области, муниципальная (городская) библиотечная система, объединяющая 20 библиотек-филиалов Центральной городской библиотеки им. Герцена, а также библиотеки высших учебных заведений города.
В городе действуют четыре кинотеатра: « Звезда », «Silver Cinema», «Панорама» и «Синема Стар». Раньше также работали кинотеатры:
До середины XVIII века Тверь имела радиальную планировку с узкими улицами, расходившимися от Тверского кремля и застроенными в основном деревянными домами. Центральную часть города опоясывал земляной вал, на котором возвышались бревенчатые стены с боевыми башнями. В кремле было трое ворот: Владимирские (выходившие на северо-восток), Тьмацкие (расположенные со стороны реки Тьмаки) и Волжские (на северо-западе). За пределами кремля располагались Загородский посад , Затьмацкий посад , Заволжский посад , Затверецкий посад . В 1763 году сильнейший пожар уничтожил центральную часть города, а десятью годами позже выгорела уже Заволжская сторона. Таким образом, архитектура древней Твери утрачена. Исключение составляет крохотная приходская церковь XVI века, « Белая Троица », искажённая пристройками XIX века. Последний из памятников XVII века, шестистолпный Спасо-Преображенский собор , был снесён в 1935 году.
После пожара 1763 года город застраивался в камне по регулярному плану, составленному в 1763—1766 архитекторами П. Р. Никитиным , М. Ф. Казаковым , А. В. Квасовым и др. В основе плана — трёхлучевая композиция (лучи расходятся от Полукруглой площади (ныне Советская площадь ) к середине и к углам древнего земляного кремля, так называемый «Версальский трезубец») с 4 площадями на длинной центральной магистрали (ныне Советская ) и главной, 8-угольной в плане, площадью (ныне Площадь Ленина ). Эта трёхлучевая планировка была совмещена с уже сложившейся прямолинейной.
В период екатерининской градостроительной реформы Тверь получила классицистическую застройку набережной Волги. Среди наиболее интересных зданий в стиле классицизма — бывший магистрат (1770—1780) и Дворянский дом (1766—1770). В стиле классицизма с элементами барокко построены Путевой дворец Екатерины II (1763—1767, архитектор — М. Ф. Казаков, достроен в 1809—1812 архитектором К. И. Росси ), бывшее Дворянское собрание (1841, арх. — Львов) с колонным залом, мужская гимназия (1844, арх. — К. Б. Гельденрейх).
Почти все тверские храмы представляют собой вариации на тему « восьмерик на четверике ». Большей частью это грузные восьмерики со скупым фасадным декором, первоначально с шатровыми колокольнями (многие в советское время были разрушены). Этот тип восходит, вероятно, к собору Отроча монастыря (1722); его дальнейшее развитие представляет пластичная Екатерининская церковь на Волге (1774—81). В эпоху зрелого классицизма в Твери возводятся крупные по размерам бесстолпные храмы с несколькими фронтонами; из их числа сохранились Вознесенская церковь (1833, архитектор — И. Ф. Львов) и собор Христорождественского монастыря (1810-е года) .
В XIX — начале XX века Тверь застраивалась преимущественно деревянными и каменными 1-2-этажными домами. В этот же период был построен « Морозовский городок » — комплекс застройки в псевдоготическом стиле высотой в 4-5 этажей. Наиболее характерно из них здание казармы «Париж», построенное в 1910—1913 годах по проекту архитектора В. К. Терского . Характерными представителями этого же стиля являются « Казармы Берга », выстроенные в 1901—1905 годах по проекту архитектора К. К. Шмидта .
Архитектура модерна , господствовавшая в этот период в Петербурге, не получившая широкого распространения в Твери. Тем не менее, эпоха модерна оставила после себя несколько замечательных сооружений: Романовская школа (1913, арх. П. Ф. Богомолов и Н. Н. Покровский), Карповское училище (1903, арх. А. П. Фёдоров), Старый мост (1900, инж. В.Точинский) и др. .
В 1930-е гг. заметное влияние на облик Твери оказывает конструктивизм ( кинотеатр «Звезда» , 1937, арх. — В. П. Калмыков, , арх. — И. И. Леонидов , 1939, Дворец культуры «Металлист», 1930, позднее перестроен), первые признаки которого проявились в архитектуре здания «10 лет Октября» (1927, арх. В. Н. Голубов) .
