Interested Article - Взятие Эхалии

Взятие Эхалии ( др.-греч. Οἰχαλίας άλωσις ) — эпическая поэма, приписываемая Креофилу Самосскому .

Сюжетом «Взятия Эхалии», близкой по характеру к киклическим поэмам , был конфликт Геракла с царем Эвритом . Герой победил сыновей царя в стрельбе из лука, и в награду должен был получить дочь Эврита Иолу . По словам Псевдо-Аполлодора, сын Эврита Ифит требовал отдать девушку Гераклу, но «Эврит и остальные его сыновья отказались это сделать, заявляя, что они боятся, как бы Геракл, если у него родятся дети, не стал убивать их, как прежних» . Не добившись обещанного, Геракл в союзе с аркадянами, мелийцами из Трахина и эпикнемидскими локрами совершил поход на Эхалию , захватил ее и разграбил, убив Эврита и его сыновей .

Лук Эврита, из которого Геракл стрелял на состязаниях, упоминается в «Одиссее» ; позднее Ифит подарил это оружие Одиссею . Именно его Пенелопа предлагает натянуть женихам, и с его помощью басилей Итаки расправляется с претендентами .

Поэма, предположительно, написана в VII век до н. э., от нее сохранилась одна строка: «Зри, о жена, сама ты все это своими очами» (слова Геракла, обращенные к Иоле) . По поводу авторства поэмы в древности ходил анекдот о том, что Креофил некогда оказал Гомеру радушный прием (или даже был его учителем), потому Гомер подарил ему эту поэму, позволив подписать своим именем . Каллимах , которого заинтересовал этот вопрос, в одной из эпиграмм подтверждает авторство Креофила:

Καλλίμαχος
ἐπίγραμμα 7
Перевод Г. А. Стратановского

Τοῦ Σαμίου πόνος εἰμί, δόμῳ ποτὲ θεῖον Ὅμηρον
δεξαμένου· κλείω δ´ Εὔρυτον ὅσσ´ ἔπαθεν,
καὶ ξανθὴν Ἰόλειαν· Ὁμήρειον δὲ καλεῦμαι
γράμμα· Κρεωφύλῳ, Ζεῦ φίλε, τοῦτο μέγα.

Самоса житель меня сочинил, что когда-то Гомера
Принял; теперь же Еврита горькую участь пою
Вместе с Иолией русой. Зовусь я писаньем Гомера,
Но Креофила ведь сей подвиг, великий Зевес.

По мнению некоторых исследователей, самосская школа аэдов конкурировала с теми, что распространяли поэмы Гомера .

По словам Павсания , в поэме речь идет об Эвбейской Эхалии, так как Креофил опирался на эвбейские предания , и Страбон также пишет, что «на эретрийской территории есть также селение Эхалия (остаток города, разрушенного Гераклом)» . Согласно Гекатею Милетскому , Эхалия находилась в Скионе, части Эретрии , но в древности не было единого мнения о местонахождении города Эврита, поскольку имелись различные местные версии мифа, а Страбон насчитывает в Греции пять городов с названием Эхалия.

По мнению Аполлодора, опирающегося на , Эхалия находилась в Аркадии , и позднее называлась Анданией. Страбон допускает подобное предположение, но опровергает утверждение Аполлодора, что Эхалия была всего одна .

Павсаний сообщает, что этот вопрос считается спорным, так как фессалийцы утверждают, будто заброшенное местечко Эвритион некогда называлось Эхалией, и было городом Эврита . Страбон упоминает о трахинской Эхалии около Трикки , в долине Пенея . Сам Павсаний склоняется к пелопоннесской версии, помещая Эхалию в Мессении , в местности, в его время называвшейся Карнасионом, и добавляя, что там находятся кости Эврита. Город, по его словам, был назван по имени жены царя Меланея , отца Эврита .

Сын Дотада, Сибот, установил, чтобы царствующий правитель ежегодно приносил жертву реке Памису и совершал приношения, как герою, Эвриту, сыну Меланея, в Эхалии перед совершением таинства Великих богинь, которые тогда еще проводились в Андании.

Павсаний . Описание Эллады. IV. 3, 10

У Диодора Сицилийского неясно, где именно расположена Эхалия, поскольку в его рассказе Геракл воюет в Трахине, затем берет Эхалию, после чего отправляется с Иолой на крайнюю оконечность Эвбеи мыс Кеней .

Из упоминания царства Эврита в гомеровском Каталоге кораблей также сложно сделать однозначный вывод о его местонахождении: фракиец Фамирид лишен певческого дара и изувечен музами в мессенском Дорионе, по дороге из владений Эврита .

На сюжет мифа о Геракле и Эврите была написана не сохранившаяся трагедия Иона Хиосского «Эвритиды», а дальнейшее развитие тема (ревность Деяниры к Иоле, ставшая причиной гибели Геракла) получила в «Трахинянках» Софокла . .

Примечания

  1. , с. 158.
  2. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. II. 6, 1
  3. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. II. 7, 7
  4. Гомер. Одиссея. VIII. 224 сл; XXI. 25 сл
  5. , S. 2151.
  6. , с. 122.
  7. Страбон. XIV, 18, с. 638
  8. Павсаний. IV 2, 3
  9. Страбон. X, 10, с. 448
  10. Страбон. VIII, 3, 6, 25; 4, 5 с. 339, 350, 360
  11. Диодор Сицилийский. IV. 37, 5
  12. , S. 2100.
  13. Гомер. Илиада. II. 594 сл
  14. , S. 2098.

Литература

Ссылки

Креофил. . Дата обращения: 26 мая 2016.

Источник —

Same as Взятие Эхалии