Interested Article - АХЕ (театр)

Инженерный театр АХЕ — авангардный театральный проект, возникший в Ленинграде в 1989 году .

История

Инженерный театр АХЕ был создан в 1989 году участниками легендарного театра «ДА-НЕТ» Бориса Понизовского : Максимом Исаевым , Павлом Семченко и Вадимом Васильевым. Базируясь в известном арт-центре «Пушкинская, 10» , участники группы, продолжали заниматься живописью, снимали кино, участвовали в различных показах и самое главное создавали во дворах, галереях, на лестницах и в мастерских неповторимые акции-перформансы, принесшие «АХЕ» известность и признание артистических кругов.

В середине 90-х годов коллектив покидает Вадим Васильев, а оставшиеся Павел Семченко и Максим Исаев начали всё больше использовать театральное пространство и законы театра. С этого времени группа «АХЕ» — постоянный участник театральных фестивалей по всему миру и партнёр по проектам многих российских ( Слава Полунин , DEREVO , , БДТ им. Товстоногова , Александринский театр ) и зарубежных (Lantaaren (Голландия), Toihous (Австрия), Project Theatre (Германия), Kampnagel (Германия), (Польша) и т. д.) коллективов.

Основой творческой деятельности группы являлись перформансы , вписанные в городское пространство Санкт-Петербурга , реализующие идеи Бориса Понизовского о визуальном театре, в котором главное — язык жестов, знаков, символов. С 1999 г. с приходом актрисы и режиссёра Яны Туминой группа приобретает постоянный состав и название Инженерный театр АХЕ .

Театр постоянно гастролирует в разных странах мира, регулярно принимает участие в многочисленных театральных фестивалях. Театр выступал в рамках Культурной Олимпиады 2010 в Ванкувере.

В 2017 году Инженерный театр АХЕ получил постоянную площадку «ПОРОХ» , которая находится на территории Завода слоистых пластиков.

В июле 2022 года площадка «ПОРОХ» была закрыта.

Театральный язык

В своих спектаклях Исаев и Семченко обращаются к архетипическим сюжетам („Sine loco“ — античный миф об Ариадне и Тесее, „Кабинет редкостей“ — легенда о сотворении мира, „Между двумя“ — Тибетская книга мертвых, „Господин Кармен“ — новелла П. Мериме, „Фауст в кубе. 2360 слов“, „Фауст. Сигнатура“ — легенда о докторе Фаусте), сюжетам классической литературы („Щедрин — хроники мертвых градоначальников“ по роману М. Салтыкова-Щедрина „История одного города“, „ Пена дней “ по одноименному роману Б. Виана , „Архив Макарии“ по роману И. Гёте „Годы странствий Вильгельма Майстера“ и др.), а также используют собственные художественные тексты и сценарии („Белая кабина“, „Пух и прах“, „Заполнение пробелов“, „Гобо. Цифровой глоссарий“, „Каталог героя“, сиюминутное кабаре „Глория транзит“).

АХЕ говорит со зрителем на метафорическом языке визуальных образов, апеллируя к ассоциативному восприятию. В основе метода Исаева и Семченко лежит импровизационное взаимодействие с предметом, переживающем различные метаморфозы. Через контакт с вещью осуществляется коммуникация героев друг с другом и с публикой. Процесс творения сценического микрокосма для участников Инженерного театра одновременно является и его результатом. Они стремятся убедить зрителя в подлинности создаваемого ими мира, мистифицируя окружающую реальность, показывая ее потайные грани — незримые для обывателя, но доступные глазу художника.

Спектакли АХЕ, синтетически объединяющие в себе различные виды искусств, состоят из калейдоскопически сменяющихся комбинаций цвета, фактуры, формы, света, звука. Действие дробится на ряд взаимозаменяемых, самоценных эпизодов. Мобилен также и состав исполнителей — при неизменном участии Исаева и Семченко в спектаклях Инженерного театра могут быть задействованы актеры академических театров, балетные танцовщики, цирковые артисты, джазовые и электронные музыканты, художники .