В скором времени конструктивизм сменяется ранним сталинским неоклассицизмом ( речной вокзал , 1938, арх. П. Райский и Е. Н. Гаврилова, дом ворошиловских стрелков , 1935, арх. В. Анфёров и др.). Своего расцвета стиль достигает после войны, в эпоху триумфального неоклассицизма. Помимо отдельных помпезных зданий ( драматический театр , 1951, «дом с Оптикой», 1950, арх. Т. А. Кордюкова) город получает целые ансамбли площадей Мира (1958, арх. Т. А. Кордюкова), Новопромышленной площади (1958, арх. Д. Н. Мелчаков), Московской заставы (1953) и др. Одним из последних зданий в данном стиле стал дворец культуры имени Трусова, построенный в 1960 году. Борьба с архитектурными излишествами завершила эпоху советского монументального классицизма. Дальнейшая застройка города велась в основном по типовым проектам методами индустриального домостроения.
Современный город сохранил исторически сложившуюся планировку, построены новые общественные здания, на окраинах — жилые районы типовой застройки. Встречаются единичные памятники других стилей, как, например, русско-византийского ( железнодорожный вокзал , 1848, архитектор — Р. А. Желязевич ), неорусского (Часовня Иоанна Кронштадтского, 1913, арх. П. Ф. Богомолов).
В городе расположены несколько мемориалов и обелисков, а также многочисленные памятники, большая часть из которых сосредоточена в центральной части города :
День города впервые проводился в Калинине в июне 1987 года. Позже день города стал проводиться в последнее воскресенье июня, а с 2010 года в связи с просьбами жителей города празднование дня города было перенесено на последнюю субботу июня . Как правило, праздник проходит два дня — торжественное открытие в 18.00 пятницы и основное мероприятие в субботу. Заканчивается праздник в субботу салютом в акватории реки Волги, между мостами.
День освобождения города отмечает ежегодно 16 декабря, первые широкомасштабные торжественные мероприятия по случаю годовщины освобождения города прошли в 2001 году , с 2011 года они проводятся ежегодно . В честь знаменательной даты в городе проводится торжественные мероприятия и церемонии: возложение венков к братским могилам и воинским захоронениям, расположенных в городе, парад войск тверского гарнизона, концертно-патриотические программы. Торжественная программа завершается праздничным салютом.
Из Калинина в Тверь - поэтический фестиваль, который проводится в городе с 2012 года. Изначально фестиваль задумывался как «фестиваль шаговой доступности» для поэтов Москвы и Петербурга, но его география впоследствии расширилась.
Благодаря удобному расположению между Москвой и Санкт-Петербургом , Тверь является местом встреч и совместных работ многих общепризнанных русских и зарубежных граффити-художников . Такое движение «из центров в центр» способствует развитию . Первый специализированный граффити-магазин в России был открыт в Твери в 1992 году.
Многие организации, такие как магазины, производства и общественные заведения, заказывают граффити-оформление для фасадов своих зданий и помещений для привлечения новых клиентов. Благодаря обильному потоку стрит-арт художников, работающих в разных и направлениях, потенциальный заказчик может без особых усилий выбрать любой понравившийся дизайн и связаться с художником через местный граффити-магазин, который является своеобразным посредником между клиентами и художниками.
Администрация города Твери поддерживает популярную культуру, ежегодно проводя фестивали граффити под открытым небом как для начинающих, так и для уже состоявшихся художников. Граффити художники в Твери организуют совместные росписи и вечеринки, сопровождаемые музыкой, зрелищными танцами и рисованием.
В Твери проживает известный в России граффити художник Виктор Лебедев, также известный под творческими псевдонимами «Джок» и «Джокер», создающий работы на улицах с 2007 года. Виктор Джок получил широкую известность после создания портрета российского писателя А. И. Солженицына на торце жилого пятиэтажного здания на Смоленском переулке, приуроченный к 100-летнему юбилею писателя в 2018 году. Портрет не был закончен в связи с открытым протестом отдельных жильцов дома и города. В течение двух лет в продолжении протестов портрет забрызгивали цветной краской, стреляли из пейнтбольного ружья и подписывали бранные слова. Ночью неизвестные исправили цитату А. И. Солженицына рядом с портретом «Жить не по лжи» на «Жить по лжи». В июле 2020 года граффити портрет был закрашен белой краской активистами партии Рот Фронт. Внимание к закрашенному портрету привлекали дизайнер Артемий Лебедев , журналист Илья Варламов и политик Евгений Ройзман . Спустя неделю губернатор Тверской области Игоря Руденя сообщил, что новый портрет будет восстановлен автором закрашенного граффити Виктором Джоком Лебедевым на новом месте на пересечении улицы Трёхсвятская и бульвара Радищева.