.38 Super
- 1 year ago
- 0
- 0
Су́пер три́дцать пя́ть , Super-35 — кинематографическая система , предусматривающая использование стандартной 35-мм киноплёнки и сферической ( аксиально-симметричной ) киносъёмочной оптики. Так же, как и у классического формата , шаг кадра «Супер-35», в большинстве случаев составляет 4 перфорации , но его главное отличие — использование всей ширины плёнки между перфорациями, включая пространство, резервируемое в других системах для совмещённой фонограммы . Поэтому, формат «Супер-35» считается производственным , то есть применяется только для изготовления исходного негатива фильма и непригоден для печати прокатных совмещённых фильмокопий . Соотношение сторон кадра негатива «Супер-35» — 1,33:1 . На сегодняшний день это самый популярный формат, применяемый в плёночном кинематографе , на телевидении , и в матрицах цифровых кинокамер .
Формат также известен, как « Суперскоп-235 » ( англ. Superscope 235), так как ведёт своё происхождение от широкоэкранной киносистемы « Суперскоп » ( англ. Superscope), разработанной в 1954 году Джозефом и Ирвингом Тушинскими для киностудии « РКО Радио Пикчерс » . Оригинальный «Суперскоп» представлял собой технологию съёмки сферической оптикой на « немой кадр » 18×24 мм с последующим анаморфированием при оптической печати широкоэкранных фильмокопий формата « Синемаскоп ». При этом использовалась только часть исходного изображения с соотношением сторон 2:1, по технологии, аналогичной скрытому кашетированию . На фильмокопии получался анаморфированный квадратный кадр размером 18,67×18,67 мм , а свободное место между кадром и перфорацией со стороны, противоположной оптической фонограмме , занимала чёрная полоса, не несущая никакой информации . Кадровое окно проектора имело размеры 18,6×18,6 мм .
Первым фильмом, снятым по такой технологии, стала картина « Вера Круц », премьера которой состоялась в Нью-Йорке в декабре 1954 года . «Суперскоп-235» стал дальнейшим развитием формата, предусматривая соотношение сторон конечного изображения 2,35:1, стандартное для «Синемаскоп» и аналогичных киносистем, что отражено в названии . При этом с негатива при печати выкопировывалась ещё более узкая часть изображения, чем в первой версии, а фильмокопия полностью соответствовала формату «Синемаскоп» . Технология печати была аналогична производственному формату « Технископ » ( англ. Techniscope) , незначительно превосходя его по площади кадра, но не позволяя экономить киноплёнку. Это и предопределило судьбу формата, забытого через несколько лет: качество изображения уступало анаморфированным киносистемам, использующим на негативе кадр большей площади.
Снова об этой технологии вспомнили в 1982 году при постановке картины «Танцевальное сумасшествие» ( англ. Dance Craze), а регулярное использование формата Голливудом началось в 1984 съёмками фильма « Грейстоук: Легенда о Тарзане, повелителе обезьян » . Возросшее за последние десятилетия фотографическое качество негативных киноплёнок сделало сферический формат более популярным, чем форматы с анаморфированием. Премьера первого фильма « Враг мой », выпущенного с торговым обозначением формата Super-35, состоялась 12 декабря 1985 года . Применение сферической оптики, обладающей большей светосилой , и лишённой анаморфотных артефактов, предпочтительно при съёмке фильмов с небольшим бюджетом . Кроме того, форма кадра предполагает большую универсальность формата, так как позволяет с одного негатива печатать фильмы с любым соотношением сторон: широкоэкранные, широкоформатные , кашетированные и IMAX .
Кроме основного варианта формата с шагом кадра в 4 перфорации, существует современная разновидность с шагом в 3 перфорации . Высота экспонируемого кадра при этом составляет 14 мм. Такой формат предполагает использование специальной киносъёмочной аппаратуры с изменённым грейферным механизмом и лентопротяжным трактом . Однако, экономия киноплёнки при этом составляет 25% и многие типы современных киносъёмочных аппаратов часто выпускаются в двух вариантах — на 4 или 3 перфорации . Получаемый в варианте с тремя перфорациями кадр обладает соотношением сторон 1,78:1 и вписывается в стандарт телевидения высокой чёткости — 16:9, делая формат особенно удобным для съёмки телефильмов .
Полученный после съёмки негатив сканируется и дальнейшая работа с изображением производится в цифровом виде. При необходимости получения широкоэкранных фильмокопий, анаморфирование производится цифровым способом с последующим выводом на киноплёнку со стандартным шагом кадра. Вариант с шагом в 2 перфорации также используется , но пригоден только для получения широкоэкранного изображения с кадром 2,35:1 и иногда называется «Технископ» . Такой формат позволяет ещё больше экономить киноплёнку: по сравнению со стандартным «Супер-35» её расход вдвое меньше . Все три разновидности «Супер-35» наиболее удобны для распространённой в настоящее время технологии Digital Intermediate , не предусматривающей контактной печати с оригинального негатива. Это позволяет использовать всю ширину плёнки между перфорациями, повышая информационную ёмкость исходного негатива.
