Эдемский сад с грехопадением человека
- 1 year ago
- 0
- 0
Эде́м , или Еде́м ( др.-евр. עדן , Eden; Э́ден ) — райский сад в древнееврейских религиозных текстах , место первоначального обитания Адама и Евы до грехопадения . В еврейских религиозных текстах (Мишна) , а также в других религиях Эдем это ещё и загробный мир, в который возвращаются праведники после своей смерти, в отличие от ада, в который попадают грешники.
Как подчёркивал религиовед Мирча Элиаде , слово «Эдем» израэлиты сближали со словом е’den — «наслаждение». Географическое местоположение Эдема описано в Книге Бытия как источник четырёх притоков рек и трактуется различными местами, такими как Армянское нагорье (около истоков рек Тигр и Евфрат ) , Месопотамия ( Вавилония ) , Индия .
Подобно повествованию о потопе в Книге Бытия , повествованию о сотворении мира и рассказу о Вавилонской башне, история Эдема перекликается с месопотамским мифом о царе как о первобытном человеке, помещённом в божественный сад для охраны древа жизни . Книга Бытия изображает Адама и Еву гуляющими обнажёнными по Эдемскому саду из-за их безгрешности .
Согласно книге Бытия , Эдем располагался «на востоке» ( Быт. ).
Из Едема выходила река для орошения рая и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон (Пишон): она обтекает всю землю Хавила , ту, где золото ; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс . Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш . Имя третьей реки Хиддекель ( Тигр ): она протекает пред Ассирией . Четвёртая река Евфрат (Прат )
— Быт.
Обитающие в нём люди, Адам и Ева , были, согласно традиционному представлению, бессмертны (в то же время Быт. указывает, что бессмертие было им доступно в виде Дерева жизни ) и безгрешны, однако, соблазнённые змеем, они съели плод с запретного Древа познания добра и зла , совершив грехопадение , в результате чего утратили доступ к Дереву жизни и обрели страдание. Бог закрыл Рай для людей, изгнал их , поставив на страже Херувима с пламенным мечом ( Быт. ).
Сады Эдема ( араб . جَنَّاتُ عَدْنٍ) — прекрасное место возвращения, уготованное потомкам Адама . За воротами праведников ожидает прекрасный сад, в тени которого протекают реки. Обитатели Эдема окажутся там в компании сверстниц с потупленными взорами , будут украшены золотыми и жемчужными браслетами, облачены в одеяния из атласа, парчи и шёлка, их будут угощать фруктами и изысканными напитками. Праведники войдут в Эдем вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками. (Коран 20:75-76, 38:49-54, 13:19-23, 35:32-53).
В садах Эдема не будет пустословия . Вокруг будет царить радость и полное умиротворение. (Коран 19:61-63)
В Книге Бытия указаны географические ориентиры Эдема по названиям четырёх рек Фисон , Гихон , Хиддекель (Тигр) и Евфрат , которые выходили из реки для орошения Эдема ( Быт. ). Главным предметом спора являются реки Фисон и Гихон. По мнению некоторых ученых, Гихон — это Нил , который «обтекает землю Куш» (кушитами считались жители Эфиопии). Реку Фисон отождествляли с Индом или Гангом , и даже с Дунаем . Но в этом случае непонятно, как эти четыре реки, истоки которых расположены далеко друг от друга, за исключением истоков Евфрата и Тигра, могли питаться из одного источника .
В XVI веке были сделаны предположения о возможном расположении рая в Армении, так как армянские реки Аракс и Кура могли быть идентифицированы с Фисоном и Гихоном. В XVII веке исследователи намного увереннее связывали Эдем с Арменией .
В 1724 году картограф Пьер Мулляр-Сансон создал свою «Карту Земного рая по Моисею», в которой он поместил рай в Армении. На ней не были указаны истоки четырёх рек, считавшиеся уничтоженными после Всемирного потопа. Наиболее наглядной картой с изображением Эдема является карта англичанина Эммануэля Боуэна, напечатанная около 1780 года, на которой рай представлен на территории исторической Армении. На карте река Фисон названа Фасис, которая впадает в Чёрное море в месте, которое соответствует устью реки Риони . Река Гихон названа Аракс, которая впадает в Каспийское море южнее устья Куры. Варианты различных карт «Земного рая» в ХVII—XVIII веках в разных странах издавали также Вугонди, Бюаш, Моксон, Стокхауз и другие картографы. К XIX веку у многих европейских авторов не вызывало никаких сомнений, что рай находился в Армении .
Фисон и Гихон также отождествлялись с такими реками, как Керхе , Карун (в Эламе ), Дияла , Вади ар-Рума . Поскольку Персидский залив в древности считался местом, куда впадали эти реки, то его иногда отождествляли с большой рекой, разделяющейся на четыре. Такое отождествление залива с рекой подкрепляет основанное на библейском тексте ( Быт. ) мнение, что Сад Эдемский был расположен к востоку от « Шинара » (возможно, Шумера ). Этимология слова «Эдем» выводится сторонниками этой гипотезы от шумерского слова эдин (`равнина`) — географического термина, которым часто обозначается равнина между Тигром и Евфратом в южной Месопотамии . Другие исследователи полагают, что единая река-исток находилась на севере у начала Тигра и Евфрата; в этом случае, однако, возникает проблема идентификации рек Фисон и Гихон. Еврейская религиозная традиция отождествляет реку Гихон с одноимённым источником в Иерусалиме . О местонахождении Эдема и его рек до сих пор ведутся споры .
Профессор археологии Юрис Заринс помещает Эдем и райский сад на дно Персидского залива. Его исследование основывалось на многочисленных источниках, в том числе космических съёмках LANDSAT . Согласно этой теории, река Гихон могла соответствовать реке Карун в Иране, а река Фисон — высохшей реке Вади-эль-Батин , ранее орошавшей плодородную центральную часть Аравии. Около шести тысячелетий назад обильная плодородная земля была затоплена, и её жителям пришлось бежать от стихии. В поддержку его гипотезы о реке Фисон высказался Джеймс А. Зауэр .
Британский историк, бывший директор Института по изучению междисциплинарных наук Дэвид Рол утверждает, что установил местонахождение Эдемского сада в иранской провинции Азербайджан в окрестностях Тебриза , на основании которого базировалась традиция книги Бытия . Согласно Дэвиду Ролу, райский сад находился в длинной долине к северу от вулкана Сехенд , близ Тебриза. Он приводит несколько географических сходств и топонимов , которые, как он считает, соответствуют библейскому описанию. Эти сходства включают близлежащие истоки четырёх рек Эдема: Тигр, Евфрат, Джейхун (евр. Гихон) и Фисон .
По учению Церкви Иисуса Христа Святых последних дней , Эдем располагался в Северной Америке ( Индепенденс, Миссури ) .
Земной рай у Данте находится на вершине горы Чистилища (гора Чистилища и Иерусалим у Данте расположены на противоположных концах земного диаметра).
В романе Чарльза Диккенса « Жизнь и приключения Мартина Чезлвита » Эдемом называлось американское поселение, в котором Мартин и его компаньон Марк Тэпли купили участок земли. По заверениям агента земельной компании мистера Скэддера, Эдем представлял собой цветущий город, в котором были банки, церкви, фабрики, гостиницы, биржа, редакция ежедневной газеты и т. д. В действительности в Эдеме оказалось несколько полуразрушенных домов, жители которых уехали либо умерли от лихорадки, а местность оказалось заболоченной и чрезвычайно нездоровой.
В романе Станислава Лема « Эдем » 1959 года прекрасная издали планета названа космолётчиками Эдемом, но когда они терпят крушение — чрезмерно приблизившись к ней на облёте, чтобы получше её рассмотреть, и врезавшись в атмосферу по ошибке, — то находят на ней цивилизацию, поработившую собственное население с помощью тотального контроля над информационными потоками.
Гарри Гаррисон в трилогии « Эдем » описывает историю мира Земли, в котором мезозойские рептилии не вымерли, а эволюционировали в разумных существ и создали развитую биотехнологическую цивилизацию — иилане́. Иилане сталкиваются с людьми, находящимися на стадии развития, примерно схожей с каменным веком.
Фредерик Шопен — «Сад Эдема» («Нежность»).