Interested Article - Из жизни Фёдора Кузькина (повесть)
- 2020-08-29
- 3
« Из жизни Фёдора Ку́зькина » (« Живо́й ») — повесть русского писателя Бориса Можаева , написанная в 1964—65 годах. В центре сюжета повести, действие которой происходит на Рязанщине в 1950-е годы , — противостояние крестьянина Фёдора Фомича Кузькина и невзлюбившего его колхозного начальства.
Одно из наиболее известных произведений писателя по которому в 1969 году в Театре на Таганке был поставлен и запрещен спектакль (премьера состоялась в 1989 году). В 1989 году режиссёром Станиславом Ростоцким был снят фильм .
История
Повесть была опубликована в « Новом мире », № 7 за 1966 год , под редакционным заглавием «Из жизни Фёдора Кузькина». В последующие сборники избранного повесть не включалась. Её вторая публикация, уже под авторским названием «Живой» состоялась лишь в 1973 году в сборнике писателя «Лесная дорога». В дальнейшем под этим названием она неоднократно переиздавалась, в том числе в собраниях сочинений Бориса Можаева.
Повесть переведена на иностранные языки, в том числе английский , французский , немецкий , польский и др.
Сюжет
Действие происходит в 1953—55 гг. в Тихановском районе Рязанской области . Крестьянин Фёдор Фомич Кузькин по прозвищу «Живой» решает уйти из колхоза в своей деревне Прудки, потому что в качестве оплаты за год работы экспедитором ему выдали только мешок гречихи и он не может прокормить свою семью (у него пять детей, ещё один сын служит в армии). Между ним и колхозным председателем Гузёнковым возникает конфликт. В райисполкоме Кузькина исключают из колхоза и налагают на него штраф (« »), в результате он настраивает против себя ещё и председателя райисполкома Мотякова. Кузькин пишет жалобу в обком, к нему приезжает комиссия, в том числе первый секретарь обкома Фёдор Иванович, который назначает специальное разбирательство. В результате Гузёнков и Мотяков получают нагоняй, а Кузькину выдают паспорт , чтобы он смог устроиться на работу, и назначают материальную помощь на зиму.
Весной Кузькин устраивается охранять лес, который сплавляют по реке (колхозам на столбы). Во время половодья он спасает бревна, перетаскивая их на более высокое место с помощью колхозного трактора, за что Мотяков пытается отомстить Кузькину и запрещает продавать ему в местном магазине хлеб. Кузькин обращается в газету «Колхозная жизнь» и в результате запрет снимают. Однако вскоре оказывается, что колхоз хочет забрать всю землю Кузькина, и он за ночь распахивает весь огород и засаживает его картошкой. На него подаёт в суд Гузёнков, однако Кузькин выигрывает дело, вновь оставляя посрамлёнными своих недругов.
Летом Кузькин устраивается работать шкипером на пристань на реке Прокоше неподалёку. Зимой, пытаясь принести прутья тальника , чтобы сплести на продажу несколько кошёвок (саней), он попадает в метель и чуть не замерзает в снегу. Выйдя из больницы, Кузькин продолжает работать на пристани и один раз на рыбалке встречает Мотякова, который остался без работы из-за сокращения райисполкома. Однако в июне Кузькина вызывают в Раскидуху и сообщают, что его пристань закрывают. Он обнаруживает, что новым начальником по кадрам в конторе стал Мотяков . Кузькин расстраивается, однако во время разговора и ужина на берегу с другими уволенными к нему возвращается оптимизм: он решает взять ссуду на покупку коровы и пойти работать в соседнее село Брёхово , к знакомому председателю Пете Долгому, уже выручавшему его раньше.
