Interested Article - Стиль Регентства

Стиль Регентства , или «ридженси» ( англ. regency style ), — историко-региональный стиль в искусстве Великобритании , сформировавшийся в период Регентства : правления регента Георга, принца Уэльского , будущего короля Георга IV, на время психической болезни его отца, короля Георга III ( 1811 1820 ). Согласно одной из принятых периодизаций развития западноевропейского искусства начала XIX века стиль регентства является четвёртой фазой развития георгианского стиля , проявившегося главным образом в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве .

Во Франции и отчасти в России в это время доминировал стиль ампир , поэтому и английский «ридженси» иногда именуют «британским ампиром», что неточно, поскольку содержание эпохи и «особенности искусства туманного Альбиона в это время, особенно в оформлении интерьера и мебели, скорее, ближе так называемому староанглийскому стилю и германо-австрийскому бидермайеру » . Схожий стиль того же времени (1785—1815) в США называют " федеральным стилем . В одежде для мужчин этого времени образцом служил денди Бо Браммелл , для женщин — силуэт ампир .

В начале своего развития стиль отметился значительным снижением строительства из-за наполеоновских войн , в результате которых сокращались государственные расходы на строительство, наблюдалась нехватка строительных материалов. В 1810 году разразился крупный финансовый кризис, и единственным надёжным капиталовложением стали дома, по крайней мере, в Лондоне . Однако после победы в битве при Ватерлоо в 1815 году войны прекратились, и на фоне возросшей уверенности британцев наступил длительный финансовый подъём. Большая часть архитектуры эпохи Регентства относится к этому периоду .

Общая характеристика стиля

Отдельные элементы «английского ампира» (если допустить такое название) можно найти в искусстве предыдущего периода — позднегеоргианском стиле (1765—1811). С другой стороны, английские историки искусства часто объединяют время регентства с последующими — собственным правлением Георга IV (1820—1830) и кратким царствованием его младшего брата Вильгельма IV Ганноверского (1830—1837) — в один исторический период позднего английского классицизма , после которого, как и в других европейских странах, в Великобритании начинается период историзма , или « викторианского стиля ».

В период «ридженси» в Англии работали выдающиеся архитекторы Джон Нэш и сэр Джон Соун . Дж. Нэш отдал дань и « готическому возрождению », и неоклассицизму , а также романтическому течению « пикчуреск », построив причудливой формы Королевский павильон в Брайтоне (1815—1822). В Лондоне Дж. Нэш оформил фасады Риджент-стрит (улицы, названной в честь принца-регента), своеобразно трактовав формы европейского классицизма , а также создал «кресчент» — полукруг зданий Риджентс-парка (1812—1821) в северной части столицы. В 1828 году по проекту Нэша на углу Гайд-парка возвели Мраморную арку (Marble Arch) в память побед над Наполеоном при Трафальгаре и Ватерлоо. В 1825—1830 годах по проекту Нэша для Георга IV перестраивали интерьеры Букингемского дворца . Джон Соун был убеждённым палладианцем , в 1776—1779 годах работал в Италии, где собрал обширную коллекцию произведений античного искусства и в 1812 году создал Музей Джона Соуна . Однако в позднем творчестве Соун эклектично смешивал элементы классицистической и готической архитектуры.

Период регентства в Англии — время увлечения антиками и любительскими археологическими экспедициями. В этот период было создано знаменитое Общество дилетантов . В загородных коттеджах позднегеоргианского стиля соединяли традиционную кирпичную кладку с портландским камнем, резьбу по дереву — с элементами декора из кованного металла и «лепниной» из гипса «в ампирном стиле». В моду входили крытые галереи и оранжереи на чугунных столбах с ажурными решетками, веранды и балконы «на французский манер» — непрерывной лентой по периметру здания .

Романтическая поэзия начала XIX века способствовала увлечению « пейзажными парками » с причудливыми сооружениями — руинами, каскадами, гротами , фермами. В интерьерах «греческие комнаты» с отделкой «à la antique» чередовались с «турецкими» (тюркри), «готическими», «китайскими» ( шинуазри ) и « египетскими ». Интерьеры украшали «этрусскими» (на самом деле древнегреческими) расписными вазами или их имитацией, в том числе мастеров фирмы « Адельфи ». Кресла и стулья « чиппендейл » соседствовали со столиками «баттерфляй», а росписи в «помпейском стиле» контрастировали с готическими порталами .

Ведущие архитекторы

Дом Кларенса. 1825—1827. Лондон. Проект Джона Нэша

Джон Нэш — наиболее яркий представитель стиля Регентства. Его ученики распространяли его стиль, некоторые, как например, Пьюджина , позднее обратились к неоготике. В Лондоне сохранились целые улицы и районы, сформировавшиеся в период Регентства: Риджентс-парк и Риджент-стрит , районы Виктория, Пимлико , Мейфэр . Архитектор Джон Соун был одним из немногих экспериментаторов в границах неоклассицизма и палладианского стиля, оставаясь при этом вполне оригинальным .

