Аятоллы Ирана
- 1 year ago
- 0
- 0
Месса-пародия , или пародийная месса в западноевропейской музыке второй половины XV — начала XVII веков — тип многоголосной мессы , для которой характерна техника пародии.
Под «пародией» (ср. общелексическое значение слова и литературоведческий термин ) понимается точное цитирование чужого (реже собственного) фрагмента многоголосной музыки — как правило, вокальной, например, чужой шансон (изредка с текстом обсценного содержания), чужого мотета , фрагмента чужой мессы . При обработке оригинальной цитаты композитор мог отключать отдельные голоса и/или приписать собственные новые.
Зачинателем техники мессы-пародии считают Жоскена Депре ; примеры таких месс в его творчестве — «Malheur me bat», «Mater Patris» и «Fortuna desperata» . Месса-пародия (на собственную шансон «Tous les regretz») встречается также у А. Брюмеля в мессе «De Dringhs» . К середине XVI века большинство авторов месс использовало эту технику, чаще других — Палестрина , в мессах которого насчитывается более 50 таких цитат (например, в мессе «Assumpta est Maria»). Среди других — де Монте , Климент-не-Папа , Лассо , Моралес , Виктория (месса «O quam gloriosum»), Сермизи («Missa plurium motetorum», «Missa plurium modulorum» и др.), Гомберт , Крекийон , Индженьери , Хандль , Монтеверди (месса «In illo tempore») и др. После запрета на использование в церковной музыке заимствований светского тематического материала, вынесенного Тридентским собором в 1562 году, количество месс-пародий в Италии уменьшилось, в то время как в Германии видимой реакции композиторов на этот запрет не последовало.
Технику пародии систематически описал итальянский теоретик музыки П. Чероне в объёмном трактате «El melopeo y maestro» (1613).