Отзывы
...в этой классической его повести паутина сиюминутных социальных проблем обволакивает порой главное — судьбу маленького, но увёртливого, хваткого и юморного, неистребимого и бойкого Фёдора Кузькина. Такие русские ребята и взяли в своё время Берлин и Прагу, Вену и Будапешт... В Фёдоре Кузькине есть что-то и от Василия Тёркина , и от бравого солдата Швейка , и даже от героев Кафки . ...Нет, не советскую власть ругает в повести Борис Можаев. А осознанно, или по счастливой случайности, вывел он в литературе еще один русский национальный характер. И даже не характер, а тип неуживчивого борца за справедливость, выбирающегося живым из любых передряг.
“ Один день Ивана Денисовича ”, что бы ни говорили о творчестве Солженицына в целом, — вещь “платиновая”, абсолютно гениальная. “Живой” Можаева — рядом. Кузькин — родной, единоутробный, кровный брат Ивана Денисовича. И обоим жить навсегда. Сначала казалось открытием, а потом превратилось в суесловие выражение — “Мы — дети Двадцатого съезда ”… Для многих из моего поколения, для людей, разбуженных Двадцатым съездом, истинно духовным прозрением были “Один день…” Солженицына и “Живой” Можаева. Вот чьими детьми хотелось бы стать.
Сам Борис Можаев также отмечал, что в образе Кузькина его интересовал прежде всего определённый тип характера :
Когда я писал Кузькина, меня интересовал характер, могущий встретиться не только в деревенской, но и в городской жизни, характер, сформировавшийся в определённых, привычных для прежней нашей действительности условиях, характер, устойчиво проявивший себя в экстремальных ситуациях. Сохранивший достоинство и честь, оставшийся самим собою, способный, несмотря ни на что, делать своё дело. Типический, стало быть, характер. Так что Кузькин мог быть и крестьянином , и учёным , и инженером , и офицером ...
Постановка
Вскоре после публикации повести Юрий Любимов решил инсценировать её в Театре на Таганке . Уже в 1968 году был поставлен спектакль, главную роль сыграл Валерий Золотухин . Однако спектакль был расценен как пасквиль на советский образ жизни и запрещён после просмотра министром культуры Екатериной Фурцевой . Инициатором запрета был заместитель Фурцевой Константин Воронков .
Его премьера состоялась лишь 23 февраля 1989 года .
Экранизация
В 1989 году режиссёр Станислав Ростоцкий снял двухсерийный фильм по повести. Фильм стал последней работой Ростоцкого. В роли Кузькина выступил Александр Суснин (также уроженец Рязанской области). Фильм снимался в городе Вязники и деревнях Вязниковского района Владимирской области.
Примечания
- Boris Mozhaev. 'Lively' and Other Stories. With a Memoir by Alexander Solzhenitsyn. / Tr. David Holohan. Hodgson Press, 2007.
- Boris Mojaïev. Dans la vie de Fédor Kouzkine. Trad. Jean Cathala. Gallimard, 1972.
- Boris Moshajew. Die Abenteuer des Fjodor Kuskin. Erzählung Aus dem Russischen von Aljonna Möckel. Suhrkamp: Tb-Verlag, 1981.
- Borys Możajew. Żywy / Tł Irena Lewandowska; przedm. Florian Nieuważny. Warszawa: Czytelnik, 1976.
- В повести « История села Брёхова », написанной в 1968 году и посвящённой тем же местам, говорится о дальнейшей судьбе Мотякова, который был уволен из отдела кадров и стал работать грузчиком на пристани в Касимове .
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine // « Наш современник ». 2003. № 6.
- от 11 сентября 2011 на Wayback Machine // « Знамя ». 2009. № 4.
- Можаев Б. А. Возвращение Фёдора Кузькина // « Театр ». 1989. № 7.
- , с. xcviii.
- [www.kino-teatr.ru/teatr/history/2/168/ 21 год из жизни Федора Кузькина] в Перестройку.
Литература
- Чупринин, С. И. Оттепель: действующие лица. — М. : Новое литературное обозрение , 2023. — 1110 с.
Ссылки
- [lib.ru/PROZA/MOZHAEW/jivoy.txt «Живой» на lib.ru]
- 2020-08-29
- 3