Общественные здания Джорджа Дэнса-младшего, городского архитектора Лондона с 1768 года, предшествовали стилю Регентства , хотя сам архитектор редко проектировал после 1798 года. Роберт Смёрк работал как в стиле классицизма (здание Британский музей |Британского музея в Лондоне), так и в стиле «готического возрождения». Вместе с Нэшем и Соуном он входил в Совет городских работ. В конкурсе на расширение Виндзорского замка для короля Георга IV стоимостью более миллиона фунтов, что в три раза превышало первоначальный бюджет, приняли участие Смёрк, Нэш, Соун и Джеффри Уайтвилл, который в итоге выиграл конкурс. У Джона Нэша было много учеников и помощников, таких как Джеймс Пеннеторн и молодой Децимус Бёртон , проявивший себя в следующую, викторианскую эпоху; сыновья Хамфри Рептона: Джон Адей Рептон и Джордж Стэнли Рептон; Энтони Салвин; Джон Фулон (1772—1842); Фредерик Крейс ; Ф. Х. Гринуэй; Джеймс Морган; Джеймс Пеннеторн; Джордж Ричард Пейн .

Жилые дома

Аркада Бёрлингтона. Вход с Пикадилли . 1819. По гравюре Т. Шефферда. 1828
Церковь Всех душ, Лэнгхэм-плейс. 1824. Архитектор Дж. Нэш. Лондон

Многие жилые здания в стиле Регентства оштукатурены и выкрашены в белый цвет, главный вход и парадная дверь (обычно чёрного цвета) фланкировались двумя колоннами. В центрах городов доминировала блокированная застройка . В моду входили элегантные кованые балконы и эркеры. Загородные дома возводили различной композиции и размеров и, в отличие от более скромного и негабаритного георгианского строения для среднего класса, оформляли в традициях палладианского стиля .

Большие загородные ансамбли усадебных домов и парков возводили в живописном стиле « пикчуреск ». Всё большую популярность приобретал неготический стиль ; многие архитекторы обращались к различным стилям по требованию заказчиков. Эшридж (до 1817), Бивер-Касл и Фонтхиллское аббатство (до 1813 года, ныне разрушено) были созданы Джеймсом Уайеттом , который в поздние годы специализировался на экстравагантных «готических домах». Сецинкот-хаус (1805) спроектирован Сэмюэлем Пепис-Кокереллом в « индо-сарацинском стиле » для вернувшихся из Британской Индии «набобов» . Королевский павильон (до 1822 года) Джона Нэша — приморский дом принца-регента внешне напоминает индийскую архитектуру, но в интерьерах присутствуют элементы стиля шинуазри работы Фредерика Крейса .

Церкви

До принятия Закона о церковном строительстве в 1818 году возведение церквей более пятидесяти лет оставалось на низком уровне. По новому закону с 1820 до 1850-х годов церкви строили на бюджетные деньги. В ранний период Регентства в строительстве храмов преобладал неоготический стиль. Здания неогреческого стиля дополнялись модифицированными барочными и неоклассическими элементами

Общественные здания

В период Регентства расширялось строительство общественных зданий . В Лондоне в 1813—1819 годах за счёт частных пожертвований и сборов платы за проезд были построены три моста через Темзу: Воксхолльский , Ватерлоо и Саутуорк . В связи с интенсивным развитием городской торговли возник спрос на строительство больших торговых центров и галерей, в том числе крытых аркад , самой ранней из которых стала аркада Бёрлингтона в Лондоне (1815—1919) .

Центры развития нового стиля

Стиль Регентства охватывал не только Лондон. Так, например, новые курортные города стремились подражать успеху Бата, Сомерсета и Бакстона. Модными курортами стали Брайтон и другие прибрежные городки, расширялись и иные центры — Ройал-Лимингтон-Спа в Уорикшире , пригород Клифтона в Бристоле , Танбридж Уэллс, Ньюкасл-апон-Тайн и Челтенхем .

Примечания

  1. The Elements of Style. — London: RIBL, 1991. — P. 72, 170—203
  2. Власов В. Г. Регентства стиль в Англии, или «ридженси» // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VIII, 2008. — С. 80
  3. The Encyclopedia Americana, Grolier, 1981, v. 9. — Р. 314
  4. Summerson, 166
  5. Summerson, 135, 146, 189—191, 206, 225—233
  6. The Elements of Style. — Pр. 170—203
  7. Власов В. Г. Регентства стиль в Англии, или «ридженси». — С. 81
  8. Summerson, 162—180; Strong, 502
  9. Summerson, 95-97
  10. Mansbridge M. John Nash: A Complete Catalogue. — New York: Rizzoli, 1991. — ISBN 0-8478-1308-8 . — Р. 201
  11. Norwich, 248—249
  12. Norwich, 631
  13. Summerson, 212—221; Strong, 503—504
  14. Summerson, 189—203, 225—251; Strong, 504—505
  15. Summerson, 233—236
  16. Summerson, 259—260
  17. Stong, 503, quoted; Norwich, 222—223

Литература

Источник —

Same as Стиль Регентства