Нотр-Дам де Пари (мюзикл)
- 1 year ago
- 0
- 0
Месса Нотр-Дам ( фр. Messe de Notre Dame ) — полифоническая месса , написанная до 1365 года французским поэтом и композитором Гийомом де Машо (ок. 1300—1377). Один из шедевров средневековой и богослужебной музыки. Первая авторская месса, то есть месса, написанная полностью одним композитором на полный текст ординария .
Месса Нотр-Дам состоит из пяти частей: Кирие элейсон , Gloria in excelsis Deo , Кредо , Sanctus , Агнец Божий , Ite, missa est .
Месса написана для четырёх голосов, вместо традиционных трёх. Машо добавил партию контратенора , которая иногда замещает тенор на самых низких нотах.
В последовании мессы части ординария не исполняются подряд, а бывают разделены молитвами и чтениями. Унификация стиля, предпринятая Машо, — это первая попытка представить ординарий мессы в виде единого по стилю последования. В результате ординарий мог восприниматься как произведение искусства, и композиторы более позднего времени стали подражать опыту Машо.
Машо сочинил свою мессу для Реймсского собора , в котором он служил. Согласно записям, найденным в Соборе, месса, скорее всего, звучала во время субботней богородичной мессы. Некоторые ученые предполагают, что, вопреки сложившемуся мнению, Машо начал служить в соборе только в конце 1350-х, так что месса была сочинена в качестве посвящения, в честь начала служения в соборе. Также считается, что в соответствии с завещанием Гийома и его брата Жана, также каноника в соборе, после их смерти месса стала служиться в их память. Как бы то ни было, никакие особые условия исполнения (если они и были) не находят безусловного подтверждения.
Возможно, Машо был знаком с , еще более ранней полифонической мессой, также 14 века, каждая из частей которой была написана различными композиторами. «Глория» и «Верую» мессы Нотр-Дам имеют некоторое сходство с Турнейской мессой, а именно музыкальные вступления без текста и длинные мелизматические «аминь». Оставшиеся четыре части мессы Машо написаны на текст мессы в мотетном стиле.
Ранние записи Мессы Нотр-Дам были сделаны в 1956 году Зеффордом Кейпом (Safford Cape) для серии Archiv Produktion Deutsche Grammophon ; в 1951 году Dessoff Choirs под управлением Пола Бёппла (Paul Boepple); в 1936 году Les Paraphonistes de Saint-Jean-des-Matines под управлением Гийома де Вана (Guillaume de Van), это была запись некоторых частей мессы. Современные записи включают: