Interested Article - Георгий (Вагнер)

Архиепи́скоп Гео́ргий ( фр. Archevêque Georges , в миру Георг Вагнер , нем. Georg Wagner , русифицированная форма имени Гео́ргий Ка́рлович Ва́гнер , также Жорж Вагнер , фр. Georges Wagner ; 10 марта 1930 , Берлин 6 апреля 1993 , Аньер-сюр-Сен ) — епископ Константинопольской православной церкви , титулярный архиепископ Евдокиадский (1971—1993), предстоятель Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (1981—1993). Богослов, преподаватель и профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже , автор работ по истории православного богослужения и канонического права .

Семья

Юность и учёба

Родился 10 марта 1930 года в немецкой протестантской семье в Берлине .

Его мать, Марта Вагнер, открыла для себя православие в 1930-е годы в церкви святого Владимира на Находштрассе, настоятелем которой в то время был архимандрит Иоанн (Шаховской) . Она привела своего сына в русские приходы Берлина в конце Второй мировой войны . Этими приходами управлял архиепископ Александр (Немоловский) , живший тогда под домашним арестом в Берлине. В конце войны архиепископ Александр переходит в Московский Патриархат вместе со всеми приходами в Берлине и Советской зоны оккупации Германии .

В 1948 году в Свято-Владимирском приходе Берлина , во время начавшегося берлинского кризиса , был принят в православие . Один из берлинских священников протоиерей Сергий Положенский сыграл важную роль в духовном пути молодого человека .

В 1949 году , окончив гимназию в Берлине , поступил в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже , где запомнился как добросовестный и сдержанный студент. Другим духовным отцом молодого студента был будущий епископ Мефодий (Кульман) , который жил в Аньере .

В 1953 году окончил Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, защитив кандидатскую диссертацию по мариологии на тему «Мариология Отцов II и III веков», подготовленную под руководством руководством профессора архимандрита Киприана (Керна) . Успешно защитив диссертацию, Георгий Вагнер по приглашён Советом профессоров Института продолжить учебные занятия в течение года по специализации (études de spécialisation). Предполагалось, в то же время, частично возложить на него преподавание экзегетики Нового Завета чтобы облегчить задачу епископу Кассиану (Безобразову) , который, в дополнение к его преподавательской и научной деятельности, занимал должность ректора Свято-Сергиевского богословского института. Однако этот план не был реализован . Будучи немцем, прекрасно овладел русским языком; по свидетельству , «хотя и с акцентом, но по-русски он говорил идеально» .

В мае следующего года, по приглашению Патриарха Константинопольского Афинагора , Георг Вагнер побывал в Патриаршей богословской школе на острове Халки вместе с профессорами из Свято-Сергиевского института Антоном Карташёвым и Львом Зандером .

Священник Московского патриархата

29 мая 1955 года на Трёхсвятительском подворье на улице Петель в Париже Экзархом Московской Патриархии в Западной Европе митрополитом Николаем (Ерёминым) был рукоположён в сан диакона , а 6 июня того же года тем же архиереем — в сан священника .

В 1955—1962 годы, он совершал своё пастырское служение в Берлине, будучи клириком Западноевропейского экзархата Русской православной церкви , в должности 2-й помощник настоятеля Свято-Владимировской церкви в Берлине .

Он основал приход святого Иоанна Златоуста, став его настоятелем и где он совершал богослужение на церковно-славянском и немецком языках .

В 1962 году поступил на филологический факультет в Западном Берлине и начал работать над докторской диссертацией о литургии св. Иоанна Златоуста .

Последствия холодной войны , смена руководства Экзархата Московского Патриархата в Берлине и другие причины приводят его к отдалению от Московского патриархата. Как пишет Антуан Нивьер , в контакт с ним вступили советские агенты, пытаясь убедить его сделать публичные заявления с осуждением американского империализма в Германии, однако Георгий отказался, несмотря на оказываемое на него давление. Тогдашний глава Экзархата Русской православной церкви в Западной Европе архиепископ Борис (Вик) делал громкие заявление в пользу советской политики. Происходили изменения и в берлинских приходах. Старые священники оттеснялись на вторые роли, а вместо них присылали священников из СССР, с которыми у священника Георгия Вагнера не сложились отношения; единственным исключением был игумен Ювеналий (Поярков) , с которым он поддерживал эпизодические контакты вплоть до своей смерти. Как пишет Антуан Нивьер, архиепископ Георгий не любил вспоминать об этом периоде своей жизни .

Священник Западно-Европейской архиепископии

После нескольких месяцев колебаний, в течение которых он часто бывал в небольшой греческой церкви Берлина, священник Георгий Вагнер решает перейти в Экзархат русских приходов в Западной Европе , находившийся в юрисдикции Константинопольского Патриархата , и который с 1961 года находился под руководством архиепископа Георгия (Тарасова) . Его прошение в 1964 году вызывало подозрения со стороны ряда должностных лиц Экзархата, разглядели в этом провокацию Московского патриархата с целью проникновения в экзархат, но в итоге, благодаря ручательству своего бывшего учителя протопресвитера Николая Афанасьева и бывшего товарища по учёбе в Свято-Сергиевском институте священника , его приняли в 1965 году в клир Западноевропейского Экзархата Константинопольского Патриархата .

В 1965 года возведен в сан протоиерея , а в 1966 году и назначен благочинным приходов в Западной Германии .

В 1967 году, после смерти протопресвитера Николая Афанасьева, совет профессоров Богословского Института в Париже поручил протоиерею Георгию Вагнеру кафедру канонического права , став доцентом данного института . В 1969 году он начал преподавать там же литургическое богословие вместо . В 1970 году становится профессором данного института по кафедрам канонического права и литургики . В этот же период он регулярно совершает богослужения в Покровском монастыре в Бюсси-ан-От и устанавливает тесные связи с монашеской общиной, в частности с матерью .

В 1970 году он заканчивает докторскую диссертацию «Источниках Божественной литургии св. Иоанна Златоуста», которую с успехом защитил на следующий год в Берлинском университете. Эта работа, в которой на основании подробных текстологических исследований доказывается авторство святителя Иоанна . Диссертация была опубликована в Мюнстере в 1973 году под названием «Происхождение Златоустовой литургии» («Der Urprung des Chrysostomusliturgie») в серии «Liturgiewissenschaftliche Quellen und Forshungen», вып. 59. .

12 марта 1971 года пострижен в рясофор и на следующее воскресение, 14 марта, возведён в сан архимандрита в церкви Державной иконы Божией Матери в городе Шавиль .

Викарный епископ

30 июня 1971 года стал одним из пяти викарных епископов, избранных для Архиепископии Священным Синодом Константинопольского Патриарха. При этом ему был дан титул «Евдокиадский» .

3 октября 1971 года в Александро-Невском соборе в Париже был хиротонисан во епископа Евдокиадского, викария Западно-Европейской архиепископии Констентинпольского патриархата. Хиротонию совершили: архиепископ Георгий (Тарасов) , митрполит Галльский Мелетий (Карабинис) , его викарий епископ Сасимский Иеремия (Каллийоргис) , и викарии Западноевропейского экзархата: епископ Кампанский Мефодий (Кульман) и епископ Зилонский Александр (Семёнов-Тян-Шанский) . Тогда же назначен управлять приходами Западноевропейской архиепископии в Германии и Дании .

В 1972—1973 годы читал лекции на Курсах при Обществе церковного пения в Париже . В 1973 году прекращает преподавать в Свято-Сергиевском институте .

В апреле 1974 года после смерти епископа Мефодия (Кульмана), он посвятил себя руководству пастырского служению на прихода Христа-Спасителя в Аньере , где он поселился. Наряду с приходским служением в Аньере, где ему помогал протоиерей Александр Ребиндер, архиепископ Георгий (Тарасов) поручил ему управлять ему приходами в Германии .