Критика

« Спектакли-перформансы АХЕ располагаются между практиками шаманизма и эстетическим театром. Имея свой совершенно определенный круг тем и образов, набор сценических ключей и иероглифов, ахейцы опытным путем подбирают ключи к разным дверям — нарушая привычное использование вещей, ломая религиозные, социальные и культурные стереотипы, Павел Семченко и Максим Исаев делают то, что Антонен Арто называл обращением к человеку тотальному.

В русском театре их деятельность сродни только футуристическим практикам начала века, а вот взаимодействие с европейским театром, как начала прошлого века, так и современным — самое тесное. Западная критика подобный тип театра называет „театром образов“, „театром художника“, „новой зрелищностью“, „медиатеатром“. В российских фестивалях АХЕ всегда участвуют в номинации „эксперимент“. Это соответствует духу Инженерного театра: имея в активе себя, нехитрый набор предметов и „низких“ материалов, они каждый раз создают территорию эксперимента для всех участников. » Ольга Ковлакова

« Спектакли АХЕ сродни инсталляции, в которой художественный образ рождается из комбинации „готовых“ вещей, изъятых из привычного контекста, однако коренное отличие заключается в том, что для Инженерного театра процесс создания спектакля одновременно является и его результатом. Творимый на протяжении действия сценический микрокосм (как и в работах Крымова и Александра Шишкина), подобно буддийской мандале, к финалу непременно оказывается уничтожен, чтобы затем быть воссозданным вновь. Без эсхатологических стихийных бедствий — взрывов, пожаров, потопов — не обходится практически ни один спектакль Инженерного театра. В постановках АХЕ отношения героев с пространством и вещью преимущественно конфликты. Окружающий мир чаще оказывается враждебен, чем дружелюбен: герои с детским любопытством, через игру и общение с населяющими этот мир вещами, пытаются постичь законы, по которым он существует. » Анастасия Трушина

Площадки

«Антресоль»

С 2006 по 2009 гг. домашней площадкой театра АХЕ был Актерский клуб «Антресоль» (на Малом проспекте В. О., 49). Одно из немногих пространств Петербурга, где можно было увидеть современный европейский театр .

«ПОРОХ»

С апреля 2017 года по июль 2022 гг. домашней площадкой театра АХЕ было Место Радикального Высказывания «ПОРОХ» (Санкт-Петербург, Шоссе Революции, 84) .

Труппа театра

Участники проектов АХЕ

  • Алиса Олейник
  • Гала Самойлова
  • Наталья Шамина
  • Илона Макарова
  • Барбара Зайферт
  • Максим Диденко
  • Олег Михайлов
  • Игорь Устинович
  • Александр Кошкидько
  • Валерий Кефт

Репертуар

  • Бедный, Бедный Гамлет (2020)
  • FAUST. LABOR (2019)
  • ПРА РАБЛЕ (2019)
  • Утопия (2019)
  • Фауст 3.0 (2018)
  • Демократия (2017)
  • Диктатура (2018)
  • Кабинет Редкостей (2017)
  • Plug-n-Play-2 (2017)
  • Планетарная фуга (2016)
  • Пена Дней (2015)
  • Щедрин. Хроника мёртвых градоначальников (2015)
  • Между Двумя (цикл начат в 2014 году)
  • Полихром (2014)
  • Монохром (2014)
  • «ВЫБОР» ИЛИ «САМАЯ ЛУЧШАЯ МИНУТА» (2013)
  • СЛЕПАЯ СОВА(2012)
  • ДЕПО ГЕНИАЛЬНЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ(2012)
  • Заполнение Пробелов (2011)
  • СЕРЕДИНА ЧЕРНОГО(2009)
  • Глория Транзит (2008)
  • Гобо. Цифровой Глоссарий (2007)
  • Каталог Героя (2007)
  • ФАУСТ В КУБЕ. СИГНАТУРА(2006)
  • ФАУСТ³.2360 СЛОВ(2005)
  • ПЛАГ И ПЛЭЙ(2002)
  • Господин Кармен (2003)
  • Мокрая Свадьба (2001)
  • SINE LOCO (2001)
  • Белая Кабина (1996)
  • Пух и Прах (1996)

