Interested Article - Шлаим, Ави

Ави Шлаим ( Шлайм ) ( англ. Avi Shlaim) ( 31 октября 1945 Багдад , Ирак ) — британский историк, профессор международных отношений в Оксфордском университете и член Британской Академии.

Шлаим особенно хорошо известен как исследователь истории арабо-израильского конфликта . Он — один из новых историков , группы израильских исследователей, которые занимаются критическим пересмотром истории сионизма и Израиля.

Биография

Шлаим родился в 1945 году в Багдаде ( Ирак ) в богатой еврейской семье, его отец был крупным бизнесменом и занимался импортом строительных материалов, имел связи в иракском правительстве. Отец был также главным переводчиком британской армии в Ираке в ходе второй мировой войны . Братья и мать Шлаима также служили переводчиками и получили за это британское гражданство. Семья была мало религиозной и не интересовалась сионистским движением.

В 1948 году в связи с войной между Израилем и арабскими странами обстановка в Ираке обострилась. В 1950 году отец Шлаима решает покинуть Ирак и в результате теряет свой дом и бизнес общей стоимостью в полмиллиона фунтов стерлингов по ценам того времени.

Семья переехала из Багдада в Израиль и поселилась в Рамат-Гане . Отец Шлаима пытается заняться бизнесом в Израиле, но неудачно, он прогорает и становится безработным. Матери приходится устроиться на работу телефонисткой. По словам Шлаима, в школе он подвергался некоторой дискриминации как выходец из восточных стран со стороны евреев-ашкеназов.

В возрасте 16 лет Шлаим отправляется в Англию , куда до этого эмигрировали его старшие братья, где он обучается в еврейской школе. В середине 60-х Шлаим возвращается в Израиль, где проходит службу в израильской армии . В 1966 году он вновь уезжает в Англию, где изучает историю в Кембридже и получает там степень бакалавра. В 1970 он получает степень магистра по международным отношениям , а затем степень Ph.D в университете Ридинга .

В дальнейшем Шлаим преподаёт в университете Ридинга международные отношения, специализируясь на европейских вопросах. Его научный интерес к истории Израиля начался в 1982 году, когда были открыты для исследований израильские государственные архивы, касающиеся арабо-израильской войны 1948 года . Шлаим приехал в том году в Израиль с целью изучения вопроса влияния Армии обороны Израиля на израильскую внешнюю политику. Он просиживает целые дни в израильских архивах. По поводу своих открытий в архивах он сказал:

У меня были знания, полученные в детстве и я верил в чистоту израильского оружия, я верил — что Израиль был жертвой. Я обнаружил документы, которые показали мне другие вещи… Я знал, что в любой стране есть разница между риторикой и реальными действиями, но я не знаю ни одной другой страны, где эта разница настолько велика, как в Израиле

С 1986 года Шлаим преподаёт международные отношения в Оксфорде. В 2006 году он избран действительным членом Британской академии . Отмечен (2017).

Ави Шлаим является регулярным автором газеты The Guardian . В 2009 году он, совместно с другими деятелями науки и искусства, подписал открытое письмо в этой газете, в котором в резких выражениях осуждалось израильское вторжение в сектор Газа .

Книга «Железная Стена»

В книге Шлаима «Железная Стена», вышедшей в 2001 году, рассматривается взаимоотношения Израиля и его арабских соседей с момента образования государства. Книга получила название по знаменитому выражению лидера сионистов-ревизионистов Зеева Жаботинского , который считал, что добровольное соглашение с арабами невозможно и колонизация Палестины евреями должна развиваться под защитой силы, независимой от местного населения, которая была бы «железной стеной» и которую туземное население не смогло бы сломить.

Согласно Шлаиму, сионистское движение и государство Израиль приняло эту идею Жаботинского, то есть главной задачей было «создать факты на местности», и, следовательно, не было никакого смысла вступать с арабами в переговоры. Однако, считает Шлаим, была забыта идея Жаботинского о том, что как только арабы смирятся с «железной стеной», будет возможно говорить с ними о взаимных уступках.

