Interested Article - Поссевино, Антонио
- 2021-05-27
- 1
Анто́нио Поссеви́но ( Поссевин ; итал. Antonio Possevino , лат. Antonius Possevinus ; 1534 — 26 февраля 1611 ) — секретарь генерала ордена Общества Иисуса , папский легат в Восточной Европе , ректор падуанской академии , первый иезуит , побывавший в Москве и написавший об этом.
Биография
Согласно новейшим исследованиям, предки Поссевино могли быть «новыми христианами» , прибывшими в Италию из Испании. Отец Антонио родился в г. Асти в Пьемонте и переехал в Мантую , где вступил в гильдию ювелиров . Мать поступила на службу к дому Гонзага , и в детстве нянчила Антонио вместе с будущим герцогом Франческо III (1533-1550). Имел старшего брата Джованни Баттиста и младшего Джорджо.
Старший брат Джованни Баттиста Поссевино (1522-1552) в середине 1540-х годов прибыл в Рим ко двору папы Павла III в свите мантуанского кардинала , поступив там на службу к влиятельному «великому кардиналу» Алессандро Фарнезе . В 1549 году в Рим для обучения приезжает вместе с братом и 17-летний Антонио, который вскоре обзаводится связями при дворе папы Юлия III .
В 1559 году Антонио вступает в орден иезуитов , быстро делая карьеру. Когда в 1565 году во французском парламенте открывается процесс о праве иезуитов преподавать в Парижском университете , он добивается для них временного права на преподавательскую деятельность. По поручению Ватикана он основывает ряд иезуитских коллегий во Франции, в частности, в Авиньоне , и став её ректором.
В 1568 году , продолжая проповедовать во Франции, Поссевино издает небольшую книжку «Христианский воин» (Miles Christianus), в которой пишет, что «каждый сражающийся с еретиками солдат — герой», погибший в этой борьбе — «мученик», малейшая же пощада к «врагам истинной веры» — преступление. Публикация брошюры красноречивого иезуита вскоре провоцирует кровавые гонения на гугенотов в Тулузе .
С 1572 по 1578 год Поссевино — секретарь генерала ордена.
В 1578 году начинается его дипломатическая деятельность: папа Григорий XIII , пристально следивший за событиями на севере, отправляет Поссевино в Швецию , где в это время усилилась партия реформаторов.
Пребывание в Русском государстве
Во время Ливонской войны Иван IV , обеспокоенный успехами польского короля Стефана Батория , делает попытку к мирным переговорам, для чего 25 августа 1580 года решает обратиться к папе Римскому Григорию XIII за посредничеством. Римская курия использовала ситуацию в качестве предлога для нового визита папского представителя в Москву. Для этой миссии был выбран Поссевино .
Поссевино пытался склонить Ивана IV к унии с католицизмом : идея возрождения Флорентийской унии принадлежала папе Григорию XIII, который надеялся, что Иван Грозный в крайне затруднительных обстоятельствах не только вступит в коалицию против турок (османов), но и пойдёт на серьезные уступки в вопросах веры. Убеждённость папы Григория XIII в успехе миссии Поссевино была обусловлена тем обстоятельством, что ещё в 1573 году во время выборов короля Речи Посполитой в сейме обсуждалась, среди прочих, и кандидатура Ивана IV, который в обмен на польскую корону пообещал признать унию .
Поссевино приехал к Ивану Васильевичу в Старицу в августе 1581 года , где был встречен с чрезвычайной пышностью и любезностью. Царь первоначально не отвергал планов папы, но лишь до заключения Ям-Запольского перемирия в феврале 1582 года , которое было достигнуто при посредничестве Поссевино.
После этого все предложения папы были отвергнуты. 14 февраля 1582 года Поссевино прибыл в Москву, где с разрешения Ивана Грозного провёл публичные диспуты о вере. Вот как отзывался об этом случае В. В. Розанов : «Известны споры Грозного с Поссевином, где он огорошил „западника“ вопросом, для чего они бреют подбородок».
По возвращении из России, Поссевино написал , в частности, труд «Московия», опубликованный впервые в Вильно в 1586 году .
Умер Поссевино 26 февраля 1611 года в Ферраре .
В культуре
Сочинение Антонио Поссевино о России послужило одним из основных источников для исторической драмы Лопе де Вега «Великий князь Московский, или Преследуемый император» (1617), посвященной судьбе Лжедмитрия I .
Деятельности Поссевино в России и Великом княжестве Литовском посвящена историческая миниатюра Валентина Пикуля «Закрытие русской „лавочки“».
Публикации
- Поссевино А. , Исторические сочинения о России ХVI в. / Пер., вступ. ст. и комм. Л. Н. Годовиковой. — М : Изд-во МГУ, 1983. — 272 с.: ил.
Примечания
- Годовикова Л. Н. Предисловие//Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М. , 1983.
- Зимин А. А. Опричное наследие // / А. А. Зимин ; Послесл. В. Б. Кобрина, а. Л. Хорошкевича. — М. : Мысль, 1986. — 331 с. 28 сентября 2013 года.
- Статья «Лев XII и католичество». Цит. по: Розанов В. В. Около церковных стен. — М.: Республика, 1995. — С. 350.
- Балашов Н. И. от 26 мая 2017 на Wayback Machine // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. — М.: Наука, 1963. — Т. XXII. — Вып. 1.
Ссылки
- (неопр.) . Восточная литература . Дата обращения: 16 апреля 2011.
- Поссевино, А., Исторические сочинения о России XVI в., М., 1983; .
- Mund, S. La mission diplomatique du pere Antonio Possevino (S.J.) chez Ivan le Terrible en 1581—1582 et les premiers ecrits jesuites sur la Russie moscovite a la fin du XVIe siecle. — Cahiers du Monde russe, vol. 45, 2004, № 3-4.
- Иван Грозный и иезуиты. Миссия Антонио Поссевино в Москве. Сост. и предисл. И. В. Курукина. М., 2005.
- 2021-05-27
- 1