Проекты

1988 — 1990

  • «Группа-группа» — Перформанс на пляже Петропавловской крепости. При участии: Максима Исаева, Павла Семченко, Вадима Васильева, Яны Туминой, Ксении Раппопорт, Андрея Могучего, Сергея Гогуна, Вячеслава Вахрушева, Натальи Федченко, Галины Викулиной, Елены Вензель и др. (Ленинград | 1989)

1991 — 2000

  • «ЧЕХОВ ДВЕНАДЦАТЬ ЧАЙКА» — серия перформансов (СПб-Дрезден | 1991-1997)
  • «Серая зона» — участие в проекте театра «DEREVO» (Дрезден | 1996)
  • «AXE PLATTFORM» — серия перформансов (Дрезден | 1997)
  • «DE PROFUNDIS» — серия перформансов (СПб | 1998-2000)
  • «GRUNE GANS» — спектакль (Зальцбург | 2000)
  • «Зеленый Гусь» — постановка спектакля для театра Toihous (Австрия | 2000)
  • «60 минут» — проект для культурной столицы Европы (Хельсинки | 2000)

2001 — 2010

  • Балет Зегед — проект для фестиваля Маска (Венгрия | 2001)
  • «SINE LOCO» — совместный проект с немецкими актерами для фестиваля ARENA (Германия | 2001)
  • «Первый Ряд» — русская программа 2002 г. в «Киасма», театр и музей, выставка и спектакли. (Финляндия | 2002)
  • «История Одной Матери» — постановка спектакля для театра Toihous (Австрия | 2002)
  • «Tawny» — на Пражском Квадриеналле, Выставка Театрального дизайна (Прага | 2003 www.pq.cz)
  • «Полифония мира» — участие в постановке К.Гинкаса на музыку Э.Бакши (СПб | 2005)
  • «Фауст. Сигнатура» — совместная постановка с театром Линия де Собра (Мехико | 2006)
  • «Солесомбра» — постановка для Театра Сатиры на Васильевском (СПб | 2007)
  • «Wheel of Power» — совместный проект с театром «DEREVO» (Манхейм | 2007)
  • «WindRose» — совместный проект с театром «DEREVO»(Дрезден | 2008)
  • «Maria de Buenos Aires» — совместный проект с театром «Ди Капуа»(СПб | 2008)
  • «Лабиринт» — проект для фестиваля Open Cinema на пляже Петропавловской крепости (СПб | 2008)
  • «Орфей» — совместный проект с театром KLIPA (Тель-Авив | 2008)
  • «Медея» — совместный проект с театром «Ди Капуа»(СПб | 2008)
  • «Середина чёрного» — спектакль (СПб | 2009)
  • «Конёк-горбунок» — балет Мариинского театра участии в качестве художника постановщика Максима Исаева (СПб | 2009)
  • «День Рождения» — совместный перформанс с театро ДАХ на открытии в Киеве ГОГОЛЬФЕСТА (Киев | 2009)
  • «Натура МОРТЕ» — совместный проект с театром «DEREVO» для «ARCHES» (Глазго — Шотландия | 2009)
  • «Генри Блаубарт, материалы дела» — Участие в постановке оперы Владимира Раннева в Планетарии (СПб | 2009)
  • «720 лун» — Участие в проекте Славы Полунина (Франция | 2010)