С появлением формата «Суперскоп», стандартный размер его кадра соответствовал немому: 18×24 миллиметра . В 1990-х годах был стандартизирован новый размер с шириной кадра 24,9 мм для наиболее полного использования площади киноплёнки. В настоящее время в кинопроизводстве используются оба размера — старый DIN S35 и современный ANSI S35 . Размеры кадра выбираются, исходя из дальнейшего использования отснятого материала и способа его сканирования или печати. Кроме того, современный стандарт не позволяет во время съёмки впечатывать на киноплёнку штриховой временной код , как это возможно в классическом «Супер-35», использующем для этого пространство между изображением и перфорацией.
Размер кадра стандарта ANSI S35 с полным шагом составляет 24,9×18,7 мм. Его площадь больше, чем у классического кадра 21,95×16 мм, но в большинстве случаев используется скрытое кашетирование: при съёмке экспонируется вся высота кадра, а при оптической печати фильмокопий или цифровой обработке, часть изображения оригинального негатива сверху и снизу срезается. Соотношение сторон будущего кадра заранее определяется оператором-постановщиком , в соответствии с чем размечаются визиры киносъёмочных аппаратов, изначально отображающие весь кадр . Формат кадра обычно выбирается из ряда: 1,34:1 для фильмов IMAX, 1,85:1 или 1,66:1 для кашетированных копий ( Flat ), 2,20:1 для широкоформатной копии, 2,39:1 для анаморфированной широкоэкранной копии ( Scope ), 16:9 для широкоэкранного видео или 4:3 для классического видео. Киносъёмочные аппараты, рассчитанные на формат «Супер-35», имеют объективодержатель, расположенный по центру киноплёнки и модульную конструкцию, позволяя использовать сменные грейферные блоки с различным шагом кадра или оперативно перенастраивать шаг грейфера. Некоторые производители киносъёмочной аппаратуры используют эксцентриковый объективодержатель, позволяющий смещать оптическую ось, и в сочетании со сменными кадровыми рамками и грейферами снимать в любых 35-мм форматах .
При скрытом кашетировании широкоэкранное и «полнокадровое» изображения часто имеют общую верхнюю границу, а не центрируются . Таким образом, при использовании полученного кадра для печати широкоэкранного фильма обрезается нижняя часть изображения, в то время, как при печати в других форматах или телекинопроекции используется почти вся высота. Такой способ позволяет полноценно использовать снятую сцену во всех вариантах, при сохранении приемлемой композиции . Верхняя граница в большинстве сцен с актёрами ограничивает пространство над головами, обрезка которого недопустима, и в случае симметричного расположения обеих зон кашетирования оператору пришлось бы оставлять над головами слишком много «воздуха», чтобы они не обрезались при широкоэкранной печати.
Большинство современных цифровых кинокамер оснащается светочувствительным сенсором формата «Супер-35», идентичным по своим физическим размерам кадру плёночного аналога с шагом в 4 или 3 перфорации . Такой размер сенсора позволяет использовать широчайший ассортимент киносъёмочных объективов , существующих на сегодняшний день для формата «Супер-35». Кроме того, высота сенсора позволяет снимать в любом из стандартных кинематографических анаморфированных форматов при помощи анаморфотных объективов с последующим цифровым дезанаморфированием полученного изображения. Полный размер матрицы, соответствующий шагу в 4 перфорации, даёт возможность съёмки стандартной кинооптикой с коэффициентом анаморфирования 2,0×. При широкоэкранной матрице формата 16:9 такой же кадр 2,39:1 даёт современная оптика с уменьшенным коэффициентом анаморфирования 1,3×.
В 1967 году в СССР был предложен производственный Универсальный Формат Кадра («УФК») , пригодный для использования при печати фильмов с любым соотношением сторон кадра, а также на телевидении . По большинству параметров «УФК» совпадает с «Супер-35», поэтому часто эти две системы путают или считают одним форматом. Это неверно в силу ряда принципиальных отличий, одно из которых — размер кадра, который в советском формате составлял 16×25 мм, то есть по высоте соответствовал обычному, а по ширине превосходил современный ему «Суперскоп» . Однако, главным отличием была особенность компоновки кадра «УФК», не допускающая расположения сюжетно важных предметов и лиц в левой части кадра. Поле негатива шириной 3 мм заполнялось нейтральным изображением, видимым только в широкоэкранных фильмокопиях, и обрезаемым при контактной печати в классическом формате . «Супер-35» непригоден для контактной печати из-за неизбежных потерь частей изображения сверху, снизу и слева. Поэтому кадр этого формата всегда компонуется симметрично во всю ширину, с расчётом на широкоэкранный формат, как основной . Кроме того, «УФК» использовался только в варианте с шагом кадра в 4 перфорации . Оба формата — «УФК» и «Супер-35» — появились в результате попыток оптимизации кинопроизводства в эпоху бурного развития телевидения и широкоэкранного кино, но разрабатывались независимо друг от друга . После перестройки производство своей киноаппаратуры в России было свернуто, и формат «УФК» больше не использовался.