С 1974 года до конца жизни являлся членом Межепископского православного комитета во Франции

В 1977—1981 годы также служил настоятель церкви при Русском доме в Кормей-ан-Паризи , под Парижем .

В 1978 году становится председателем церковного суда и канонической комиссии Западноевропейской архиепископии и редактором епархиального календаря и журнала «Церковный Вестник», официального издания Западноевропейской архиепископии .

После кончины в 1979 году епископа Стефана (Тимченко) архиепископ Георгий (Тарасов) поручил ему, кроме приходов в Германии, и скандинавские приходы .

Глава Западноевропейского экзархата русских приходов

22 марта 1981 года скончался глава Западноевропейской архиепископии Русских приходов архиепископ Георгий (Тарасов). После этого епископ Георгия становится местоблюстителем до начала епархиальной ассамблеи. 1 мая 1981 года чрезвычайный епархиальный съезд под председательством митрополита Мелетия его избрал управляющим Западноевропейским экзархатом русских православных приходов . 6 мая того же года Священным Синодом Константинопольского Патриархата утверждён в этой должности и возведён в сан архиепископа. 7 мая стал настоятелем Свято-Александро-Невского собора в Париже .

5 июля того состоялась его торжественная интронизация в присутствии митрополита Мелетия (Карабиниса), епископов Иеремии (Каллийоргиса) и Романа (Золотова) , Гавриила (Салиби) (Антиохийский патриархат) и Адриана (Хрицку) (Румынский патриархат), а также около сорока священников . Являлся членом Совета христианских церквей во Франции .

За 12 лет своего возглавления Западноевропейской архиепископии русских приходов он трижды созывал епархиальные ассамблеи (1982, 1986, 1990) и трижды пастырские съезды (1984, 1989, 1992) , в которых приняли участие клирики и миряне и мирян из Франции , Бельгии , Голландии , Германии , Швеции , Норвегии и Италии . По словам протопресвитера Бориса Боринского : «Одной из главных его удач было укрепление канонической связи архиепископии со Вселенской Патриархией, в частности благодаря неоднократным посещениям Константинополя» .

В 1989 году возобновил преподавание в Свято-Сергиевском богословском институте, взяв на себя курс канонического права и часть курса по литургическому богословию . 8 февраля 1991 года скончался ректор Свято-Сергиевского богословского института протопресвитер Алексий Князев , после чего 12 февраля того же года архиепископ Георгий был избран ректором института, заняв одновременно должность настоятеля Сергиевского подворья . Когда в июне 1991 году стала обсуждаться идея трёхсторонней встречи между представителями Московским Патриархатом, РПЦЗ и Западноевропейской архиепископией, то архиепископ Георгий «интереса или восторга не проявил. Он считает, что этот вопрос его юрисдикции не касается» .

Летом 1992 года у него началась болезнь, которая причиняла ему сильную боль. Болезнь помешала ему возобновить возобновить лекции в течение последнего учебного года в богословском институте и не давала возможности совершать литургию. Превозмогая боль, ну которую он никогда не жаловался, он в последний раз возглавил литургию в соборе 15 февраля 1993 года, на Сретение .

Скончался в 10 часов утра 6 апреля 1993 года в своей епископской резиденции в Аньере. Похоронен в крипте на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем .

Научная и прочая деятельность

С 1960-х годов участвовал в литургических съездах, устраиваемых в Богословском институте в Париже, выступал с научными докладами . Автор многих статей по истории православного богослужения и канонического права . Печатался в « Вестнике РСХД », « Новом журнале ». В 1975—1976 годы был редактором журнала «Вечное» . С 1978 года до конца жизни был редактором журнала «Церковный Вестник» . Будучи епископом, осуществил перевод с греческого на русский язык богословского труда «Источники Божественного Откровения по учению Православной Церкви» .