2011 — 2020

  • «ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ» — совместный проект с факультетом кукольного театра Университета города Турку (Турку-Финляндия | 2011)
  • «Midwhite» — совместный проект с театром «DEREVO» (Дрезден — Берлин — Познань| 2013)
  • «What She does» — совместный проект мексиканским хореографом Кристиной Мальдонадо (СПб | 2014)
  • «ФАБУЛОМАХИЯ» — совместный проект с Большим театром кукол (СПб | 2013-2014)
  • «Бардо Тодол» — совместный проект с Большим Драматическим Театром им. Товстоногова (СПб | 2014)
  • «КОНАРМИЯ» — участие в проекте для Московского художественного академического театра, курс Брусникина (СПб | 2014)
  • «Маленькие трагедии» — участие в проекте для Омского театра Ермолаевой (СПб-Омск | 2014)
  • «Мера Тел» — совместный проект с театрм «Провинциальные танцы» (СПб | 2014)
  • «Zомби-Zомби-Zомби» — участие в проекте для ДК им. Горького (СПб | 2015)
  • «Деконструкция» — уличный перфоманс в рамках сноса старого здания Центра Современного Искусства имени Сергея Анатольевича Курехина (СПб | 2016)
  • «Картотека» — совместный проект с польским Театром CINEMA (СПб | 2016)
  • «ПОБЕДА НАД СОЛНЦЕМ» — прочтение футуристической провокационной оперы на фестивале «VOLKOV MANIFEST 2018» (СПб-Москва | 2018)
  • «Байконур» — совместный проект с алма-атинским театром ARTиШОК (Казахстан | 2018)
  • «Лестница Существ» — уличный перфоманс в день рождения легендарной «Пушкинской, 10» (СПб | 2018)
  • «Фауст 3.2 LABOR» — инсталляция с элементами перформанса для пятого международного фестиваля «Ночь света» (Гатчина | 2018)
  • «ReWIND Perspective» — уличный перфоманс в рамках фестиваля FUTUREPROOF (Абердин-Шотландия | 2018)
  • «Валы и Оси» (СПб | 2020)

2021 — Н.В.

  • Театральная лаборатория Инженерного театра АХЕ — «ПОРОХ» (СПб | 2021)
  • «ПРОТОФАУСТ» — спектакль-инсталляция в рамках фестиваля «Дягилев. P.S.»  (СПб| 2021)
  • «МЫШЬ ШРЕДИНГЕРА» — спектакль (СПб | 2022)
  • «СОБСТВЕННОРУЧНОЕ ПОСМЕРТНОЕ СОЧИНЕНИЕ ДОКТОРА ИОГАННА ФАУСТА. 2411 СЛОВ» Мульти жанровая встреча в пространстве выставки «Пять искушений Иоганна Фауста»  (СПб| 2022)
  • «Про того Fауста» Мульти жанровая встреча в пространстве выставки «Пять искушений Иоганна Фауста»  (СПб| 2022)

Награды

  • 1997: Приз критиков за лучший спектакль «Белая Кабина» на фестивале УНИДРАМ (Германия)
  • 2000: Приз жюри на фестивале АРЕНА (Германия) за спектакль «Белая Кабина».
  • 2001: Приз жюри и публики за спектакль «SINE LOCO» на фестивале АРЕНА.
  • 2002: Диплом за лучший спектакль «Белая Кабина» на фестивале в Бело-Хоризонте (Бразилия).
  • 2003: Премия «Новация» на фестивале «Золотая Маска» за спектакль «SINE LOCO». Санкт-Петербург .
  • 2003: Премия «Fringe First» и премия «Total Theatre Award» на фестивале ФРИНДЖ (Эдинбург) за спектакль «Белая Кабина».
  • 2004: Гран-приз жюри на Фестивале Мимос в Перигю (Франция) за спектакли «Белая Кабина» и «Господин Карме».
  • 2015: Приз жюри на фестивале Lalka Też Człowiek в г. Варшава (Польша).
  • 2020: Премия "Прорыв" Нику Хамову  в номинации «лучший художник» – за создание сценографии и кинематов к спектаклю «FAUST. LABOR»
  • 2022: Премия «Золотая маска» в номинации КУКЛЫ/РАБОТА РЕЖИССЕРА за спектакль «Сказка о золотом петушке», театр «Karlsson Haus». Санкт-Петербург.