Шлаим пишет о том, что в первые годы государства все арабские соседи Израиля пытались достичь с ним мирного договора, и даже президент Египта Насер не оставлял таких попыток. Но все эти предложения о мире отвергались Израилем. Лидеры Израиля (за исключением Моше Шарета , выступающего за переговоры с арабами), согласно Шлаиму, мечтали о территориальных расширениях и завоеваниях. Согласно Шлаиму, и после Шестидневной войны король Иордании Хуссейн выступал за мирное решение, предлагая мир в обмен на территории, но оно было отвергнуто израильским правительством. По мнению Шлаима, подобной политики придерживался и Ариэль Шарон , который «не верил, что ситуация может быть решена мирными средствами» и который всегда был «мастером насильственных решений» .

Взгляды

Шлаим пишет, что создание государства Израиль в 1948 году включало в себя грандиозную несправедливость в отношении палестинцев. В то же время он заявляет, что никогда не ставил под сомнение легитимность государства Израиль в границах 1967 года.

Однако он категорически отрицает «сионистский колониальный проект за пределами зелёной черты» и считает, что израильская оккупация Западного берега и сектора Газы имеет очень мало связи с вопросами безопасности, но зато в большой мере связана с территориальным экспансионизмом и имела целью создание Великого Израиля. Результатом этого стала «наиболее продолжительная и жестокая оккупация в новейшее время ».

По его мнению, еврейские поселения на оккупированных территориях «аморальны, незаконны и являются непреодолимым препятствием для заключения мира». Он пишет, что Израиль стал в последние десятки лет благодаря своей политике «государством-мошенником», поскольку постоянно игнорирует международные законы и «практикует терроризм — использует насилие против гражданских лиц в политических целях» .

Критика

Израильские профессора и в своей статье «Слова лжи и ненависти» пишут о том, что Шлаим вводит своих читателей в заблуждение аргументами о том, что «Израиль упустил шанс заключения мира, в то время как арабы исключительно стремились к миру», полностью игнорируя такие основные факты из истории Арабо-израильского конфликта , как бескомпромиссное требование арабов о «праве на возвращение», не говоря уже о бесчисленных выступлениях и статьях, призывавших к уничтожению Израиля. Они считают, что все дипломатические инициативы, о которых пишет Шлаим, не имеют какого-либо значения на фоне стремления к уничтожению Израиля, и что Шлаим не может своей риторикой отменить этот факт. Кроме того, они называют ложью утверждение Шлаима об ограничениях академической свободы в Израиле в освещении Арабо-израильского конфликта и обвиняют его в стремлении к « диффамации Израиля» .

Бенни Моррис , один из «новых историков», рассматривая подход Шлаима к различным аспектам Арабо-израильского конфликта, считает его односторонним и некорректным, извращающим и искажающим историю конфликта .

Как пишет , оглавления и индексы книги «новых историков» полностью игнорируют исторический контекст. «Арабского и исламского антисемитизма (как бы) не существует. Если кто-то прочтёт книги Илана Паппе или Ави Шлаима об (Арабо-израильском) конфликте, он может подумать, что джихад был изобретен 11 сентября 2001 года » .

Частичная библиография

Примечания

  1. MERON RAPOPORT. (англ.) . Haaretz (13 августа 2005). Дата обращения: 16 сентября 2010. Архивировано из 9 сентября 2007 года.
  2. . Дата обращения: 27 сентября 2010. 14 ноября 2010 года.
  3. от 2 мая 2010 на Wayback Machine Guardian Friday 16 January 2009 — открытое письмо деятелей науки и искусства с осуждением израильской операции Литой свинец
  4. от 12 октября 2010 на Wayback Machine Avi Shlaim, Guardian
  5. от 22 июля 2011 на Wayback Machine Haaretz
  6. от 28 декабря 2009 на Wayback Machine от 28 декабря 2009 на Wayback Machine
  7. от 19 июля 2010 на Wayback Machine , Avi Beker, Center for Public Affairs, No. 100, 1 August 2010

Ссылки

Источник —

Same as Шлаим, Ави