Публикации

статьи
  • Наше православное призвание и наша неверность ему // Вестник русского христианского движения. — Париж. 1969. — № 93 (III). — С. 26-32
  • Киевский митрополит Иларион и Русская митрополия // Православная мысль: Труды Православного богословского института в Париже. 1971. — Вып. 14
  • // Вестник Русского студенческого христианского движения . — Вып. 101/102. 1971. — С. 308—311
  • О Духе Святом // Вестник русского христианского движения. 1973. — № 107 (I). — С. 5-14
книги
  • Der Ursprung der Chrysostomosliturgie (Liturgiewissenschaftliche Quellen und Forshungen, Heft 59). Munster/Westfalen, 1973, ISBN 3-402-03840-4
  • Происхождение Литургии Иоанна Златоуста. — Paris : Liturgica, 1995. — 171 с.
  • . Париж; Москва: Liturgica 1998 г. 152 с.
  • «La liturgie, experience de l’Église. Études liturgiques» Presses Saint-Serge, Paris 2003, ISBN 2-914262-20-5 . (сборник статей)

Примечания

  1. // Российское Зарубежье во Франции, 1919—2000 = L'Émigration russe en France, 1919—2000: биогр. слов.: в 3 т./ Под общ. ред. Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. — М.: Дом-музей Марины Цветаевой : Наука, 2008—2010. — 27 см. — ISBN 978-5-02-036267-3 (в пер.)
  2. Антуан Нивьер «Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе: 1920—1995 : биографический справочник». — М.: Русский путь, 2007. — С. 147
  3. A. Nivière. (фр.) (2004). Дата обращения: 24 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  4. Преподобный Сергий в Париже. История парижского Свято-Сергиевского православного богословского института. — Отв. ред.: протопресвитер Б. Бобринский. — СПб.: ООО "Издательство «Росток», 2010. — 710 с. — С. 106—108. — ISBN 978-5-94668-075-2 .
  5. Александра Никифорова от 4 сентября 2019 на Wayback Machine // taday.ru , 2 ноября 2010
  6. Тон Николай, кандидат богословия . Bischof Georg Wagner. Der Ursprung der Chrysostomosliturgie (Liturgiewissenschaftliche Quellen und Forshungen, Heft 59). Munster/Westfalen, 1973 [Епископ Георгий Вагнер. Происхождение Златоустовой литургии (из серии «Литургические источники и исследования», вып. 59). Мюнстер, Вестфалия, 1973] // Журнал Московской Патриархии . 1976. — № 4. — С. 78-79.
  7. Протоиерей Николай Артёмов // XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. Том I. 2008.] — С. 302—324
  8. Свящ. Александр Троицкий. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VIII : « Вероучение Владимиро-Волынская епархия ». — С. 94. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-014-5 .
  9. Георгий (Вагнер), архиепископ. Проповеди. Париж; Москва: Liturgica 1998 г. стр. 144

Литература

  • Тон Николай Bischof Georg Wagner. Der Ursprung der Chrysostomosliturgie (Liturgiewissenschaftliche Quellen und Forshungen, Heft 59). Munster/Westfalen, 1973 [Епископ Георгий Вагнер. Происхождение Златоустовой литургии (из серии «Литургические источники и исследования», вып. 59). Мюнстер, Вестфалия, 1973] // Журнал Московской Патриархии. 1976. — № 4. — C. 78-79.
  • Памяти Владыки архиепископа Георгия // «Русская мысль». — 1993. — № 3981. — С. 17
  • Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Преосвященному епископу Корсунскому Гурию [соболезнование по поводу кончины архиепископа Георгия] // Официальная хроника. Журнал Московской Патриархии. М., 1993. — № 5. — С. 38.
  • Job Getcha (Hrsg.): Thysia aineseōs. Mélanges liturgiques offerts à la mémoire de l’archevêque Georges Wagner (1930—1993). — Paris: Presses Saint-Serge, 2005. — ISBN 2-910535-09-6 .
  • Преподобный Сергий в Париже: история Парижского Свято-Сергиевского Православного Института / Отв. ред.: протопресвитер Б. Бобринский. — СПб. : ООО «Издательство «Росток», 2010. — 710 с. — (Диалог двух культур). — ISBN 978-5-94668-075-2 .
Источник —

Same as Георгий (Вагнер)