Примечания

  1. . Дата обращения: 26 января 2010. 31 марта 2010 года.
  2. (рус.) . Дата обращения: 9 июля 2022. 15 сентября 2022 года.
  3. . Дата обращения: 1 июля 2019. 1 июля 2019 года.
  4. Дата обращения: 10 июля 2019. 10 августа 2020 года.
  5. ruspuppetry.art. Дата обращения: 10 июля 2019. 10 июля 2019 года.
  6. . www.fontanka.ru (20100320T0200+0300Z). Дата обращения: 1 июля 2019. 1 июля 2019 года.
  7. . calendar.fontanka.ru (20170407T2048+0300Z). Дата обращения: 1 июля 2019. 1 июля 2019 года.
  8. . ptj.spb.ru . Дата обращения: 9 октября 2020. 24 октября 2020 года.
  9. . www.colta.ru . Дата обращения: 9 октября 2020.
  10. (англ.) . Журнал Театр. (16 февраля 2019). Дата обращения: 9 октября 2020. 16 октября 2020 года.
  11. . ptj.spb.ru . Дата обращения: 9 октября 2020. 31 июля 2019 года.
  12. . www.colta.ru . Дата обращения: 9 октября 2020.
  13. . ptj.spb.ru . Дата обращения: 1 декабря 2020. 26 сентября 2020 года.
  14. . www.teatrvo.ru. Дата обращения: 2 июня 2020. 19 января 2020 года.
  15. . Собака.ru. Дата обращения: 6 ноября 2019. 6 ноября 2019 года.
  16. . www.mariinsky.ru. Дата обращения: 6 ноября 2019. 6 ноября 2019 года.
  17. . teatre.com.ua. Дата обращения: 6 ноября 2019. 6 ноября 2019 года.
  18. . Дата обращения: 6 ноября 2019. 6 ноября 2019 года.
  19. . ЦЕНТР имени Вс. МЕЙЕРХОЛЬДА (2 июня 2015). Дата обращения: 2 июня 2020. 24 мая 2020 года.
  20. . The Village (22 марта 2016). Дата обращения: 6 ноября 2019. 6 ноября 2019 года.
  21. . Дата обращения: 6 ноября 2019.
  22. . Time Out. Дата обращения: 2 июня 2020.
  23. . Рамблер/кино. Дата обращения: 2 июня 2020. 24 октября 2020 года.
  24. Stephenie Pagulayan. (англ.) . ALICE Theatre Projec (28 октября 2018). Дата обращения: 23 мая 2020. 15 августа 2020 года.
  25. (англ.) . Журнал Театр. (20 ноября 2020). Дата обращения: 20 апреля 2022. 23 марта 2022 года.
  26. (рус.) . Дата обращения: 20 апреля 2022.
  27. . theatremuseum.ru . Дата обращения: 20 апреля 2022. 24 апреля 2022 года.
  28. . Golden Mask. Дата обращения: 18 февраля 2020. 6 декабря 2013 года.
  29. www.premiyaproryv.ru . Дата обращения: 1 декабря 2020. 18 января 2021 года.
  30. . goldenmask.ru . Дата обращения: 21 апреля 2022. 20 апреля 2022 года.

Ссылки

  • (Петербургский театральный журнал, Татьяна Жаковская, ноябрь 2001)
  • (Полит. Ру, 09 августа 2004)
  • ( Алексей Гусев , Империя драмы № 7, май 2007 года)
Источник —

Same as АХЕ (театр)